Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Мир головоломок»

Береснева Наталья Юрьевна
Мастер-класс для педагогов «Мир головоломок»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: создать условия для повышения мотивации педагогов к использованию различных игр - головоломок.

Задачи: познакомить участников мастер-класса с различными головоломками, показать возможности для развития ребенка дошкольника.

Ход:

Уважаемые коллеги, что это? (рассыпанные пуговицы). Как мы их можем использовать в работе с детьми? А что они развивают? С какого возраста мы можем их использовать?

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Мир головоломок“» размещена в разделах

Сегодня я хотела бы вас познакомить со своим опытом работы в использовании этого простого и доступного материала в качестве игр-головоломок.

Давно известно, что одним из мощных средств развития ребенка является логическая игра, в ней рождается учебный мотив, ребенок познает новые области действительности. Используя игры, можно реализовать ряд задач современного дошкольного образования, а именно, развитие интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок к учебной деятельности, а главное, развитие творческой, активной, неординарной личности. Такое понимание современного образования дошкольника находит свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, которые диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности, на сформированность у выпускников детского сада таких ключевых качеств, как креативность, способность к поиску знаний.

Поэтому наша задача – помочь дошкольнику сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.

Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром логики и математики в детском саду, все мы наверняка хотим, чтобы малыш не просто «подготовился к школе», а понимал язык абстракции, логики и символа, мог научиться решать любые интеллектуальные задачи. А это и будет способствовать формированию основ функциональной грамотности дошкольника.

Перейдем к играм – головоломкам с пуговицами. В литературе описание игр – головоломок с пуговицами встречается редко и почти все они на перемещение.

Однако, с пуговицами можно найти достаточно много дидактических игр для дошкольников. Эти игры направлены на сенсорное развитие, составление разнообразных узоров, выкладывание пуговиц по цвету, наложение их на карточки с картинками, нанизывание, группировку, продолжение ряда. Также пуговицы используют в различных играх и упражнениях на развитие мелкой моторики и сенсорное развитие.

Все эти задания хорошо проводить с детьми младших и средних групп, чтобы подготовить их к решению головоломок с пуговицами в более старшем возрасте.

Я предлагаю вашему вниманию не просто дидактические игры, а головоломки с пуговицами. Предназначены они для детей от 5 до 7 лет. Условно они разделены на 3 группы:

Первая группа – раскладывание пуговиц по заданным условиям.

Вторая группа – на перемещение пуговиц.

Третья группа – раскладывание пуговиц по заданным условиям с опорой на карточки – инструкции.

В каждой группе различные уровни сложности, на всех карточках они обозначены веселыми звездочками.

1 уровень сложности (легкий, второй (средний, третий (сложный).

На вопросы детей, правильно ли они выполнили задание, я не даю прямого ответа, а привлекаю их к анализу, к сопоставлению результата с условиями задания головоломки.

Мы сейчас с вами попробуем поломать голову над головоломками разного уровня из каждой группы.

В своей работе я использую определенный набор пуговиц (показ на ладони) : это деревянные пуговицы одного размера, трех цветов с двумя и четырьмя дырочками. Выбор цвета пуговиц не случаен. Это основные цвета спектра. Комбинация этих трех основных цветов сочная, яркая и эмоциональная. Это сочетание, которое обычно нравится детям. Не случайно многие игрушки выполнены в этих цветах. Комбинация синий – желтый – красный стимулирует активность ребенка, привлекает внимание и интерес, повышает настроение. Предлагаемые мной упражнения рекомендуются для детей старшего дошкольного возраста. Я использую в работе готовые карточки – схемы и карточки – инструкции.

Головоломка «ВЫЛОЖИ В РЯД»

Набор пуговиц к заданию № 1: по 2 пуговицы каждого цвета (с двумя и с четырьмя дырочками) – всего 6 пуговиц.

Инструкция к заданию № 1: выложи пуговицы в ряд так, чтобы синяя пуговица с двумя дырочками была не рядом с желтой, не с краю, и не рядом с пуговицей, у которой 2 дырочки.

Инструкция к заданию № 2: выложи пуговицы в ряд так, чтобы красная пуговица с двумя дырочками была рядом с синей пуговицей с двумя дырочками, не первая, и не рядом с пуговицей, у которой 4 дырочки.

Игра-головоломка имеет несколько вариантов решений.

Головоломка «Систематизация»

Набор пуговиц к заданиям: по 2 пуговицы каждого цвета (с двумя и с четырьмя дырочками) – всего 6 пуговиц.

Инструкция: разложи пуговицы в ячейки квадратов.

Головоломка «Разложи круги»

Набор пуговиц к заданию: все пуговицы в количестве 24 штук

Инструкция: разложи пуговицы в круги так, чтобы в первом круге были только красные пуговицы, во втором круге только пуговицы с двумя дырочками, в третьем круге только синие пуговицы.

Головоломка «Перемести пуговицы»

Инструкция: разложи пуговицы так, как на карточке. Теперь перемести 2 пуговицы так, чтоб вместо стрелки получился квадрат (ромб).

(переместить можно только две пуговицы)

На основе этих головоломок вы можете придумать еще много интересных заданий с пуговицами для детей. Можно использовать в своих играх пуговицы разного размера и формы, разной фактуры. Чем богаче и разнообразнее будет ваш набор пуговиц, тем более широкие возможности появятся для фантазии на тему создания разнообразных игр.

Чтобы научить детей чему-то новому, надо самим попробовать сделать это и на себе ощутить эмоции от проделанной работы. И напоследок, я вам предлагаю решить одну из древнейших головоломок с пуговицами.

Сто лет тому назад не было пуговиц лучше, чем пуговицы Бастера Бартона. На рисунке – фургон, на котором пуговицы развозили по магазинам. Уже тогда кто-то подметил, что узор из пуговиц на фургоне представляет собой головоломку. Десять пуговиц расположены в три ряда по четыре пуговицы в каждом ряду (один горизонтальный ряд и два вертикальных). Передвинув всего две пуговицы, попробуйте составить четыре ряда по четыре пуговицы в каждом ряду.

Желаю удачи!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Мир головоломок для дошкольников»Фотоотчет «Мир головоломок для дошкольников» Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики настоящего.

Интеллектуальное развитие дошкольников посредством игр-головоломок. Игры с пуговицамиИнтеллектуальное развитие дошкольников посредством игр-головоломок. Игры с пуговицами Наш современный мир ставит перед педагогами непростые задачи: подготовить каждого ребенка к жизни в обществе будущего. Я убеждена, что.

Использование дисков-головоломок для формирования слоговой структуры слова 9 и 10 типов у дошкольниковИспользование дисков-головоломок для формирования слоговой структуры слова 9 и 10 типов у дошкольников Цель пособия: формирования слоговой структуры слова 9 и 10 класса у дошкольников. В упражнениях с дисками мы не только совершенствуемся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Мир головоломок»
Опубликовано: 6 ноября 2024 в 17:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Мир головоломок»» (включая файлы) размещена пользователем Береснева Наталья Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД