Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Математика без правил»

Юлия Богатырева
Мастер-класс для педагогов «Математика без правил»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов

«Математика без правил»

Цель. Повысить уровень знаний педагогов по методике формирования элементарных математических представлений.

Темочки:

Добрый день уважаемые, коллеги, сегодня хотим поделиться своим опытом по использованию игрового занимательного материала на занятиях по математике.

Математику недаром называют «Царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает мышление. Однако часто мы можем услышать, что математика – это скучно. Мы с этим не согласны. Математика оживет и станет яркой и интересной, если ее …правильно организовать. Математика – наука хороша и всем нужна, без нее прожить нам трудно.

Без нее нам жизнь сложна.

И хотя математика – один из сложных предметов, наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием!

По словам В. А. Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». А сейчас мы хотим представить несколько игр, которые вы тоже сможете применить в своей работе.

Учимся, играя.

«Математический куб» В каждой группе детского сада найдется обычный пластмассовый кубик, который можно превратить в дидактический и развивающий, что мы и сделали. К пяти граням куба приклеили карточки с изображением цифр (от 1 до 5) и кругов в количестве соответственно числу /для детей еще не знающих цифры/, на шестую грань куба - модель множественного числа - "много". И куб стал очень востребованным у наших воспитанников. Теперь не только мы с ними играем, но они включили его в свои самостоятельные игры. Варианты игры с кубом:

Вариант 1. Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. В руке у него куб, который он вращает, пока дети идут по кругу со словами: Раз, два, три, четыре, пять Будем кубик мы вращать. Ребенок показывает грань куба, на котором остановилось вращение и выполняет задание столько раз, сколько кругов на грани, обращенной к нему (или соответственно какое число на грани куба).

Вариант 2. Воспитатель стоит в центре круга, образованного детьми, и бросает куб каждому ребенку по очереди. Ребенок, возвращая куб, выполняет задание столько раз, сколько указывает ему число, обращенное к нему.

Игры «Геометрик»:

Геометрик» – это настольная игра, которая способствует развитию исследовательских интересов (усвоение обобщенных знаний и способов действия, дает возможность сенсорному, психомоторному, когнитивному развитию (развитие мелкой моторики рук, дифференцированного восприятия, развитие сенсомоторной памяти) ребенка, а также развитию его творческого потенциала. Кроме того, «Геометрик» развивает логическое и пространственное мышление, воображение, а так же способствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость.

С помощью доски с кнопочками и резинок дети могут самостоятельно создавать оригинальные рисунки, фантазировать, творить, конструировать.

1. Для совсем маленьких: одевать колечки на палочки, сортировать их по цветам, размещать по указанным позициям;

2. Выполнять задания по образцу (цифры, буквы, простые формы, животные, предметы);(Картотека для «Геометрик»)

3. Придумывать собственные картинки;

4. Создавать рисунок по заданному слову;

5. Придумывать узоры и орнаменты;

6. Играть в компании, стараясь заполнить как можно быстрее всё свободное пространство.

Игровое упражнение «Пуговица».

Из множества пуговиц надо найти одну.

Читаем карточку. Форма пуговицы не квадратная и не овальная, у нее не три дырочки, она не может быть красного и синего цвета.

Игры со счетными палочками.

Хочу предложить вашему вниманию хорошо вам известные счетные палочки, которые есть в каждой группе, и которые по карману каждому родителю.

Краткий экскурс в историю: Игра со счетными палочками имеет древние корни.

Наши предки играли в бирюльки. Бирюльками называли мелкие предметы, которые высыпались горкой на стол.

Задача игроков по очереди вытаскивать по одной бирюльке, стараясь не потревожить соседние. Выигрывал тот, кто к концу игры вытащит больше предметов. В этом соревновании ребенок приобретал необходимую ловкость пальцев, а также развивал терпение и выдержку.

Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют также формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей. Игры со счетными палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для решения их надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее.

Головоломки предназначены для развития у детей сообразительности. Решение каждой из таких задач осуществляется в процессе активного поиска, длительность которого зависит от накопленного опыта. (Картотека «Головоломки из счетных палочек»)

Детям старшего дошкольного возраста можем предложить уже игры на составление фигур-силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов.

Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определенным правилам какой-либо геометрической фигуры:

квадрата – в играх «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра»;

прямоугольника – в играх «Пентамино», «Сфинкс»;

овала – в игре «Колумбово яйцо»;

круга – в играх «Волшебный круг», «Вьетнамская игра» и т. д.

Эти игры предназначены для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления. Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление дошкольников, создают условия для развития логических компонентов мышления.

Сейчас мы покажем и расскажем о том, как быстро и просто, без особых затрат можно изготовить увлекательный математический материал. Знакомство с днями недели.

Игра: «Неделя», «Рассели гномиков по дням недели».

Цель: Закрепить названия и последовательность дней недели.

Здесь живёт неделя. А в неделе 7 дней, тут живут разноцветные гномики. Гномы каждый день сменяют друг друга по очереди.

- Какой гном первым приходит в дом недели? (понедельник)

В понедельник первый гном в красный цвет раскрасил дом,

Ели гномы помидор и болтали разный вздор.

- А во вторник стало вдруг всё оранжевым вокруг,

Ели гномы на обед семь оранжевых конфет.

Гном Вторник любит всё оранжевое. Он и оделся в оранжевый наряд.

- Третий в дом недели приходит Среда. Этот гном любит все желтое, он и нарядился в желтый наряд. Желтый цвет есть в яйце, в цыпленке, в масле, что лежит в масленке, в каждом спелом колоске, в солнце, в сыре и в песке.

- Четвертый в дом недели приходит Четверг. Это гном любит все зеленое. Цвет зеленый, цвет весенний. Цвет природы оживления.

- Пятый в дом недели приходит Пятница. Этот гном любит все голубое. Он сверкает голубым, словно речка изо льдин. Бледно – синею поземкой, и сосулькой сладко – звонкой.

- Шестой в дом недели приходит Суббота. Этот гном нарядился в синий наряд. Он любит все синее. Синие, синие васильки необыкновенной красоты.

- Седьмой в дом недели приходит Воскресенье. Воскресенье седьмой гном в фиолетовый цвет раскрасил дом. Они любят баклажан и сливы. С ними они довольны и счастливы.

Вот такую сказку можно рассказать ребятам, для того чтобы запомнить дни недели. Цвета этих гномов что нам напоминают? Радугу в которой так же 7 цветов (Каждый охотник желает знать где сидит фазан)

Задачки-шутки.

Это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые мы используем в совместной деятельности.

Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Результат решения задач-шуток зависит от жизненного опыта детей, развития представления об окружающем мире, предметах и явлениях.

Задача-шутка способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи. Итак:

Практическая деятельность.

1. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6)

2. На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (переложить крайнюю.)

3. Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (положить на угол стола)

4. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой по 4 яблока. Сколько всего яблок? (на березах яблоки не растут).

5. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)

6. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто выше всех? (Таня)

7. Ленту разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (два)

8. За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два)

А теперь хотим вам предложить немножко отвлечься от детских игр, подумать и вспомнить песни в которых встречаются числа:

• "Три розы белых, белых лягут на стол" поет Лариса Долина,

• "Пять причин", песня Игоря Николаева,

• "Пять минут, пять минут" - песня Людмилы Гурченко,

• в исполнении Анны Герман очень известная песня - "Один раз в год сады цветут",

• "Три минуты, три минуты, это много или мало", пел Валерий Леонтьев,

• детская песенка "Жили у бабуси два веселых гуся",

• "Три танкиста, три весёлых друга"

• "Великолепная пятерка и вратарь"

• 33 коровы

• "два кусочика колбаски у тебя лежали на столе». МОЛОДЦЫ

Продолжаем.

Практическая деятельность

«Игры с фасолью»

• Мама ставит 7-8 тарелочек. У каждой тарелочки – карточку с какой-нибудь цифрой. Надо разложить фасоль по тарелочкам в соответствии с цифрой.

• У тарелочек с фасолью лежат цифры, надо найти, где мама ошиблась.

Часть и целое.

Для того, чтобы ребенок понял, что такое часть и что такое целое, нужно наглядно показать ему деление яблока, арбуза, огурца, листа бумаги, грядки, веревочки и др. Благодаря практическому опыту, дошкольники способны понять не только то, что часть меньше целого, а целое больше части, не только научиться получать целое, складывая две половинки, а четверть – из двух восьмушек, но и осознать такую непростую закономерность: чем на большее количество частей разделить предмет, тем меньшей по количеству получится каждая часть.

Практическая деятельность.

- Арбуз весит 6 кг, сколько весит его половина? Сколько весит его треть?

- Длина веревки 8 м, от нее отрезали 4 м. Какую часть отрезали?

- На столе 4 огурца. Один из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько огурцов на столе?

- Повар насыпал горох поровну в 2 стакана. Затем из одного стакана он пересыпал горох в кастрюлю. Где гороха больше: во втором стакане или в кастрюле?

- Помидор и огурец весят больше, чем этот же помидор и перец. Что тяжелее: огурец или перец?

Стоит в поле теремок-теремок, Он не низок, не высок-не высок.

Вдруг по полю Единичка бежит,

Захотела в теремочке пожить. Не успела отдохнуть нисколько,

Смотрит, а по полю идет Двойка. «Кто-то в теремочке живет,

Кто-кто в невысоком живет?»

«Ни котенок, ни синичка, А живет здесь Единичка!

Если хочешь жить со мною,

Тебе дверцу я открою, Но хочу, чтоб ты в придачу

Решила для меня задачу: 1+2?» «Равняется 3!»

«Что же, правильно, входи!» Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок-не высок.

Вдруг по полю-полю Тройка бежит, У дверей остановилась и стучит:

«Кто-то в теремочке живет, Кто-кто в невысоком живет?»

«Это мы, сестрички – Двойка с Единичкой!

Если хочешь с нами жить, Ты нам сказки расскажи,

Только сказки те, смотри,

Где в названии цифра «3»!»(Три медведя, Три поросёнка,Три толстяка,

Трое из Простоквашино, Три богатыря (м/ф)

«Правда, в них есть цифра «3»,

Что же, Тройка, заходи!»

Стоит в поле теремок-теремок, Он не низок, не высок-не высок.

А по полю уж Четверка бежит, У дверей остановилась и стучит:

«Кто-то в теремочке живет, Кто-кто в невысоком живет?»

«Это мы, сестрички – Двойка с Единичкой!

А еще, ты посмотри, Поселилась цифра Три!

Если хочешь с нами жить, Задачу помоги решить:

Три пушистых кошечки Уселись на окошечке.

Тут одна к ним прибежала. Сколько вместе кошек стало?

Место много здесь,в квартире, С нами будет жить Четыре!»

Стоит в поле теремок-теремок, Он не низок, не высок-не высок.

А по полю уж Пятерка бежит, У дверей остановилась и стучит:

«Кто-то в теремочке живет, Кто-кто в невысоком живет?»

«Это мы, сестрички – Двойка с Единичкой!

Лучшие подружки в мире: Это Тройка и Четыре!

Если хочешь с нами жить, Задачку помоги решить:

Я рисую кошкин дом: Два окошка над крыльцом.

Еще пара – с ними рядом, Много окон, кошка рада!

Наверху еще окно, Чтобы не было темно.

Посчитай окошки В домике у кошки».

«Мне не сложно посчитать: 1,2,3,4.5!»

«Заходи к нам цифра Пять, Будем жить мы поживать!

До 5 считать умеем, Вместе жить нам веселее!»

Рекомендации для родителей, бабушек и дедушек.

Величина.

Что можно сопоставлять по величине в условиях сада – огорода?

Длинный – короткий.

- Какая морковь (огурец, дыня) длиннее или короче?

- Чьи садовые калоши короче: мамы или дедушки?

- У какой моркови хвостик короче?

Глубокий – мелкий.

Одно удовольствие примерить после дождя все лужи и найти самую глубокую. Вместе с бабушкой на кухне сравнить тарелки, сковородки, кастрюли, отобрать самые глубокие.

Высокий – низкий.

- Сравнивать: скамейки, столы, стулья, кровать – любую садовую мебель по высоте.

- Найти самый высокий стебелек среди травинок, определить, какой кустик выше: укропа или томата.

- Сравнить по высоте дом и баню, заборы.

Толстый – тонкий.

- Сравнить стволы деревьев.

- Наблюдать, как нарезают хлеб, сыр, колбасу бабушка и папа, кто режет куски тоньше?

Узкий – широкий.

Сравнивать: лавочки, столы, двери и окна в доме, шторы, пояса, ленты.

Развитие пространственного мышления дошкольника.

«Стоп, скажи, где стоишь» - учим ребенка определять свое местонахождение среди окружающих предметов: «Я нахожусь справа от бани, слева от яблони, впереди меня стол, позади – забор».

«Встань, куда скажу» - учим двигаться в соответствии со словесными указаниями взрослого.

- Встань справа от забора за сливу.

- Встань слева от стола напротив куста смородины.

Это совместная работа детей с родителями.

Самое опасное заблуждение. Взрослым все в дошкольной математике кажется элементарным, даже примитивным. Поэтому они форсируют счетные навыки, злятся, если ребенок не сразу понимает закономерность. Одним словом, ведут себя так, будто бы сами в свое время были математическими гениями. А для ребенка, даже самого талантливого, овладение начальными математическими представлениями – нелегкий интеллектуальный труд, который взрослые могут сделать интересным и радостным, а могут превратить в унылое и постылое занятие.

Мы пришли к выводу, что применение развивающих и дидактических игр математического содержания повышает эффективность педагогического процесса и способствует развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Согласны?

Наш мастер-класс подошел к концу, всем спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Фотоотчет детского конкурса чтецов «Математика повсюду! Математика везде!»Фотоотчет детского конкурса чтецов «Математика повсюду! Математика везде!» Фотоотчет детского конкурса чтецов «Математика повсюду! Математика везде!» Сегодня в «Детствограде» был веселый праздник математики! Да.

Консультация для молодых педагогов «Математика — это интересно»Консультация для молодых педагогов «Математика — это интересно» Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с молодыми, начинающими работать, педагогами своим опытом математической деятельности. Когда.

Консультация для педагогов «Несколько правил общения с родителями воспитанников» Уважаемые коллеги! На нас лежит огромная ответственность, которая ежедневно требует от нас высокого профессионализма и огромных душевных.

Лэпбук «Математика нужна, математика важна»Лэпбук «Математика нужна, математика важна» Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер – токарь, прекрасный мастер – врач, так должен и может быть.

Мастер-класс для родителей «Математика — это интересно»Мастер-класс для родителей «Математика — это интересно» Мастер – класс для родителей «Математика – это интересно» Цель: познакомить родителей со значением развивающих игр в развитии логического.

Мастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагоговМастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагогов Топчий Ольга Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ №56 г. Шахты Ростовской обл. Данный мастер-класс будет полезен и интересен для.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры с карточками «Занимательная математика» для детей старшей группыМастер-класс по изготовлению дидактической игры с карточками «Занимательная математика» для детей старшей группы Мастер класс по изготовлению дидактической игры с карточками «Занимательная математика» для детей старшей группы. Цель: Развивать математические.

Педагогический проект «Математика повсюду, математика везде»Педагогический проект «Математика повсюду, математика везде» Участники проекта: дети старшей группы, родители Вид проекта: познавательно – игровой Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь.

Сценарий детского конкурса чтецов «Математика повсюду, математика везде…»Сценарий детского конкурса чтецов «Математика повсюду, математика везде…» Сценарий детского конкурса чтецов «Математика повсюду, математика везде.» Цель: В игровой форме закрепить и расширить знания дошкольников.

Фотоотчет «Выставка детских рисунков «Математика повсюду! Математика везде!»Фотоотчет «Выставка детских рисунков «Математика повсюду! Математика везде!» Выставка детских рисунков «Математика повсюду! Математика везде!», посвящена стихам о математике. Организация выставки была приурочена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Математика без правил»
Опубликовано: 21 ноября 2021 в 15:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Математика без правил»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Богатырева (УИ 1711726) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД