Татьяна Клягина
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
Выполнила: Клягина Т. А. ,
воспитатель ГБДОУ ЛНР «Софиевский
ясли-сад №19 «Колокольчик»
Цель: расширять знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
Задачи:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2025
Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании (вилкой, штампами из овощей, ватными палочками, мятой бумагой, пальцами).
Развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге.
Повысить уровень мастерства педагогов.
Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический, словесный, наглядный.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, дидактические средства – рисунки, выполненные в технике нетрадиционного рисования; влажные салфетки, ёмкости для использованных материалов, материал для практической деятельности – гуашь красного и желтого цвета, гуашь, разведенная в маленьких блюдцах, зеленого и голубого цвета, белые листы бумаги А4 и А5, ватные палочки, штампы звездочек из картофеля, пластиковые вилки.
Предварительная работа: изучение литературы и интернет-ресурсов по данной теме, подготовка оборудования.
Вводная часть
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его первые проявления творчества. Поэтому одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то интересное и необычное.
Изобразительная деятельность приносит море радости дошкольникам. Они копируют окружающий мир и так изучают его.
Изначально всякое детское художество сводится к тому, не что рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей достаточно.
На занятиях с применением комбинирования очень важно использовать всевозможные способы рисования, в том числе и нетрадиционные.
Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции. При выборе нетрадиционного метода рисования необходимо учитывать возрастные особенности детей.
Ход мастер-класса:
Нетрадиционное, оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью материалов, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Ребенок любит быстро достигать результат в своей работе, а нетрадиционные техники способствуют этому. Разберем некоторые из них (с показом иллюстраций).
Рисование пальчиками. Опустить в гуашь пальчик и наносить точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой. Опустить ладошку в краску либо раскрасить её с помощью кисти, а затем оставить на бумажном листе отпечаток. В процессе можно дорисовать различные элементы и превратить ладошку в птицу, жирафа или рыбку.
Рисование ватными палочками (пуантализм). Для нанесения точки опустить ватный кончик в ячейку с краской, затем аккуратно прижать к бумаге. Не допускать слияния пятен. Расстояние между точками возможно любое, зависит от того, какой представляется картина. Палочку прижимать к бумажному листу перпендикулярно. Делать короткие движения, не держать ватный кончик на бумаге долго.
Оттиск печатками из овощей и фруктов (штампинг). Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, прижать печатку к штемпельной подушечке из тонкого поролона, пропитанного гуашью (или макнуть в краску) и наносить оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Рисование мятой бумагой. Для начала необходимо смять лист бумаги, этот комок мокнуть в мисочку с краской. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
Рисование мыльными пузырями. Положить в стакан ложку гуаши, налить жидкого мыла, смешанного с водой. С помощью соломинки для коктейлей вспенить раствор, чтобы пузыри поднялись в стаканчике. Взять плотную бумагу и прислонить ее к мыльной пене. Таким образом, можно одним листом бумаги пройтись по всем цветам. Для творчества лучше брать плотную бумагу. Получившиеся отпечатки можно дорисовать и сделать картину.
Рисование пищевой пленкой. Постелить плёнку на мокрую акварель и подвигать. Получаются ледяные кристаллы или другого рода абстракции.
Рисование зубочистками на клее ПВА. Налить на бумагу клей ПВА и рисовать на нем разводы зубочистками.
Рисование вилкой. Выложить краску на палитру (при необходимости разбавить её водой, опустить вилку тыльной стороной на краску, поднять и прижать к бумажному листу в нужном месте, можно сдвинуть инструмент, чтобы получить более длинные линии.
Расчесывание краски. Нанести с помощью кисти гуашевые пятна (можно разных цветов, и с помощью мелкой расчески, поролоновой губки, сделать вертикальные или горизонтальные мазки.
Монотипия. Нанести любой рисунок гуашевой краской на гладкую поверхность предмета. Отпечатки можно делать на любой гладкой поверхности: стекле, пластмассовой доске, плёнке, кафельной плитке, толстой глянцевой бумаге. Сверху наложить лист бумаги и придавить. Получится оттиск в зеркальном отображении, напоминающий очертания облаков, холмов, ветвей деревьев, водорослей.
Монотипия предметная. Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток (например, бабочки).
Кляксография. Рисование пятнами, кляксами, которые можно получить, выливая жидкую гуашь пластиковой ложкой на лист бумаги. Затем лист накрыть другим листом, прижать и снять. Полученное изображение рассматривают, определяют, на что оно похоже и дорисовывают недостающие детали.
Ниткография. Взять нитки длиной 25-30 см, окрасить их в разные цвета, выложить, как захочется, на одной половине листа (концы ниток вывести наружу). Сложить половинки листа, прижать их друг к другу, разгладить. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернуть одну нитку за другой. Развернуть лист - получился интересный узор.
Рисование солью (манкой). Эскиз картинки нужно приготовить заранее. Нанести на поверхность рисунка кисточкой клей ПВА. Сверху аккуратно посыпать солью (или манкой). Лишнюю соль (манку) убрать с помощью сухой кисточки. Дать время работе подсохнуть. Готовый рисунок раскрасить гуашью, либо с помощью кисти капать краской на солевую основу. Краска сама растекается и красиво смешивается.
Граттаж. Взять лист белого картона, весь лист тщательно затереть воском или парафином. Затем нанести чёрную краску, предварительно смешав тушь или гуашь с жидким мылом. Подождать, чтобы краска хорошо просохла. Когда лист будет готов к работе, процарапывать на нём рисунок зубочисткой, пером либо стержнем от шариковой ручки.
Произведения, выполненные в технике граттаж, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона.
Практическая часть
Уважаемые педагоги! Сейчас я хочу провести небольшой мастер-класс по нетрадиционной технике рисования и покажу, как использовать с детьми смешанные нетрадиционные техники рисования в одной работе.
Но для начала давайте немножко разомнемся.
Физкультминутка по стихотворению «Ель» (автор М. Пляцковский)
Ель стоит под небом синим, (Разводим руки и ноги немного в стороны, ладошки держим параллельно полу — изображаем ель)
На котором звёзды спят. (Голову поднимаем вверх, вытягиваем шею — стараемся увидеть звёздочки «на небе»)
Всю её раскрасил иней
От макушки и до пят. (Вытянутые руки поднимаем вверх над головой, «раскрашиваем кисточками» всю ёлочку инеем, делая плавные движения ладошками из стороны в сторону, потихоньку наклоняемся и опускаем руки перед собой до пола)
Чистым жемчугом сверкая
В колкой, звонкой тишине,
(Большой и указательный пальцы каждой руки соединяем в маленькие круги, изображаем жемчужины. Делаем отрывистые движения руками в разные стороны)
Ель нарядная такая —
Будто сказка при луне. (Изображаем ель: разводим руки и ноги немного в стороны, ладошки держим параллельно полу, делаем пружинку с поворотом)
Облаков плечом касаясь,
(Поднимаем по очереди вверх правое и левое плечо)
Ловит снег она густой.
(Подпрыгиваем и хлопаем вытянутым руками над головой -«ловим снег»)
Даже встал на лапки заяц (Руки держим на уровне груди, встаём на носочки)
Перед этой красотой! (Хлопаем в ладоши и наклоняем голову вправо-влево)
Скоро наступит долгожданный праздник Новый год, и я предлагаю нарисовать символ этого праздника – наряженную ёлочку. Но рубить мы её не будем, а нарядим прямо в сугробах снега.
1. Для рисования ёлочки мы воспользуемся пластиковой вилкой, которую будем обмакивать в зелёную гуашь.
2. Чтобы изобразить звезду на макушке нашей ели, мы используем штампинг – оттиск печаткой из картофеля, макнув его в красную гуашь.
3. Пока ёлочка чуть подсохнет, мы сомнём лист бумаги и мятой бумагой (голубой краской) нарисуем пышные сугробы под нашей красавицей.
4. Украшаем нашу ёлочку золотыми (желтыми) бусами, рисуя их ватными палочками.
5. И в завершение композиции, повесим яркие красные шары, нарисовав их пальчиками.
Но прежде, чем вы приступите к работе, предлагаю размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Новый год»
Наступает Новый год! (Хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод. (Кисти сцеплены пальцами, вращаем внутрь-наружу)
Висят на елке шарики, (Соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. (Показываем кистями рук «фонарики»)
Вот сверкают льдинки, (Сжимаем и резко разжимаем кулаки поочередно)
Кружатся снежинки. (Легко и плавно двигаем кистями)
В гости Дед Мороз идет, (Пальцы шагают по коленям)
Всем подарки он несет. (Трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать, (Хлопаем по коленям, чередуя: одна рука - ладонью, другая - кулаком)
Будем пальцы загибать! (По очереди загибаем пальцы)
Приступаем к выполнению задания и смешиваем нетрадиционные техники рисования в одной работе.
Заключение
Детям очень нравятся нетрадиционные способы рисования. Это способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности, расширению представлений об окружающем мире, развивает мелкую моторику рук, тренирует мышцы кисти руки, готовит руку к письму.
Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребёнку радость. Она не утомляет малыша, у ребёнка сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования.
Итог: Уважаемые коллеги! Наш мастер-класс подошел к концу.
Умение пользоваться нетрадиционными техниками позволит детям получать удовольствие от своей работы. Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям. Успехов!
Ниже приведены примеры работ детей средней группы