Наталья Кежова
Мастер-класс для педагогов «Организация работы с картиной с использованием приемов ТРИЗ: работа с технологическими картами»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы с картиной с использованием приемов ТРИЗ: работа с технологическими картами на примере картины «Скворцы прилетели»
Технологическая карта № 1
Определение состава картины.
1. Перечисление объектов на картине:
Пришёл Волшебник Деления и предлагает посмотреть на картину с помощью волшебных «подзорных труб». Какие объекты вы видите? (девочка (давайте её назовём) Катя, мальчик на лестнице Вова; мальчик, который держит скворечник, Петя; мальчик, который делает новый скворечник, Саша; лужа, куры, плетень, забор, деревья, дома, собака, птицы, скворец; скворечник на дереве, инструменты на земле, небо, земля)
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ТРИЗ. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Консультации для педагогов
- ТРИЗ. Семинары, мастер-классы для педагогов
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
2. Моделирование объектов
По мере называния объектов, воспитатель выставляет на доске их схематические изображения.
3. Группировка по заданному признаку
Назовите объекты на картине, относящиеся к живой природе (дети, куры, деревья и т. д.); объекты красного цвета; предметы рукотворного мира и другие признаки.
4. Обобщение перечисленных объектов
Технологическая карта № 2
Установление взаимосвязей между объектами на картине
1. Выделение двух объектов на картине.
2. Обоснование связей между ними.
Пришёл Волшебник Объединения. Волшебник этот молчаливый и мы должны ему помочь – объяснить связи между объектами. Что с чем связано и почему?
(мальчик Петя связан со скворечником, он держит его в руках; земля и лужа и т. д.)
3. Объединение названных объектов стрелками
По мере называния связей между объектами, воспитатель чертит линии – соединения.
4. Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины.
Можно ли объединить всех детей между собой? (да, они все заняты общим делом - помогают птицам)
Технологическая карта № 3
Тексты, созданные на основе возможного восприятия через разные органы чувств
1. Предложить «войти» в картину.
Закройте на секунду глаза, и представьте, что вы находитесь в этой картине.
2. Выбрать орган чувств, который помогает «путешествовать» по картине.
3. Сделать речевую зарисовку возможных ощущений.
Волшебник «Я только слышу».
Что мы слышим? (птички поют, курочки кудахчут, дети разговаривают и т. д.);
Волшебник «Я чувствую запах».
Чем пахнет на этой картине? (деревом, свежестью весны и др.);
Волшебник «Я ощущаю лицом и руками».
Что на этой картине мы можем потрогать руками и ощутить лицом? (лужа- вода прохладная, мокрая; дерево – шероховатое, теплое; собака – мягкая, лохматая, теплая; ветер дует в лицо и т. д.)
Технологическая карта №4
Составление загадок и метафор по картине
Загадки.
1. Выбор объекта на картине
Давайте составим загадку о собаке.
2. Выбор модели загадки («Свойства и качества», «Действия», «Части», «Часть и их количество»).
3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.
Собака какая?
- мягкая, пушистая, быстро бегает, охраняет дом;
Мягкая, как что, кто? (перина, шарфик и др.)
Пушистая, как что, кто? (белка, пух и др.)
Быстро бегает, как кто? (как заяц и др.)
Охраняет дом, как что? (как замок и т. д.)
4. Выбор наиболее удачных сравнений.
5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».
6. Выразительное чтение загадки.
Загадка: Пушистая, но не шарфик,
Быстро бегает, но не заяц,
Охраняет дом, но не замок.
Метафоры.
Демонстрация речевой фразы с последующим объяснением ее смысла.
Про кого или чего я говорю здесь?
«Утренний дождь оставил огромную прозрачную кляксу на траве»
Объект – лужа. Обозначается место: «лужа на траве». Лужа по форме сравнивается с кляксой. Соединяем сравнение по форме и местонахождение: «клякса на траве». Усиливаем сравнение тем, что клякса не чернильная, а дождевая. Вставляем в текст.
Технологическая карта №5
Преобразование объектов во времени
Объекты растительного мира описываются по линии времен года, представители животного мира – в рамках суток, объекты рукотворного мира – с момента появления и вторичного использования.
1. Выбрать объект, определить его настоящее и засхематизировать.
Какое время года изображено на картине? (весна)
2. Обозначить прошлое (будущее) с учетом классификационной группы.
3. Составить рассказ- фантазию о прошлом (будущем) объекта.
4. Назвать рассказ.
Пришел Волшебник Прошлого времени. Какое время года наступило? (зима) Что произошло с деревьями на картине? (деревья стоят голые, без листьев, на ветвях лежит снег)
Пришел Волшебник Будущего времени. Какое время года наступило? (лето) Что произошло с деревьями на картине? (деревья покроются листвой, а на их ветках птицы совьют гнезда и выведут птенцов)
Технологическая карта №6
Описание местонахождения объектов на картине
1. Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости.
Объект – лужа на земле.
2. Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:
а) с позиции постороннего наблюдателя;
На картине лужа. Она изображена чуть ниже центральной части, ближе к левой его стороне. Игра «Ожившая картина»: объект оживает и находит себе место на сцене (на ковре).
б) в роли самого объекта;
«Я – лужа на дворе. Вокруг меня еще пожухлая трава. Рядом стоит мальчик, чуть подальше – мальчик поднимается по лестнице, чтобы повесить скворечник. Справа от меня плетень, а за плетнем куры».
Технологическая карта №7
Составление рассказа с разных точек зрения.
1. Выбрать объект (героя) на картине.
Объект – лужа
2. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.
«Лужа – воображала».
3. Войти в образ героя.
4. Описать восприятие изображенного на картине с точки зрения выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.
«Я – красавица лужа. Я такая прозрачная, голубоватая, что небо всегда на меня смотрит и завидует. И вода у меня тепленькая и ласковая, поэтому все меня любят. Ах, как приятно солнышко припекает. Это оно для меня старается. Ой! (и лужа высохла)»
5. Решение проблемных ситуаций и изменение эмоционального состояния героя в сторону равновесия.
Технологическая карта №8
Смысловая характеристика картины.
1. Выборка пословицы или поговорки.
Предлагаются бумажки с названиями пословиц.
2. Рассматривание картины через призму одной из выбранных.
Выдерни записочку, прочитаем текст, и объясни, по каким причинам так назвали картину.
«Добро век не забудется»;
«Жизнь дана на добрые дела»;
«Мир не без добрых людей»;
«Под лежачий камень вода не течет»;
«Делу – время, потехе – час»;
«Сделал дело – гуляй смело»;
«Без труда – не вытащишь рыбку из пруда»
3. Объяснение – рассуждение ребёнком, почему подходит пословица как название картины.
Найди самое удачное название картины.
Например, «Мир не без добрых людей»
«Пословица подходит к картине, потому, что птицы прилетели из теплых стран. Им нужно вить гнезда, выводить птенцов. И дети помогают скворцам, делают для них скворечники. Они добрые. Поэтому и говорят – «Мир не без добрых людей»»
4. Предложить ребёнку так назвать рассказ по картине и составить смысловое описание.
Технологическая карта №9
Составление рассказов – фантазий.
1. Выбрать объект, изображенный на картине, либо его часть.
2. Пригласить одного из Волшебников.
3. Преобразовать объект или его часть.
4. Составить фантастический рассказ.
5. Оценить уровень творчества.
Волшебники:
1)Увеличения – Уменьшения: лужа стала расти, скворцы стали расти и перестали помещаться в скворечник. Игра «Хорошо – плохо» - обсуждение ситуации.
2)Волшебники Дробления – Объединения
3)Волшебники Оживления – Окаменения: гвозди и инструменты стали оживать и сами строить скворечник.
4)Могу Все – Могу Только
5)Наоборот
6)Времени (Убыстрения – Замедления; Обратного Времени, Перепутывания Времени, Зеркало Времени)
- Что происходит с этим объектом?
- Какие ощущения он испытывает?
-Как он воспринимает окружающий мир?
- Как окружающий мир относится к преобразованному объекту?
- Что хорошего – плохого есть у объекта с окружающим миром?
- Как фантастический объект может помочь решить проблемы окружающих объектов?
- Как окружение может согласоваться с измененным объектом?
Технологическая карта №10.
Составление сказок нравственно – этического характера.
1. Определить место.
Двор
2. Выбрать героев, наделить их свойствами или характеристиками.
Лужа – воображала
3. Объявить Случай.
В лужу упал мяч.
4. Составить текст сказки.
«Жила – была лужа во дворе. И считала себя самой красивой на свете. Однажды в лужу упал красивый детский мяч и нарушил ее спокойствие…»
4. Придумать название сказки.
Как лужа с мячом подружилась.
Технологическая карта №11.
Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.
1. Выбор объекта, определение его свойств, действий и места действия (обитания)
Дети – добрые, отзывчивые, помогают, строят скворечники во дворе
2. Подбор рифмующихся между собой слов
Посмотри – говори, были – любили и др…
3. Работа по алгоритмам создания рифмованного текста.
4. Выразительное прочтение рифмовки.
Жили – были в школе дети,
Самые добрые на свете,
Очень птиц они любили,
Им скворечник смастерили.