аноним
Мастер-класс для педагогов «Маленькие шаги в большой мир финансов»
Мастер–класс для педагогов «Маленькие шаги в большой мир финансов»
Цель мастер-класса : повышение педагогической компетентности педагогов в области формирования финансовой грамотности старших дошкольников в условиях ДОУ.
Задачи:
- создать настрой на работу, атмосферы доверия и желание узнать новое.
– расширить кругозор посредством игр экономической направленности.
- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОУ.
Оборудование:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Маленькие шаги в большой мир финансов“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
-карточки зелёные и красные, предметные картинки с изображением профессий, дидактические игры «Туристический поход» «Хочу и надо», «Кто что производит?», «Кому что нужно?»
Аудитория слушателей: воспитатели ДОУ.
Ход мастер-класса
Старший воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги!
Актуальность изучения финансовой грамотности заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок в период взросления и сформировать основы финансовой самостоятельности.
В данный момент мы находимся в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями.
Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями воспитанников.
Чем взрослее становятся дети, тем больше соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Семья, сверстники, социальные сети, телевидение, воспитательно – образовательная деятельность в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка человеком, наставником, который поможет правильно понять проанализировать новые явления, знания, понятия. У многих педагогов возникают сложности, как помочь детям, как научить, подсказать. Для этого мы сегодня собрались с вами здесь. Помочь, подсказать и научить.
Воспитание дошкольников финансовой грамотности должен реализоваться через различные формы организации детской деятельности, доступной в ДОУ и дома, в быту. Например: загадки; пословицы; сказки; экономические задачи; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; занятия.
Главное - говорить ребёнку о незнакомом и потому сложном мире экономики на языке, который ему будет понятен.
Старший воспитатель: «Увлечь детей рассказами об экономике в юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности задача трудная, но решаемая и я, уважаемые коллеги, предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики. Приглашается фокус группа :3-5 человек. Мы постараемся разобраться в тонкостях познания экономики.
1 задание:
1вариант. Устное народное творчество, в частности – пословицы, могут помочь детям в познании экономики. /на столе разрезанные карточки со словами из пословиц, необходимо собрать за 3мин/песочные часы/
2 вариант:
1. Согласно пословице, кто платит дважды? Скупой
2. Продолжите пословицу: «Хороший товар сам себя…». Хвалит
3По отношению к торговле реклама выступает в роли какого автомобильного устройства? Двигатель
4. В честь, какого насекомого называют рынок, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? Блоха.
Для зрителей:/если 1 вариант/
Пока наша фокус группа выполняет задание, мы с вами будем разгадывать загадки, вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавляли. За правильный ответ получаем фишки. /приз, монетку или др/.
1. В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. /деньги/
2. И врачу, и акробату
Выдают за труд … /зарплату/
3. Половинку от зарплаты,
Называют как, ребята? / аванс /
4. Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата? /банкомат/
5. На товаре быть должна, обязательно … /цена/
6. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)
7. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
8. Приносить доходы стал. В банке дедов …. (капитал)
Фокус-группа готова рассказать, что у них получилось.
2 задание
Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте.
1. Три брата на себе узнали, что для того чтобы жить в безопасности, необходимо потрудиться и помогать друг другу, качество выше экономии или экономить надо с умом. / «Три поросёнка»/
2. В какой сказке неуёмные аппетиты старухи привели к банкротству или краху? На старость надо зарабатывать смолоду, а не ждать рыбку/ «Сказка о золотой рыбке»/
3. В этой сказке говорится о лёгких деньгах, мошенничестве, и, что не стоит верить всяким проходимцам за их процент / «Буратино»/
4. Праздный образ жизни приводит к проблемам с питанием и проживанием / «Стрекоза и муравей»/
5. Не нужно тратиться на то, чтобы понравиться сомнительным букашкам, которые в сложной ситуации тебя бросят, настоящих друзей нельзя купить/ «Муха цокотуха»/
6. Нелегкий путь хлебобулочного изделия до потребителя? «Колобок»
7. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? «Репка»
8. Благодаря бартеру друг спас друга / «Петушок и бобовое зёрнышко»/
9. В какой сказке высмеивается жадность и погоня за дешевизной, любой труд должен быть оплачен / «Сказка о попе и работнике Балде»/
10. В этой сказке герой имеет замашки экономиста, предпринимателя, бережливого хозяина / «Трое из Простоквашино»/
11. Семейный бюджет надо планировать и расходы тоже, особенно когда женишься и собираешься семью содержать/ «Дюймовочка»
12. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? / «Золотая антилопа»/
Старший воспитатель: Как вы можете убедиться взрослые, имея определённый жизненный опыт и финансовые навыками не всегда могут понять, чему учат сказки, а детям и подавно, задача педагога помочь детям разобраться в мире финансовых понятий.
3 задание
Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности – экономические задачи. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ.
1. Когда можно купить босоножки дороже: летом или зимой?
2. Какие яблоки легче продать при одинаковой цене: свежие или подгнившие?
3. Где дороже бутылка воды- в пустыне или на севере?
4. В двух магазинах продают помидоры: в одном магазине по цене 200 руб. за 1 кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят помидоры быстрее?
5. Обезьянки целую неделю продавали бананы по 50 руб. за 1 кг. К концу недели кожура потемнела и потеряли товарный вид. Никто не хотел покупал. Посоветуйте, что можно сделать, чтобы не потерпеть убыток и бананы продать?
СВ: Даже во время передышки можно поиграть с детьми
Физкультминутка «Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку).
4 задание
Старший воспитатель: Коллеги! Вы знаете, что основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок познаёт мир. Вот и мы сейчас поиграем.
1 вариант
«Туристический поход»
Цель: уточнить представления воспитанников об основных потребностях человека.
Материал: карточки с изображением разных вещей.
Дети делятся на три команды, каждая из которых готовится в поход на юг, на север, в пустыню. Команды могут взять только те вещи, которые будут необходимы им в тех условиях, в которые они попадут.
Вещи, изображенные на картинках, размещаются по всей групповой комнате. Участники команд выбирают то, что, на их взгляд, им нужнее всего. В конце игры команды проверяют друг друга и объясняют свой выбор.
Игра «Хочу и надо»
Цель: знакомит детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Учит определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на картонке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т. п. ; игровое поле.
Игра «Кто что производит?»
Цель: подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные представления и умения.
Правила: соединить стрелочкой, кто что производит.
Материал: изображения готовой продукции, людей разных профессий (Повар у плиты. Токарь у станка. Садовод в саду. Художник за мольбертом.
Портной за швейной машиной); карандаш.
Игра «Кому что нужно?»
Цель: закрепить представления детей о предметах труда людей разных профессий.
Правила: разложить карточки в соответствии с профессией человека.
Материал: карточки с изображениями людей разных профессий (повар, портной, художник, учитель, столяр, врач) и орудий труда (швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля).
Игр большое количество, их можно придумывать самим или с детьми, используя подручный материал, главное, чтобы вы понимали какая цель перед вами стоит.
2 вариант
Из предложенных картинок и материалов придумать игру и презентовать её.
5 задание
Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! Перед вами название сюжетно – ролевые игры, которые помогают в формировании финансовой грамотности у дошкольников, необходимо обосновать свой ответ и добавить свои варианты игр в ДОУ.
/ «Дочки-матери», «Кафе», «Скорая помощь», «Школа», «Салон красоты», «Железная дорога», «Зоопарк». «Аптека». «Ветеринарная лечебница», «Дорожное движение», «Водители». «Магазин» «Гости», «День рождения» ,«Почта» ,«Ателье»….
Рефлексия
Сегодня я познакомила вас с такими формами работы с детьми, которые вы легко можете использовать, решая задачи по формированию финансовой грамотности у дошкольников.
Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.
В начале мастер-класса вам раздали банкноты методического мастерства. Я хочу, чтобы эти деньги вы вложили с пользой. Если мастер-класс был полезен, то вложите свою денежку в сбербанк, набегут методические проценты. Кому был мастер-класс не очень полезен, то положите под подушку, может, придется когда-нибудь достать. А если время было проведено зря – закопайте в огороде, пусть ждет своего часа. /Педагогам необходимо сделать выбор /.
Давайте посмотрим, где сосредоточился методический капитал нашего мастер-класса. Большинство вложили деньги в, значит….
Авербах Бертольд писал: «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать — искусство». Так давайте поможем детям овладеть искусством управления деньгами.
Спасибо за внимание!