Елена Бондарева
Мастер-класс для педагогов «Мелкая моторика рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ни для кого не секрет, что у большинства современных детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Современная одежда, оснащённая, в основном, липучками и кнопками, не предполагает усилий со стороны ребёнка. Многие дети предпочитают компьютерные игры конструкторам и рукоделию. Как результат – ручная неумелость, неспособность справиться с заданием, требующим координации пальцев рук, мышечного напряжения пальцев.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Мелкая моторика рук“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2021
Коллеги, ответьте, пожалуйста, на вопрос: что включает в себя работа по развитию мелкой моторики?
(Массаж рук, Пальчиковые игры; Различные виды театра; Дидактические игры; Игры с природным материалом; Изобразительная деятельность; Оригами)
Мы с Вами ежедневно используем в своей практике многие традиционные приёмы развития мелкой моторики : пальчиковую гимнастику, аппликации, оригами, изобразительную деятельность.
Сегодня я предлагаю более подробно остановиться на нетрадиционных приёмах.
Для начала поделимся на две команды, так как дальнейшая наша работа будет проходить в виде соревнования. А судить его будет наше компетентное жюри
Итак, для начала, давайте немного разомнемся и потренируем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки»
Пальчиковая гимнастика «Сороконожки»
Две сороконожки бежали по дорожке, (указательный и большой палец перемещаются)
Встретились, (ладошки друг напротив друга)
Обнялись, (ладошки в замке)
Еле-еле расстались, (потянуть ладони в разные стороны, не разжимая, затем разжать)
И попрощались. (ладошки машут, прощаясь)
Упражнение «Проглот».
Каждый участник берет салфетки за уголок и пытается вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой.
У меня живет проглот,
Все подряд проглот жует,
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота.
Упражнение выполняется другой рукой, двумя руками одновременно.
- Отлично! Ну, а теперь первый конкурс.
В русском языке очень много выражений, связанных с руками.
Предлагаем вам за 2 минуты вспомнить пословицы, поговорки, крылатые выражения о руках. Чья команда вспомнит больше таких высказываний, та и победила.
Золотые руки
Положа руку на сердце
Рукой подать
Руками развести
Руки опускаются
Своя рука – владыка
Чужими руками жар загребать
Руки не оттуда растут
Как рукой сняло
Глаза боятся – руки делают
Руки коротки
Сидеть, сложа руки
Руки – крюки
Рука руку моет
Наши руки не для скуки
Рука согрешит, а голова отвечает.
Рукам воли не давай.
Правая рука не знает, что делает левая.
Попасть пальцем в небо.
Ему палец в рот не клади.
Палец о палец не ударит.
Конкурс второй.
«Чем можно развивать мелкую моторику пальцев у детей».
- Перечислите предметы, игрушки, традиционные и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики (чья команда больше назовет).
(воспитатель знакомит (показывает) с традиционными и нетрадиционными предметами, который не назвали педагоги, и демонстрирует их использование (решетка для раковины, веревки с узелками, канцелярские резинки и скрепки, резинки для волос, зубные щетки, пробки от бутылок, грецкие орехи, шестигранные карандаши, прищепки).
- С перечисленными предметами, игрушками мы сейчас и поиграем, развивая мелкую моторику :
Задание№1. «Лыжники» (с пробками).
«Встать» в углубление пробок указательным и средним пальцем и двигаться от начала до конца стола, не потеряв лыжи.
(Очки получают те, участники, которые правильно выполнили задание)
Задание№2. «Кто быстрее?» (со шнурком).
Кто быстрее намотает шнурок на палочку. Посередине шнурка метка. Двое частников из разных команд встают друг против друга и по команде начинают наматывать на палочку (ручку, карандаш) шнурок (нитку, веревку). Побеждает тот участник, кто первый дойдет до метки.
Он приносит очко своей команде.
Задание№3. «Резиночки»
Участником раздаются карточки. Нужно выполнить задание по рисунку.
Задание№5. «Пуговицы»
Из предложенных пуговиц выбрать пуговицы, на которых изображен транспорт, кто быстрее справится с заданием тот получает очко.
Задание№6. «Переложи бусинки» (с прищепками).
Бусинки из тарелочки прищепкой переложить в бутылочку с узким горлышком. Засчитываются очки участников команд, не потерявшие ни одной бусинки.
Такие двигательно-оздоровительные моменты не требуют особой подготовки и наглядности. Они помогут заполнить любую паузу, любой момент непредвиденного «ожидания» детьми чего-либо с пользой и удовольствием.
А сейчас предлагаю задание по разучиванию небольшого стихотворения при помощи пальцев и простейших движений.
Конкурс третий «Расскажи стихи руками»
Для команды №1 Черепаха
Черепаха медленно по песку ползет.
Тяжеленный панцирь на себе несет.
Но без этой ноши ей не обойтись,
Панцирь ей поможет от врагов спастись.
Для команды №2 Страус
Страус целый день скакал,
Очень, бедненький, устал.
Сунул голову в песок:
«Отдохну-ка я часок».
Итог:
- Уважаемые коллеги, таким образом, мы еще раз убедились в том, что:
• тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка;
• функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т. к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом;
• Развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.
- Пока наше уважаемое жюри подводит итоги соревнования, предлагаю вам
провести еще одну игру-рефлексию.
Рефлексия - Игра «Закончи предложение».
Педагоги берут по одной карточке с началом предложения:
«Удачным сегодня было…»
«Я задумалась…»
«Мне бы хотелось в следующий раз…»
«Для своей работы я почерпну…»
«Думаю, моим воспитанникам понравится…»
«Я впервые услышала о …»
Жюри подводит итоги, награждает победителей.
ВОСПИТАТЕЛЬ раздает педагогам рекомендации по оснащению уголков необходимым материалом для каждой возрастной группы и памятки, которые помогут в работе по развитию мелкой моторики руки их воспитанников.