наталья барсукова
Приёмы и методы развития творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс теме
«Моё творчество в рамках школьного образования».
Я предлагаю Вам обмен опытом в форме мастер класса по теме «Моё творчество в рамках школьного образования». Вначале мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли. Предлагаю вам выбрать один из трёх цветов. Выберите наиболее подходящие для вас и вашего настроения.
Я рада, что у вас веселое настроение, доброжелательное отношение к окружающим и хочу, чтобы это настроение длилось весь день.
Публикация «Приёмы и методы развития творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Ещё В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти. хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”. (М. М. Поташник) Таким образом,. педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Творчество - процесс и результат творческой деятельности : культура, искусство, знание, труд, красота.
Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет”
(Н. Рерих).
Сегодня я хочу вам предложить приёмы и методы развития творческих способностей учащихся непосредственно, применяемые мною на уроках.
- Начнём работу. У вас на столах лежат карточки со словами
Чёрный, летает, трусливый, ползёт, заяц, прекрасная, жук, стрекоза, скачет.
- Разложите их на 3 группы.
- Давайте обобщим, что же это за слова?
- Составьте с этими словами предложения.
- Молодцы!
Задание «Новое применение»
Называется какой-либо хорошо известный предмет. Надо назвать как можно больше необычных способов его применения.
У меня в руках загадочная шкатулка. В этой шкатулке находится предмет, при помощи которого открою небольшой секрет. Я загадаю вам загадку об этом предмете, а вы попробуйте отгадать, что находится в этой шкатулке.
Загадка
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где пройдется,
Там след остается. (карандаш)
Учитель
Что можно делать при помощи карандаша?
Участники
Необходимо записывать свои мысли, свои мечты.
Мы с вами возьмем этот карандаш и посмотрим, на что он способен, попробуем стать поэтами? Вы скажете у нас нет таких способностей. Вы не правы. Ведь все мы с вами творцы, только надо прислушаться к своему сердцу. Я раскрою вам уже всем известный приём, написания синквейна, который я использую в своей работе с детьми.
Вы знаете, что основа стихотворения Синквейн.
Порядок написания Синквейна
• Первая строка – одно ключевое слово (имя существительное, определяющее содержание синквейна.
• Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
• Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
• Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.
• Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Сейчас мы попробуем составить синквейн.
Учитель
– Пусть первой строкой в вашем стихотворении станет слово творчество.
(Участники пишут синквейн)
– Прочитайте, что у вас получилось.
Участники
- творчество.
Нестандартное, уникальное.
удивляет, развивает, открывает.
Система обучающих технологий.
Мастерство.
Учитель. Мы с вами стали мастерами - поэтами.
С 1 класса помощью, чистоговорок ученики знакомятся с понятием «рифма». И уже к концу первого класса они сами могут составить чистоговорки.
Ша – ша – ша – Та – та – та-
Мама моет малыша. У нас в доме чистота.
С большим удовольствием дети выполняют задание, в котором надо продолжить стихотворение.
По силам ученикам предлагаю задания на подбор рифмы.
В нашем доме на окошке Мышка плачет и ревё т:
Сидят серенькие ___. Проси пчёл чтоб дали.
На уроках развития речи сами дети составляют загадки о временах года, о животных, о предметах быта. На открытом уроке мы с детьми из предложений составляли стихотворение, подбирая их по рифме.
И вы сейчас попробуйте составить загадку или стихотворение. Для этого в словаре омонимов выберите 2 омонимичные пары и зарифмуйте их, создав стихотворный текст.
Образец: ходят-ходят; косы – косы
По селу девчонки ходят,
И у всех девчонок косы.
А под ветром травы ходят:
Наточили парни косы.
На классных часах при беседе на тему «Мои обязанности в классе», придумывали прибор для мытья доски.
И мы сейчас побудем в роли детей. Вы должны изобрести технологию, которая учит детей, а чему вы сами подумайте. Технология состоит из трёх частей. Чтобы назвать эти три части и саму технологию, вам необходимо придумать неологизмы
Вы сделали научное открытие по технологии.
Кроме этого в своей работе часто использую различные технологии изображения, например, лепку из пластилина, работу с природным материалом, рисование кисточкой, пальцем, инсценированные произведений и рисуем рисунки к ним.
С самого начала урока, беру нестандартные задания, для устного счёта.
Например, такие задания:
Разноцветное коромысло над рекой повисло. Что это
8 9 10 2 4 5
2 4 5 6 8 9 10
у г а а Р а д
Даны примеры, ответ которых соответствует определённой букве.
Использую и такие задания.
Задание.
Реши выражения первого и второго столбиков. Закончи пословицы (соедини выражения с одинаковыми значениями) :
4 * 3 18 : 3
(Много снега-) (Мало леса – посади)
12 : 2 42 – 22
(Много леса-береги,) (брат и сестра)
5 * 4 2 * 6
(Лес и вода -) (много хлеба)
Решение.
4 * 3 = 12 2 *6 = 12
Много снега – много хлеба.
Ещё одним из приёмов в моей работе являются
«Друдлы»
Основой друдла (головоломки для развития воображения и креативности) могут быть любые каракули и кляксы. Друдл - это НЕ совсем законченная картинка, которая требует ответа на вопрос: «Что здесь нарисовано?» .
Каждый ответ развивает фантазию и творческое мышление.
При проведении экскурсий мы обращаем внимание на небо, по которому плывут облака. В них дети видят различные предметы.
На уроках математике чертим геометрические фигуры и представляем, на что она похожа.
У вас на столах лежат облака попробуйте представить, на, что они похожи.
Рефлексия. на листе бумаги обведите свою ладошку.
Каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
• большой - для меня это важно и интересно …
• указательный - я получил конкретные рекомендации, я была удивлена
• средний - мне не понравилось, мне понравилось
• безымянный - моя оценка психологической атмосферы
• мизинец- для меня было недостаточно, у меня возник вопрос
Спасибо за внимание.