Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Организация работы с картиной с использованием приемов ТРИЗ: работа с технологическими картами» (2 фото)

Наталья Кежова
Мастер-класс для педагогов «Организация работы с картиной с использованием приемов ТРИЗ: работа с технологическими картами»
▼ Скачать + Заказать документы

Организация работы с картиной с использованием приемов ТРИЗ: работа с технологическими картами на примере картины «Скворцы прилетели»

Мастер-класс для педагогов «Организация работы с картиной с использованием приемов ТРИЗ: работа с технологическими картами»

Технологическая карта № 1

Определение состава картины.

1. Перечисление объектов на картине:

Пришёл Волшебник Деления и предлагает посмотреть на картину с помощью волшебных «подзорных труб». Какие объекты вы видите? (девочка (давайте её назовём) Катя, мальчик на лестнице Вова; мальчик, который держит скворечник, Петя; мальчик, который делает новый скворечник, Саша; лужа, куры, плетень, забор, деревья, дома, собака, птицы, скворец; скворечник на дереве, инструменты на земле, небо, земля)

Темочки:

2. Моделирование объектов

По мере называния объектов, воспитатель выставляет на доске их схематические изображения.

3. Группировка по заданному признаку

Назовите объекты на картине, относящиеся к живой природе (дети, куры, деревья и т. д.); объекты красного цвета; предметы рукотворного мира и другие признаки.

4. Обобщение перечисленных объектов

Технологическая карта № 2

Установление взаимосвязей между объектами на картине

1. Выделение двух объектов на картине.

2. Обоснование связей между ними.

Пришёл Волшебник Объединения. Волшебник этот молчаливый и мы должны ему помочь – объяснить связи между объектами. Что с чем связано и почему?

(мальчик Петя связан со скворечником, он держит его в руках; земля и лужа и т. д.)

3. Объединение названных объектов стрелками

По мере называния связей между объектами, воспитатель чертит линии – соединения.

4. Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины.

Можно ли объединить всех детей между собой? (да, они все заняты общим делом - помогают птицам)

Фото «Организация работы с картиной с использованием приемов ТРИЗ: работа с технологическими картами»

Технологическая карта № 3

Тексты, созданные на основе возможного восприятия через разные органы чувств

1. Предложить «войти» в картину.

Закройте на секунду глаза, и представьте, что вы находитесь в этой картине.

2. Выбрать орган чувств, который помогает «путешествовать» по картине.

3. Сделать речевую зарисовку возможных ощущений.

Волшебник «Я только слышу».

Что мы слышим? (птички поют, курочки кудахчут, дети разговаривают и т. д.);

Волшебник «Я чувствую запах».

Чем пахнет на этой картине? (деревом, свежестью весны и др.);

Волшебник «Я ощущаю лицом и руками».

Что на этой картине мы можем потрогать руками и ощутить лицом? (лужа- вода прохладная, мокрая; дерево – шероховатое, теплое; собака – мягкая, лохматая, теплая; ветер дует в лицо и т. д.)

Технологическая карта №4

Составление загадок и метафор по картине

Загадки.

1. Выбор объекта на картине

Давайте составим загадку о собаке.

2. Выбор модели загадки («Свойства и качества», «Действия», «Части», «Часть и их количество»).

3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.

Собака какая?

- мягкая, пушистая, быстро бегает, охраняет дом;

Мягкая, как что, кто? (перина, шарфик и др.)

Пушистая, как что, кто? (белка, пух и др.)

Быстро бегает, как кто? (как заяц и др.)

Охраняет дом, как что? (как замок и т. д.)

4. Выбор наиболее удачных сравнений.

5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».

6. Выразительное чтение загадки.

Загадка: Пушистая, но не шарфик,

Быстро бегает, но не заяц,

Охраняет дом, но не замок.

Метафоры.

Демонстрация речевой фразы с последующим объяснением ее смысла.

Про кого или чего я говорю здесь?

«Утренний дождь оставил огромную прозрачную кляксу на траве»

Объект – лужа. Обозначается место: «лужа на траве». Лужа по форме сравнивается с кляксой. Соединяем сравнение по форме и местонахождение: «клякса на траве». Усиливаем сравнение тем, что клякса не чернильная, а дождевая. Вставляем в текст.

Технологическая карта №5

Преобразование объектов во времени

Объекты растительного мира описываются по линии времен года, представители животного мира – в рамках суток, объекты рукотворного мира – с момента появления и вторичного использования.

1. Выбрать объект, определить его настоящее и засхематизировать.

Какое время года изображено на картине? (весна)

2. Обозначить прошлое (будущее) с учетом классификационной группы.

3. Составить рассказ- фантазию о прошлом (будущем) объекта.

4. Назвать рассказ.

Пришел Волшебник Прошлого времени. Какое время года наступило? (зима) Что произошло с деревьями на картине? (деревья стоят голые, без листьев, на ветвях лежит снег)

Пришел Волшебник Будущего времени. Какое время года наступило? (лето) Что произошло с деревьями на картине? (деревья покроются листвой, а на их ветках птицы совьют гнезда и выведут птенцов)

Технологическая карта №6

Описание местонахождения объектов на картине

1. Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости.

Объект – лужа на земле.

2. Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:

а) с позиции постороннего наблюдателя;

На картине лужа. Она изображена чуть ниже центральной части, ближе к левой его стороне. Игра «Ожившая картина»: объект оживает и находит себе место на сцене (на ковре).

б) в роли самого объекта;

«Я – лужа на дворе. Вокруг меня еще пожухлая трава. Рядом стоит мальчик, чуть подальше – мальчик поднимается по лестнице, чтобы повесить скворечник. Справа от меня плетень, а за плетнем куры».

Технологическая карта №7

Составление рассказа с разных точек зрения.

1. Выбрать объект (героя) на картине.

Объект – лужа

2. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.

«Лужа – воображала».

3. Войти в образ героя.

4. Описать восприятие изображенного на картине с точки зрения выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.

«Я – красавица лужа. Я такая прозрачная, голубоватая, что небо всегда на меня смотрит и завидует. И вода у меня тепленькая и ласковая, поэтому все меня любят. Ах, как приятно солнышко припекает. Это оно для меня старается. Ой! (и лужа высохла)»

5. Решение проблемных ситуаций и изменение эмоционального состояния героя в сторону равновесия.

Технологическая карта №8

Смысловая характеристика картины.

1. Выборка пословицы или поговорки.

Предлагаются бумажки с названиями пословиц.

2. Рассматривание картины через призму одной из выбранных.

Выдерни записочку, прочитаем текст, и объясни, по каким причинам так назвали картину.

«Добро век не забудется»;

«Жизнь дана на добрые дела»;

«Мир не без добрых людей»;

«Под лежачий камень вода не течет»;

«Делу – время, потехе – час»;

«Сделал дело – гуляй смело»;

«Без труда – не вытащишь рыбку из пруда»

3. Объяснение – рассуждение ребёнком, почему подходит пословица как название картины.

Найди самое удачное название картины.

Например, «Мир не без добрых людей»

«Пословица подходит к картине, потому, что птицы прилетели из теплых стран. Им нужно вить гнезда, выводить птенцов. И дети помогают скворцам, делают для них скворечники. Они добрые. Поэтому и говорят – «Мир не без добрых людей»»

4. Предложить ребёнку так назвать рассказ по картине и составить смысловое описание.

Технологическая карта №9

Составление рассказов – фантазий.

1. Выбрать объект, изображенный на картине, либо его часть.

2. Пригласить одного из Волшебников.

3. Преобразовать объект или его часть.

4. Составить фантастический рассказ.

5. Оценить уровень творчества.

Волшебники:

1)Увеличения – Уменьшения: лужа стала расти, скворцы стали расти и перестали помещаться в скворечник. Игра «Хорошо – плохо» - обсуждение ситуации.

2)Волшебники Дробления – Объединения

3)Волшебники Оживления – Окаменения: гвозди и инструменты стали оживать и сами строить скворечник.

4)Могу Все – Могу Только

5)Наоборот

6)Времени (Убыстрения – Замедления; Обратного Времени, Перепутывания Времени, Зеркало Времени)

- Что происходит с этим объектом?

- Какие ощущения он испытывает?

-Как он воспринимает окружающий мир?

- Как окружающий мир относится к преобразованному объекту?

- Что хорошего – плохого есть у объекта с окружающим миром?

- Как фантастический объект может помочь решить проблемы окружающих объектов?

- Как окружение может согласоваться с измененным объектом?

Технологическая карта №10.

Составление сказок нравственно – этического характера.

1. Определить место.

Двор

2. Выбрать героев, наделить их свойствами или характеристиками.

Лужа – воображала

3. Объявить Случай.

В лужу упал мяч.

4. Составить текст сказки.

«Жила – была лужа во дворе. И считала себя самой красивой на свете. Однажды в лужу упал красивый детский мяч и нарушил ее спокойствие…»

4. Придумать название сказки.

Как лужа с мячом подружилась.

Технологическая карта №11.

Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.

1. Выбор объекта, определение его свойств, действий и места действия (обитания)

Дети – добрые, отзывчивые, помогают, строят скворечники во дворе

2. Подбор рифмующихся между собой слов

Посмотри – говори, были – любили и др…

3. Работа по алгоритмам создания рифмованного текста.

4. Выразительное прочтение рифмовки.

Жили – были в школе дети,

Самые добрые на свете,

Очень птиц они любили,

Им скворечник смастерили.

Публикации по теме:

Мое творчествоМое творчество Предлагаю Вашему вниманию новые работы. Сочетание разных техник, творческий эксперимент, душевный полет. Некоторые работы приурочены к.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Организация работы с картиной с использованием приемов ТРИЗ: работа с технологическими картами»
Опубликовано: 18 февраля 2014 в 21:06
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Организация работы с картиной с использованием приемов ТРИЗ: работа с технологическими картами»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кежова (УИ 161024) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД