Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Машенцева Маргарита
Мастер-класс для педагогов «Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать

Практическая значимость: Данный мастер-класс предназначен для воспитателей дошкольных учреждений

Продолжительность мастер – класса : 15 минут.

Цель мастер – класса : Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Задачи:

1. Рассказать о проблемах речевого развития детей дошкольного возраста (многонациональность).

2. Активизировать знания педагогов о методе наглядного моделирования как способа развития речи, памяти, мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

3. Познакомить участников мастер – класса с опытом работы по применению метода наглядного моделирования как средства развития речи детей.

3. Применить на практике метод наглядного моделирования путем совместного диалогического общения.

Ожидаемые результаты:

1. Освоение участниками мастер – класса практических навыков в рамках транслируемого опыта.

2. Повышение уровня профессиональной компетенции педагога по основным аспектам демонстрируемой деятельности.

Оборудование: Данный мастер – класс сопровождается мультимедийной презентацией (ноутбук, проектор, экран)

Раздаточный материал: картинки для выполнения заданий;

Ход мастер – класса.

1. Вводная часть (5 минут)

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер- класса «Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Актуальность. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

-речь односложная, состоящая лишь из простых предложений;

-неспособность, грамматически правильно построить распространённое предложение;

-бедность речи - недостаточный словарный запас;

-бедная диалогическая речь - неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

Ребёнок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора) и т. п. Всё это привлекает ребёнка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение.

Наглядное моделирование является перспективным направлением совершенствования процесса обучения детей. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать экспрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования и словоизменения.

Предлагаемая технология наглядного моделирования осуществляется строго в соответствии с положением о постепенном, поэтапном переходе от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению. Поэтому на начальных этапах внедрения моделей или символов предполагается подкрепление их наглядным материалом (картинками, предметами, стилизованными изображениями реальных предметов или их частей, обеспечивающим опору на наглядно-образное мышление. Это соответствует начальным этапам обучения мыслительным операциям – анализу, классификации. На последующих этапах, соответствующих более сложным мыслительным операциям – обобщению, абстракции – наглядные модели опираются как на образное, так и на словесно-логическое мышление, т. е. слово, речевой образец, речевую инструкцию.

Учитывая, что ведущим видом деятельности является игра, все предлагаемые наглядные модели представлены в форме игр и игровых упражнений. Это делает их привлекательными, эмоционально-окрашенными.

Данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью, так как «условность» легко принимается детьми и легко «стряхивается» с наглядной модели в зависимости от предъявленной речевой инструкции педагога.

Рассмотрим подробнее некоторые варианты использования наглядных моделей в системе речевых игр и упражнений для развития лексико – грамматических категорий и логико-грамматических конструкций.

2. Практическая часть (7-8 минут).

Игра приветствие «Какой я»

Участники сидят по кругу.

- Начнем работу со знакомства. Вы будете по очереди называть свое имя и три присущие Вам качества.

Ведущий резюмирует сказанное:

-Какие замечательные сегодня собрались здесь творческие люди, желающие повысить свой интеллектуальный потенциал.

Метод «Составь фразу»

Участники берут карточку, на которой написано слово (символ) и ищут еще двоих (троих, четверых, чтобы получилась «знакомая фраза» :

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

Рассмотрим подробнее некоторые варианты использования наглядных моделей в системе речевых игр и упражнений для развития лексико – грамматических категорий и логико-грамматических конструкций.

1. «Исправь ошибку».Игра направлена на развитие понимания логико-грамматических конструкций; практическое усвоение структуры простого предложения. Вам понадобятся предметные картинки и карточка со стрелкой (обозначает действие). Н-Р: Валенки надели Машу. Муха поймала детей. За лесом растет дом. (т. д. Материал:предметные картинки (червяк и цыпленок;кастрюля и женщина;бабочка и девочка;мышка и кошка)

(5 человек)

2. Игра «Магазин».Игра направлена на развитие и усвоение слогового состава слова. Вам понадобятся карточки с разным количеством кружочков (от 1 до 5) – это «деньги» и предметные картинки с разным количеством слогов. Ребенок может «купить» картинку, правильно определив, сколько в слове слогов и «заплатив» соответствующую «купюру».

3. Игра «Ромашка». (4 человека)

Материал: сюжетные картинки, изображающие различное положение мяча по отношению к другим предметам.

Игра направлена на практическое усвоение падежных конструкций с предлогами. Модель цветка, на лепестках которой схемы предлогов, предметные картинки. Ребенок выбирает две картинки: н-р: мяч и скамейка, и, выбирая лепесток со схемой, рассказывает, где находится мяч. Или наоборот, вы говорите, где находится предмет, а ребенок выбирает схему

Ход: воспитатель читает стихотворение:

Вот играет Буратино

мячик весело с Мальвиной.

Ты, дружок, реши задачу:

Кто куда закинул мячик?

Дети рассматривают картинки, отвечают на вопрос и показывают схему предлога.

5. Творческая сказка по силуэтным изображениям

В качестве элементов модели предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т. п.) задается начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения.

Задание: Продолжить сказку, используя силуэтные изображения.

3. Заключительная часть. Рефлексия. (2 минуты)

Рефлексия:

Уважаемые коллеги! Всем большое спасибо за работу. Благодарю вас за общение, и прошу оценить ваше внутреннее состояние. Вам предлагается написать мне телеграмму, в которой указать ваши пожелания и замечания, т. е. высказать своё мнение.

ТЕЛЕГРАММА

В целом мастер класс прошёл___

Мне понравилось ___

Интересным для меня было (не было)___

Мои пожелания___

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов «Метод моделирования в проектной деятельности»Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов «Метод моделирования в проектной деятельности» Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов «Метод моделирования в проектной деятельности» На недавно прошедшем в нашем МАДОУ «Золотая рыбка».

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Цель мастера класса. Применить степ - логоритмику, как средство коррекции речи дошкольников. Задача. Познакомить.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 апреля 2024 в 13:59
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Машенцева Маргарита в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД