Екатерина Евгеньевна Кузнецова
Мастер-класс для педагогов «Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер – класса : повышение профессиональной компетенции педагогов по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер – класса с кинезиологическими упражнениями (кинезиологическими позами) и нейротренажерами, которые способствуют умственному, речевому, физическому и эмоциональному развитию дошкольников.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми“» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
2. Отработать совместно с участниками мастер – класса использование кинезиологических упражнений (кинезиологические позы) через составление кинезиологических сказок. Наглядно показать, как из обычных материалов можно изготовить нейротренажер для работы с детьми.
3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
Свой мастер – класс я хотела начать с, казалось бы, обычного упражнения «Ухо – нос - хлопок». (Выполняют). Но не у всех оно получается с первого раза.
А все от того, что нет четкой связи или она нарушена во взаимодействии двух полушарий головного мозга.
Наука, которая занимается развитием умственных способностей через движения тела человека – это Образовательная кинезиология. Образовательная кинезиология – это гимнастика для мозга. А кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Современные дети все чаще имеют речевые нарушения, проблемы с моторикой, координацией движения, плохо ориентируются в пространстве. А образовательная кинезиология помогает в решении этих проблем.
Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений.
Упражнения улучшают :
- мыслительную деятельность,
- синхронизируют работу полушарий,
- способствуют запоминанию,
- повышают устойчивость внимания,
- помогают восстановлению речевых функций,
- облегчают процессы чтения и письма,
- раскрывают творческие и интеллектуальные способности,
- снимают психоэмоциональное напряжение и утомление.
Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Главное, выполнять упражнения систематически, в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Упражнения можно выполнять как отдельный комплекс, или включать в занятия в виде динамических пауз, физкультминуток. Упражнения на координацию сначала выполняются в медленном темпе, потом темп можно ускорить, тем самым усложняя. Усложнениями могут быть не только увеличение скорости, но и выполнение с исключением речевого и зрительного контакта.
Использовать кинезиологические упражнения у детей можно уже с младшего дошкольного возраста, применяя стихотворные или сказочные сюжеты - кинезиологические сказки.
Кинезиологические сказки повышают и поддерживают интерес к кинезиологическим упражнениям.
Образовательная деятельность с детьми в процессе работы с кинезиологической сказкой направлена на всестороннее развитие личности, формирование духовных и общечеловеческих ценностей.
Работа должна быть построена с учётом интеграции образовательных областей, видов детской деятельности, адекватных формах работы в соответствии с особенностями контингента детей.
И сегодня я хотела бы познакомить вас, как применять кинезиологические упражнения в работе с детьми через составление кинезиологических сказок. А для этого необходимо овладеть несколькими кинезиологическими упражнениями или их еще называют кинезиологическими позами, которые имеют свое название.
Работа со сказкой проходит несколько этапов. Для начала необходимо подобрать упражнения исходя из уровня детей и второй этап – это запоминание и отработка упражнений.
Посмотрите на экран. Вашему вниманию представлены кинезиологические позы.
Есть важное условие, сначала поза выполняется левой рукой, потом - правой рукой, а затем двумя руками, что позволяет развивать оба полушария.
- Давайте с вами повторим упражнения, которые у меня на экране. ( Выполняют все вместе: сначала одной рукой, потом другой и вместе).
- На экране у меня упражнение еще карточки с позами, такие же карточки у вас на столах, вы можете рассмотреть их и попробовать повторить. Эти карточки я использую в работе с детьми как нейрогимнастику перед составлением или придумыванием сказок или просто для активизации мыслительных процессов. Это очень увлекательно, детям нравится. Ребенок просто составляет ряд из карточек, и все дети повторяют за ним позы.
- Предлагаю кому то из вас, составить свой ряд на мольберте, а мы все повторим. Кто желает? Выходите. (Повторяют)
- А сейчас попробуем рассказать сказку с помощью кинезиологических поз. У вас на столах лежат листочки со строчками из сказки, чтобы не запутаться, я их пронумеровала, но вам надо будет к своей строчке выбрать из карточек позы (1-2, подходящие к вашему сюжету. (Выбирают) У кого - то на столах лежат 2 строчки сказки, предлагаю к ней тоже подобрать одну карточку или несколько. У кого строчка только одна, им надо будет придумать конец сказки. Всем понятно задание, тогда я начинаю. Сказка называется «Семейка», продолжаю свою тему семьи, она для детей младшего дошкольного возраста.
1. Жила-была одна веселая семейка.
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик малышок.
(«Ладонь» - Ладони лежат на столе, поочередно приподнимать пальцы по тексту)
2. Каждое утро вся семья приходила к дедушке поздороваться.
(«Колечко» - Поочередно касаться каждым пальчиком большого по 2 раза).
3. После этого все шли на кухню, там бабушка пекла вкусные оладушки. Ладушки, ладушки, жарим мы оладушки.
(«Оладушки» - Руки лежат на столе: одна ладонью вниз, другая вверх, одновременно руки переворачиваем)
4. После завтрака вся семья отправилась в сад за яблоками.
(«Кулачки-ладошки», по очереди обеими руками стучать по столу).
5. По дороге они встретили ежика. Сначала он испугался и выставил свои иголки, но потом успокоился. («Замок» - «Ежик» - Руки сцеплены в замок, поднимать и опускать пальцы, изображая иголки).
6. Ёжик показал яблоню с самыми вкусными яблоками и все стали собирать их. («Ежик» - «Колечко» - Поочер дно касаемся подушечками большого пальца с подушечками других пальцев сначала правой рукой, затем левой)
7. На яблоньке сидела улитка, она поиграла с малышом.
(«Улитка» - («Корова» и «Кулак») - Руки сжаты в кулачки, выставлять и убирать указательный палец и средний).
8. Наши друзья набрали яблок и понесли их домой.
(«Кулак-ребро-ладонь», одновременно обеими руками ударять по столу).
9. По дороге семья встретила зайчика, и они угостили его яблочком.
(«Зайчик» - «Кулак»)
10. Зайчик очень обрадовался и побежал домой.
(«Зайчик» - «Класс» («Дом»)
Что же произошло дальше…. Придумайте самостоятельно два последних предложения: Наша семья продолжила путь домой («Кулак – ребро-ладонь») или Пришли домой и стали танцевать лизгинку («Лизгинка») или Обнимать друг друга («Замок») и др.
Вот именно так мы с детьми начинаем сначала придумывать начало или конец сказки, а потом, овладев кинезиологическими позами, они сочиняют свои собственные сказки.
Такие занятия способствуют развитию фантазии и воображения. Сопровождая показ текстом, дети совершенствуют связную монологическую речь, упражняются в умении вести диалог. Пальцы и кисти становятся гибкими, подвижными и сильными. Дети учатся проявлять себя естественно, не стесняясь выражать свои чувства, мысли и эмоции.
Вы молодцы! У вас все получилось.
Но мне очень хочется познакомить вас еще и с нейротренажерами, я тоже их использую в работе с детьми. Нейротренажеры, как и кинезиологические упражнения развивают межполушарное взаимодействие. Я подготовила два тренажера. Это вот такой нейротренажер, он у нас в группе висит на стене. (Кулак, ребро, ладонь). Последовательность может быть разная. Начинаем с симметричного расположения фигур, а далее усложняю, меняю последовательность. Детям он очень нравится, я его использую с младшей группы. Он изготовлен из обычной картонной коробки.
И подготовила вот такой «Нейротренажер - Домик». Раз уж мы сочинили сказку про «Семейку», то предлагаю для семейки сейчас вместе с вами сделать такой тренажер из обычных материалов, которые не требуют больших затрат, можно также использовать в данном тренажере пуговицы, шнурки, мочалки для посуды и т. д., т. е. материалы разных фактур для тактильных ощущений. Мы будем использовать цветную бумагу для этажей, для крыши можете выбрать гладкую бумагу, бархатную, или гофрированную, с цветом определяйтесь самостоятельно. Единственное условие – этажи в подъездах должны быть симметричны друг другу, только если вы делаете тренажер для начинающих или для малышей. Для детей, которые уже умеют пользоваться тренажером, для разных рук может быть разное чередование этажей (т. е. с одной стороны одно окно, а с противоположной стороны два окна и т. д., для спуска с крыши используем шнурок или нитки.
У вас на столах приготовлена основа для дома, шаблоны кругов - для этажей, ножницы, клей, он нужен для крыши, шнурок, бумага гладкая – самоклеющаяся. Можете приступать к выполнению. (Выполняют работу)
Сначала тренажер используется в индивидуальной работе с детьми, а затем дети его уже используют самостоятельно. Последовательность этажей и количество жильцов можно менять. Начинать работу с нейротренажером необходимо также как и с кинезиологическими упражнениями, сначала левой рукой выполняем, потом - правой, а затем двумя руками. Эти тренажеры очень нравятся детям! И их вы можете изготовить вместе со своими детьми на занятиях по аппликации.
Давайте попробуем использовать нейротренажер! (пробуют)
А сейчас, хотелось бы узнать у вас с помощью кинезиологических поз, полезен вам был мой мастер - класс про кинезиологические упражнения и нейротренажеры и будете ли вы их использовать в своей работе с детьми. («Класс» - ПОЛЕЗНО, «Плохо» - НЕ ПОЛЕЗНО, «Класс/Плохо» - НАДО ПОДУМАТЬ).
В заключении хочу отметить, что, применяя в работе с детьми кинезилогические упражнения - важна последовательность, терпение, кропотливость, систематичность и положительный эмоциональный настрой. Чего я вам всем и желаю в вашей профессиональной деятельности!
Всем спасибо!