Юлия Богатырева
Мастер-класс для педагогов «Математика без правил»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
Цель. Повысить уровень знаний педагогов по методике формирования элементарных математических представлений.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Математика без правил“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Добрый день уважаемые, коллеги, сегодня хотим поделиться своим опытом по использованию игрового занимательного материала на занятиях по математике.
Математику недаром называют «Царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает мышление. Однако часто мы можем услышать, что математика – это скучно. Мы с этим не согласны. Математика оживет и станет яркой и интересной, если ее …правильно организовать. Математика – наука хороша и всем нужна, без нее прожить нам трудно.
Без нее нам жизнь сложна.
И хотя математика – один из сложных предметов, наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием!
По словам В. А. Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». А сейчас мы хотим представить несколько игр, которые вы тоже сможете применить в своей работе.
Учимся, играя.
«Математический куб» В каждой группе детского сада найдется обычный пластмассовый кубик, который можно превратить в дидактический и развивающий, что мы и сделали. К пяти граням куба приклеили карточки с изображением цифр (от 1 до 5) и кругов в количестве соответственно числу /для детей еще не знающих цифры/, на шестую грань куба - модель множественного числа - "много". И куб стал очень востребованным у наших воспитанников. Теперь не только мы с ними играем, но они включили его в свои самостоятельные игры. Варианты игры с кубом:
Вариант 1. Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. В руке у него куб, который он вращает, пока дети идут по кругу со словами: Раз, два, три, четыре, пять Будем кубик мы вращать. Ребенок показывает грань куба, на котором остановилось вращение и выполняет задание столько раз, сколько кругов на грани, обращенной к нему (или соответственно какое число на грани куба).
Вариант 2. Воспитатель стоит в центре круга, образованного детьми, и бросает куб каждому ребенку по очереди. Ребенок, возвращая куб, выполняет задание столько раз, сколько указывает ему число, обращенное к нему.
Игры «Геометрик»:
Геометрик» – это настольная игра, которая способствует развитию исследовательских интересов (усвоение обобщенных знаний и способов действия, дает возможность сенсорному, психомоторному, когнитивному развитию (развитие мелкой моторики рук, дифференцированного восприятия, развитие сенсомоторной памяти) ребенка, а также развитию его творческого потенциала. Кроме того, «Геометрик» развивает логическое и пространственное мышление, воображение, а так же способствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость.
С помощью доски с кнопочками и резинок дети могут самостоятельно создавать оригинальные рисунки, фантазировать, творить, конструировать.
1. Для совсем маленьких: одевать колечки на палочки, сортировать их по цветам, размещать по указанным позициям;
2. Выполнять задания по образцу (цифры, буквы, простые формы, животные, предметы);(Картотека для «Геометрик»)
3. Придумывать собственные картинки;
4. Создавать рисунок по заданному слову;
5. Придумывать узоры и орнаменты;
6. Играть в компании, стараясь заполнить как можно быстрее всё свободное пространство.
Игровое упражнение «Пуговица».
Из множества пуговиц надо найти одну.
Читаем карточку. Форма пуговицы не квадратная и не овальная, у нее не три дырочки, она не может быть красного и синего цвета.
Игры со счетными палочками.
Хочу предложить вашему вниманию хорошо вам известные счетные палочки, которые есть в каждой группе, и которые по карману каждому родителю.
Краткий экскурс в историю: Игра со счетными палочками имеет древние корни.
Наши предки играли в бирюльки. Бирюльками называли мелкие предметы, которые высыпались горкой на стол.
Задача игроков по очереди вытаскивать по одной бирюльке, стараясь не потревожить соседние. Выигрывал тот, кто к концу игры вытащит больше предметов. В этом соревновании ребенок приобретал необходимую ловкость пальцев, а также развивал терпение и выдержку.
Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют также формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей. Игры со счетными палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для решения их надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее.
Головоломки предназначены для развития у детей сообразительности. Решение каждой из таких задач осуществляется в процессе активного поиска, длительность которого зависит от накопленного опыта. (Картотека «Головоломки из счетных палочек»)
Детям старшего дошкольного возраста можем предложить уже игры на составление фигур-силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов.
Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определенным правилам какой-либо геометрической фигуры:
квадрата – в играх «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра»;
прямоугольника – в играх «Пентамино», «Сфинкс»;
овала – в игре «Колумбово яйцо»;
круга – в играх «Волшебный круг», «Вьетнамская игра» и т. д.
Эти игры предназначены для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления. Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление дошкольников, создают условия для развития логических компонентов мышления.
Сейчас мы покажем и расскажем о том, как быстро и просто, без особых затрат можно изготовить увлекательный математический материал. Знакомство с днями недели.
Игра: «Неделя», «Рассели гномиков по дням недели».
Цель: Закрепить названия и последовательность дней недели.
Здесь живёт неделя. А в неделе 7 дней, тут живут разноцветные гномики. Гномы каждый день сменяют друг друга по очереди.
- Какой гном первым приходит в дом недели? (понедельник)
В понедельник первый гном в красный цвет раскрасил дом,
Ели гномы помидор и болтали разный вздор.
- А во вторник стало вдруг всё оранжевым вокруг,
Ели гномы на обед семь оранжевых конфет.
Гном Вторник любит всё оранжевое. Он и оделся в оранжевый наряд.
- Третий в дом недели приходит Среда. Этот гном любит все желтое, он и нарядился в желтый наряд. Желтый цвет есть в яйце, в цыпленке, в масле, что лежит в масленке, в каждом спелом колоске, в солнце, в сыре и в песке.
- Четвертый в дом недели приходит Четверг. Это гном любит все зеленое. Цвет зеленый, цвет весенний. Цвет природы оживления.
- Пятый в дом недели приходит Пятница. Этот гном любит все голубое. Он сверкает голубым, словно речка изо льдин. Бледно – синею поземкой, и сосулькой сладко – звонкой.
- Шестой в дом недели приходит Суббота. Этот гном нарядился в синий наряд. Он любит все синее. Синие, синие васильки необыкновенной красоты.
- Седьмой в дом недели приходит Воскресенье. Воскресенье седьмой гном в фиолетовый цвет раскрасил дом. Они любят баклажан и сливы. С ними они довольны и счастливы.
Вот такую сказку можно рассказать ребятам, для того чтобы запомнить дни недели. Цвета этих гномов что нам напоминают? Радугу в которой так же 7 цветов (Каждый охотник желает знать где сидит фазан)
Задачки-шутки.
Это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые мы используем в совместной деятельности.
Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Результат решения задач-шуток зависит от жизненного опыта детей, развития представления об окружающем мире, предметах и явлениях.
Задача-шутка способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи. Итак:
Практическая деятельность.
1. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6)
2. На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (переложить крайнюю.)
3. Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (положить на угол стола)
4. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой по 4 яблока. Сколько всего яблок? (на березах яблоки не растут).
5. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
6. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто выше всех? (Таня)
7. Ленту разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (два)
8. За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два)
А теперь хотим вам предложить немножко отвлечься от детских игр, подумать и вспомнить песни в которых встречаются числа:
• "Три розы белых, белых лягут на стол" поет Лариса Долина,
• "Пять причин", песня Игоря Николаева,
• "Пять минут, пять минут" - песня Людмилы Гурченко,
• в исполнении Анны Герман очень известная песня - "Один раз в год сады цветут",
• "Три минуты, три минуты, это много или мало", пел Валерий Леонтьев,
• детская песенка "Жили у бабуси два веселых гуся",
• "Три танкиста, три весёлых друга"
• "Великолепная пятерка и вратарь"
• 33 коровы
• "два кусочика колбаски у тебя лежали на столе». МОЛОДЦЫ
Продолжаем.
Практическая деятельность
«Игры с фасолью»
• Мама ставит 7-8 тарелочек. У каждой тарелочки – карточку с какой-нибудь цифрой. Надо разложить фасоль по тарелочкам в соответствии с цифрой.
• У тарелочек с фасолью лежат цифры, надо найти, где мама ошиблась.
Часть и целое.
Для того, чтобы ребенок понял, что такое часть и что такое целое, нужно наглядно показать ему деление яблока, арбуза, огурца, листа бумаги, грядки, веревочки и др. Благодаря практическому опыту, дошкольники способны понять не только то, что часть меньше целого, а целое больше части, не только научиться получать целое, складывая две половинки, а четверть – из двух восьмушек, но и осознать такую непростую закономерность: чем на большее количество частей разделить предмет, тем меньшей по количеству получится каждая часть.
Практическая деятельность.
- Арбуз весит 6 кг, сколько весит его половина? Сколько весит его треть?
- Длина веревки 8 м, от нее отрезали 4 м. Какую часть отрезали?
- На столе 4 огурца. Один из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько огурцов на столе?
- Повар насыпал горох поровну в 2 стакана. Затем из одного стакана он пересыпал горох в кастрюлю. Где гороха больше: во втором стакане или в кастрюле?
- Помидор и огурец весят больше, чем этот же помидор и перец. Что тяжелее: огурец или перец?
Стоит в поле теремок-теремок, Он не низок, не высок-не высок.
Вдруг по полю Единичка бежит,
Захотела в теремочке пожить. Не успела отдохнуть нисколько,
Смотрит, а по полю идет Двойка. «Кто-то в теремочке живет,
Кто-кто в невысоком живет?»
«Ни котенок, ни синичка, А живет здесь Единичка!
Если хочешь жить со мною,
Тебе дверцу я открою, Но хочу, чтоб ты в придачу
Решила для меня задачу: 1+2?» «Равняется 3!»
«Что же, правильно, входи!» Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок-не высок.
Вдруг по полю-полю Тройка бежит, У дверей остановилась и стучит:
«Кто-то в теремочке живет, Кто-кто в невысоком живет?»
«Это мы, сестрички – Двойка с Единичкой!
Если хочешь с нами жить, Ты нам сказки расскажи,
Только сказки те, смотри,
Где в названии цифра «3»!»(Три медведя, Три поросёнка,Три толстяка,
Трое из Простоквашино, Три богатыря (м/ф)
«Правда, в них есть цифра «3»,
Что же, Тройка, заходи!»
Стоит в поле теремок-теремок, Он не низок, не высок-не высок.
А по полю уж Четверка бежит, У дверей остановилась и стучит:
«Кто-то в теремочке живет, Кто-кто в невысоком живет?»
«Это мы, сестрички – Двойка с Единичкой!
А еще, ты посмотри, Поселилась цифра Три!
Если хочешь с нами жить, Задачу помоги решить:
Три пушистых кошечки Уселись на окошечке.
Тут одна к ним прибежала. Сколько вместе кошек стало?
Место много здесь,в квартире, С нами будет жить Четыре!»
Стоит в поле теремок-теремок, Он не низок, не высок-не высок.
А по полю уж Пятерка бежит, У дверей остановилась и стучит:
«Кто-то в теремочке живет, Кто-кто в невысоком живет?»
«Это мы, сестрички – Двойка с Единичкой!
Лучшие подружки в мире: Это Тройка и Четыре!
Если хочешь с нами жить, Задачку помоги решить:
Я рисую кошкин дом: Два окошка над крыльцом.
Еще пара – с ними рядом, Много окон, кошка рада!
Наверху еще окно, Чтобы не было темно.
Посчитай окошки В домике у кошки».
«Мне не сложно посчитать: 1,2,3,4.5!»
«Заходи к нам цифра Пять, Будем жить мы поживать!
До 5 считать умеем, Вместе жить нам веселее!»
Рекомендации для родителей, бабушек и дедушек.
Величина.
Что можно сопоставлять по величине в условиях сада – огорода?
Длинный – короткий.
- Какая морковь (огурец, дыня) длиннее или короче?
- Чьи садовые калоши короче: мамы или дедушки?
- У какой моркови хвостик короче?
Глубокий – мелкий.
Одно удовольствие примерить после дождя все лужи и найти самую глубокую. Вместе с бабушкой на кухне сравнить тарелки, сковородки, кастрюли, отобрать самые глубокие.
Высокий – низкий.
- Сравнивать: скамейки, столы, стулья, кровать – любую садовую мебель по высоте.
- Найти самый высокий стебелек среди травинок, определить, какой кустик выше: укропа или томата.
- Сравнить по высоте дом и баню, заборы.
Толстый – тонкий.
- Сравнить стволы деревьев.
- Наблюдать, как нарезают хлеб, сыр, колбасу бабушка и папа, кто режет куски тоньше?
Узкий – широкий.
Сравнивать: лавочки, столы, двери и окна в доме, шторы, пояса, ленты.
Развитие пространственного мышления дошкольника.
«Стоп, скажи, где стоишь» - учим ребенка определять свое местонахождение среди окружающих предметов: «Я нахожусь справа от бани, слева от яблони, впереди меня стол, позади – забор».
«Встань, куда скажу» - учим двигаться в соответствии со словесными указаниями взрослого.
- Встань справа от забора за сливу.
- Встань слева от стола напротив куста смородины.
Это совместная работа детей с родителями.
Самое опасное заблуждение. Взрослым все в дошкольной математике кажется элементарным, даже примитивным. Поэтому они форсируют счетные навыки, злятся, если ребенок не сразу понимает закономерность. Одним словом, ведут себя так, будто бы сами в свое время были математическими гениями. А для ребенка, даже самого талантливого, овладение начальными математическими представлениями – нелегкий интеллектуальный труд, который взрослые могут сделать интересным и радостным, а могут превратить в унылое и постылое занятие.
Мы пришли к выводу, что применение развивающих и дидактических игр математического содержания повышает эффективность педагогического процесса и способствует развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Согласны?
Наш мастер-класс подошел к концу, всем спасибо за внимание.