ольга шаршова
Мастер-класс для педагогов «Коммуникативные танцы-игры как одна из форм работы с детьми в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов на тему :
«Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы с детьми в соответствии с ФГОС»
Цель мастер-класса : Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов, актуализация представления о роли коммуникативных танцев-игр для обогащения социального опыта дошкольников.
Перед собой ставлю следующие задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Коммуникативные танцы-игры как одна из форм работы с детьми в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
1. Показать педагогам вариативность способов применения социально-коммуникативных танцев-игр в процессе организации музыкально-двигательной деятельности в разных отрезках времени (на занятиях, развлечениях, совместной деятельности в процессе режимных моментов, на прогулке и т. д.)
2. Вовлечь воспитателей и специалистов в игровое общение с коллегами.
3. Создать положительный эмоциональный настрой.
Актуальность проблемы.
В настоящее время огромное внимание уделяется проблеме социально – личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из ключевых компонентов Федерального Государственного стандарта дошкольного образования.
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь.
Положительное формирование социально-личностных качеств во многом зависит от того, в какой мере ребенком осваивается культура общения и отношений со сверстниками и окружающими взрослыми.
Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор
формирования личности, один из главных видов деятельности человека,
устремленный на познание и оценку самого себя через общение с другими людьми.
Общение дошкольника со сверстниками и взрослыми формируется
посредством различных форм, методов и приемов. Среди всего этого многообразия особое место занимают коммуникативные танцы-игры, поскольку они и развивают, и развлекают. В связи с внедрением в образовательный процесс ФГОС это весьма актуально.
Основная цель использования коммуникативных танцев-игр – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный.
Коммуникативный танец - благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания старших дошкольников со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого, они предполагают формирование у детей положительного отношения к себе и окружающим, уверенности в своих силах, стремление к активному самостоятельному действию на основе ярких эстетических переживаний.
Теоретическая часть
Что же такое коммуникативные танцы-игры?
Коммуникативный танец – это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, и, следовательно, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности.
Коммуникативный танец - благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольников со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого.
Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.
В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы :
• развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
• развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
• развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Ценность коммуникативных танцев также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку в дошкольных учреждениях проводятся совместные праздники и развлечения с родителями. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми. Кроме того, коммуникативные танцы – игры можно использовать и на праздниках, где собраны дети разных возрастов. Они не требуют специальной подготовки, движения диктуются текстом. Дети воспринимают их как игры, не требующие особого запоминания.
Компоненты коммуникативного танца просты : шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть.
Коммуникативные танцы можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми : на занятиях, в совместной деятельности. Ведь их разучивание не занимает много времени, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз.
Также в этих танцах формируется умение по взгляду партнера, понять намерение друг друга. Контакт с партнером усиливается тактильно – рукопожатие, хлопки, как элемент открытости.
В некоторых танцах дети могут имитировать движения и повадки животных, птиц. А также импровизировать движение различных профессий: повара, прачки, сапожника и так далее. Особый интерес может придать детям ускорения темпа музыки или непарное количество участников, таким образом, кто-то может остаться без пары.
Общение и опыт взаимодействия со сверстниками очень важны для процесса развития детей. Коммуникативный танец может стать одним из средств развития навыков общения дошкольников.
Практическая часть
Сейчас мы переходим к практической части нашей встречи. Сегодня мы разучим несколько танцев, которые я использую в своей работе.
Танцы приветствия :
1.«Здравствуй говори»
2. Песня-игра «Здравствуй, друг!»
(муз. Песни «Капель» В. Алексеев)
Сюжетный танец-игра
1.«Зайчики и зайчиха» (Буренина А. И)
2. «Рукавички» (Ю. Селиверстова)
3.«Стирка» (Набокова Е. И)
Парные танцы-игры :
1.«Побежали» (Ю. Селиверстова)
2.«Золотые листики» (сл. Е. Обориной)
3.«Ку-ку»
Веселый непарный танец
«Тетя Весельчак»
Рефлексия
ТЕЛЕГРАММА
Что вы думаете о прошедшем занятии?
Что было для вас важным?
Чему вы научились?
Что вам понравилось?
Что осталось неясным?
В каком направлении нам стоит продвигаться дальше?
Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму изнескольких слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе.
Список литературы:
1. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей : Учеб. пособие. — СПб. : Издательство «Музыкальная палитра», 2004. — 36 с.
2. Статья «Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения дошкольников». Белова Марина Михайловна старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №111 «Умка» г. Чебоксары https://nsportal.ru/detskiy-sad
3.https://www.maam.ru/detskijsad/
Приложение 1
«Мы с тобою встретились» (Н. Шуть)
Мы с тобою встретились –
Ты и я.
Но не познакомились
Ты и я.
Мы не будем долго ждать,
Время попусту терять:
Как тебя зовут?
– Коля!
«Мы собралисьпосмеяьтся» (Н. Шуть)
1. Мы собрались посмеяться,
Наши правила просты:
Жест придумать постарайся.
Начинаешь ты!
2. Мы собрались посмеяться,
Наши правила просты:
Жест придумать постарайся.
Продолжаешь ты!
( Далее: продолжаешь ты).
"Здравствуй говори!"
1)Зашагали ножки весело по кругу (Шагают по кругу/или в рассыпную)
Привели нас ножки по дороге к другу (Находят себе пару, смотрят друг на друга)
Раз, два, три, Здравствуй говори (На раз, два, три хлопают в ладоши)
Раз, два, три руку мне пожми (Хлопают в ладоши и пожимают друг другу руки)
2) Побежали ножки весело по кругу (Далее по тексту)
Привели нас ножки по дороге к другу
Раз, два, три, головкой поклонись
Раз, два, три, мило улыбнись
3) Поскакали ножки весело по кругу
Привели нас ножки по дороге к другу
Раз, два, три хлопай веселей
Раз, два, три, обнимись скорей!
«Ку-ку»
Дети встают парами по кругу, пары меняются местами по тексту на каждую фразу. (бегут, плывут, летят) на конец фразы хлопнуть.
Прячутся, открываются и говорят «Ку-ку»
На проигрыш: внутренний круг хлопает, внешний приставной галоп 1 раз по кругу до своего места.
На проигрыш в третий раз так же скачут и хлопают, далее прыжки с пятки на пятку.
Дети меняются местами чередуя все движения: бегут, плывут, летят
Протягивают поочередно руки-здороваются, затем вторые руки, прижимаются щека к щеке. Кружатся лодочкой подскоками.
Песня-игра «Здравствуй, друг!»
(муз. Песни «Капель» В. Алексеев)
Вступление и проигрыш:
(Дети выполняют повороты, стоя врассыпную по залу)
1 куплет:
Зашагали ножки прямо по дорожке. (Гуляют врассыпную по залу)
Весело гуляли и друга повстречали. (Находят себе пару – друга)
Припев:
Здравствуй, здравствуй, милый друг! (Пожимают руки друг другу)
Ты посмотри вокруг. (Разводят руки в стороны)
Ты мне только улыбнись! (Улыбаются друг другу)
Крепко обнимись! (Обнимаются)
Проигрыш:
(Дети кружатся в парах, держась за руки)
«Золотые листики» (сл. Обориной Е. А.)
1. Золотые листики кружатся, летят.
Золотые листики танцевать хотят.
(Бегают «летают» по злу в разных направлениях)
И подумал листик: «Скучно одному,
(Повороты с поднятием плеч вправо, влево).
Я себе для танца друга отыщу!»
(«Козырек» вправо, влево).
Проигрыш: находят себе пару
2. Веселее вместе по ветру лететь,
(Качаются с ноги на ногу в паре)
Можно покружиться, можно песню спеть.
(Кружатся в «лодочке»)
Ля-ля-ля-ля ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля!
(Поют «пружинка» с «фонариками»)
Вот какая дружба крепкая моя.
(Обнимаются нежно).
Проигрыш: все перестраиваются в круг.
3. Полетели вместе листики вперед,
(На легком беге двигаются в центр).
Ах, какой красивый, дружный хоровод.
(На легком беге двигаются обратно).
Ветер затихает, листики кружа,
(Кружатся на шаге).
Падают на землю листики шурша.
(Приседают можно положить руки под щеку (уснули листики)
«Колокольчик позвени» (сл. Обориной Е. А.)
Колокольчик позвени
Всех ребяток весели
В колокольчик поиграй
И другому передай!
«Мальчики по садику гуляли» (сл. Обориной Е. А.)
1. Мальчики по садику гуляли,
Каблучками весело стучали.
Мальчики ходит по залу в разных направлениях, топают ногами)
Хлоп в ладоши, силу показали,
Вот как, вот как весело плясали!
Хлопают в ладоши с каждой стороны по одному разу.
2. Мальчики по садику гуляли,
И себе подружек выбирали.
Подходили и за ручки брали,
И на танец смело приглашали!
Идут и выводят девочку, которую выберут.
3. Потанцуй со мной моя подружка,
Попляши со мною веселушка!
Мальчик встает на колено и хлопает в ладоши, девочка на носочках оббегает его вокруг.
Нам с тобою некогда грустить (скучать)
Мы с тобою будем дружно жить (Будем танцевать)
4. А теперь мы в прятки поиграем
Где же наши глазки угадаем.
Прячутся, закрывают ладошками лицо
Мы с тобою лодочку покружим
По тексту
Мы с тобою очень крепко дружим.
Обнимаются, хлопают в ладоши.