Наталья Кежова
Мастер-класс для педагогов «Организация работы с картиной с использованием приемов ТРИЗ: работа с технологическими картами»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы с картиной с использованием приемов ТРИЗ: работа с технологическими картами на примере картины «Скворцы прилетели»
Технологическая карта № 1
Определение состава картины.
1. Перечисление объектов на картине:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Организация работы с картиной с использованием приемов ТРИЗ: работа с технологическими картами“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Пришёл Волшебник Деления и предлагает посмотреть на картину с помощью волшебных «подзорных труб». Какие объекты вы видите? (девочка (давайте её назовём) Катя, мальчик на лестнице Вова; мальчик, который держит скворечник, Петя; мальчик, который делает новый скворечник, Саша; лужа, куры, плетень, забор, деревья, дома, собака, птицы, скворец; скворечник на дереве, инструменты на земле, небо, земля)
2. Моделирование объектов
По мере называния объектов, воспитатель выставляет на доске их схематические изображения.
3. Группировка по заданному признаку
Назовите объекты на картине, относящиеся к живой природе (дети, куры, деревья и т. д.); объекты красного цвета; предметы рукотворного мира и другие признаки.
4. Обобщение перечисленных объектов
Технологическая карта № 2
Установление взаимосвязей между объектами на картине
1. Выделение двух объектов на картине.
2. Обоснование связей между ними.
Пришёл Волшебник Объединения. Волшебник этот молчаливый и мы должны ему помочь – объяснить связи между объектами. Что с чем связано и почему?
(мальчик Петя связан со скворечником, он держит его в руках; земля и лужа и т. д.)
3. Объединение названных объектов стрелками
По мере называния связей между объектами, воспитатель чертит линии – соединения.
4. Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины.
Можно ли объединить всех детей между собой? (да, они все заняты общим делом - помогают птицам)
Технологическая карта № 3
Тексты, созданные на основе возможного восприятия через разные органы чувств
1. Предложить «войти» в картину.
Закройте на секунду глаза, и представьте, что вы находитесь в этой картине.
2. Выбрать орган чувств, который помогает «путешествовать» по картине.
3. Сделать речевую зарисовку возможных ощущений.
Волшебник «Я только слышу».
Что мы слышим? (птички поют, курочки кудахчут, дети разговаривают и т. д.);
Волшебник «Я чувствую запах».
Чем пахнет на этой картине? (деревом, свежестью весны и др.);
Волшебник «Я ощущаю лицом и руками».
Что на этой картине мы можем потрогать руками и ощутить лицом? (лужа- вода прохладная, мокрая; дерево – шероховатое, теплое; собака – мягкая, лохматая, теплая; ветер дует в лицо и т. д.)
Технологическая карта №4
Составление загадок и метафор по картине
Загадки.
1. Выбор объекта на картине
Давайте составим загадку о собаке.
2. Выбор модели загадки («Свойства и качества», «Действия», «Части», «Часть и их количество»).
3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.
Собака какая?
- мягкая, пушистая, быстро бегает, охраняет дом;
Мягкая, как что, кто? (перина, шарфик и др.)
Пушистая, как что, кто? (белка, пух и др.)
Быстро бегает, как кто? (как заяц и др.)
Охраняет дом, как что? (как замок и т. д.)
4. Выбор наиболее удачных сравнений.
5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».
6. Выразительное чтение загадки.
Загадка: Пушистая, но не шарфик,
Быстро бегает, но не заяц,
Охраняет дом, но не замок.
Метафоры.
Демонстрация речевой фразы с последующим объяснением ее смысла.
Про кого или чего я говорю здесь?
«Утренний дождь оставил огромную прозрачную кляксу на траве»
Объект – лужа. Обозначается место: «лужа на траве». Лужа по форме сравнивается с кляксой. Соединяем сравнение по форме и местонахождение: «клякса на траве». Усиливаем сравнение тем, что клякса не чернильная, а дождевая. Вставляем в текст.
Технологическая карта №5
Преобразование объектов во времени
Объекты растительного мира описываются по линии времен года, представители животного мира – в рамках суток, объекты рукотворного мира – с момента появления и вторичного использования.
1. Выбрать объект, определить его настоящее и засхематизировать.
Какое время года изображено на картине? (весна)
2. Обозначить прошлое (будущее) с учетом классификационной группы.
3. Составить рассказ- фантазию о прошлом (будущем) объекта.
4. Назвать рассказ.
Пришел Волшебник Прошлого времени. Какое время года наступило? (зима) Что произошло с деревьями на картине? (деревья стоят голые, без листьев, на ветвях лежит снег)
Пришел Волшебник Будущего времени. Какое время года наступило? (лето) Что произошло с деревьями на картине? (деревья покроются листвой, а на их ветках птицы совьют гнезда и выведут птенцов)
Технологическая карта №6
Описание местонахождения объектов на картине
1. Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости.
Объект – лужа на земле.
2. Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:
а) с позиции постороннего наблюдателя;
На картине лужа. Она изображена чуть ниже центральной части, ближе к левой его стороне. Игра «Ожившая картина»: объект оживает и находит себе место на сцене (на ковре).
б) в роли самого объекта;
«Я – лужа на дворе. Вокруг меня еще пожухлая трава. Рядом стоит мальчик, чуть подальше – мальчик поднимается по лестнице, чтобы повесить скворечник. Справа от меня плетень, а за плетнем куры».
Технологическая карта №7
Составление рассказа с разных точек зрения.
1. Выбрать объект (героя) на картине.
Объект – лужа
2. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.
«Лужа – воображала».
3. Войти в образ героя.
4. Описать восприятие изображенного на картине с точки зрения выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.
«Я – красавица лужа. Я такая прозрачная, голубоватая, что небо всегда на меня смотрит и завидует. И вода у меня тепленькая и ласковая, поэтому все меня любят. Ах, как приятно солнышко припекает. Это оно для меня старается. Ой! (и лужа высохла)»
5. Решение проблемных ситуаций и изменение эмоционального состояния героя в сторону равновесия.
Технологическая карта №8
Смысловая характеристика картины.
1. Выборка пословицы или поговорки.
Предлагаются бумажки с названиями пословиц.
2. Рассматривание картины через призму одной из выбранных.
Выдерни записочку, прочитаем текст, и объясни, по каким причинам так назвали картину.
«Добро век не забудется»;
«Жизнь дана на добрые дела»;
«Мир не без добрых людей»;
«Под лежачий камень вода не течет»;
«Делу – время, потехе – час»;
«Сделал дело – гуляй смело»;
«Без труда – не вытащишь рыбку из пруда»
3. Объяснение – рассуждение ребёнком, почему подходит пословица как название картины.
Найди самое удачное название картины.
Например, «Мир не без добрых людей»
«Пословица подходит к картине, потому, что птицы прилетели из теплых стран. Им нужно вить гнезда, выводить птенцов. И дети помогают скворцам, делают для них скворечники. Они добрые. Поэтому и говорят – «Мир не без добрых людей»»
4. Предложить ребёнку так назвать рассказ по картине и составить смысловое описание.
Технологическая карта №9
Составление рассказов – фантазий.
1. Выбрать объект, изображенный на картине, либо его часть.
2. Пригласить одного из Волшебников.
3. Преобразовать объект или его часть.
4. Составить фантастический рассказ.
5. Оценить уровень творчества.
Волшебники:
1)Увеличения – Уменьшения: лужа стала расти, скворцы стали расти и перестали помещаться в скворечник. Игра «Хорошо – плохо» - обсуждение ситуации.
2)Волшебники Дробления – Объединения
3)Волшебники Оживления – Окаменения: гвозди и инструменты стали оживать и сами строить скворечник.
4)Могу Все – Могу Только
5)Наоборот
6)Времени (Убыстрения – Замедления; Обратного Времени, Перепутывания Времени, Зеркало Времени)
- Что происходит с этим объектом?
- Какие ощущения он испытывает?
-Как он воспринимает окружающий мир?
- Как окружающий мир относится к преобразованному объекту?
- Что хорошего – плохого есть у объекта с окружающим миром?
- Как фантастический объект может помочь решить проблемы окружающих объектов?
- Как окружение может согласоваться с измененным объектом?
Технологическая карта №10.
Составление сказок нравственно – этического характера.
1. Определить место.
Двор
2. Выбрать героев, наделить их свойствами или характеристиками.
Лужа – воображала
3. Объявить Случай.
В лужу упал мяч.
4. Составить текст сказки.
«Жила – была лужа во дворе. И считала себя самой красивой на свете. Однажды в лужу упал красивый детский мяч и нарушил ее спокойствие…»
4. Придумать название сказки.
Как лужа с мячом подружилась.
Технологическая карта №11.
Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.
1. Выбор объекта, определение его свойств, действий и места действия (обитания)
Дети – добрые, отзывчивые, помогают, строят скворечники во дворе
2. Подбор рифмующихся между собой слов
Посмотри – говори, были – любили и др…
3. Работа по алгоритмам создания рифмованного текста.
4. Выразительное прочтение рифмовки.
Жили – были в школе дети,
Самые добрые на свете,
Очень птиц они любили,
Им скворечник смастерили.