Яковлева Наталия
Мастер-класс для педагогов «Камешки Марблс — сокровище для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! У каждого из нас есть «педагогическая копилка» любимых игр для детей. Я сегодня познакомлю вас с одним из моих любимых методов игры – камешки Марблс – сокровища для детей.
Скажите, кто не любил в детстве создавать свои сокровищницы? Дети любят сокровища. Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы, найденные ребенком на улице: бусины, значки, сломанные брошки, красивые пуговицы, предметы совсем непонятного происхождения, привлекающие внимание именно своей странностью. Обычно ребенок предпочитает общаться со своими «сокровищами» наедине, чтобы никто не мешал: рассматривает их, любуется, фантазирует. Дети воспринимают свои «сокровища» чувственно, им нравится сама плоть этих вещиц: разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. Именно этот глубинный внутренний интерес детей к предметам подобного типа подсказал идею ввести в практику работы блестящие камешки – Марблс.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Камешки Марблс — сокровище для детей“» размещена в разделах
- Марблс. Игры с камешками
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения. Особый дидактический материал. Идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка.
Для начала, хотелось бы рассказать немного истории появления камешков Марблс - это далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Жизнь людей тесно связана с камнями, камень используется для строительства жилища, а так же олицетворяет в себе магический символ. Камни считаются сильными оберегами.
Актуальность: Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.
Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движение рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышлением дошкольника.
Начинать развитие мелкой моторики необходимо с раннего детства
Почему я выбрала именно Марблс? При работе с детьми я стараюсь прибегать к чему-то особенному, необычному, но в то же время простому. К этому и относятся игры с «Волшебными камешками». Некоторые идеи приходят непосредственно в процессе игры. Но существует огромное количество вариантов игр с их использованием. Я подобрала перечень игр, которые направлены на решение следующих задач, например:
Игра с использованием Марблс решает многие педагогические задачи.
1. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации. Такие игры, как «Мозаика», «Украсим торт», «Чудесный мешочек» и др.
2. Развитие навыков ориентировки в микро пространстве (на плоскости). Используем игры: «Цветочная полянка», «Лабиринт» и др.
3. Развитие сенсорного восприятия. Игры: «Гроздь винограда», «Выложи по образцу», «Лабиринт» и др.
4. Развитие тактильных ощущений. Игры: «Выложи картинку по теме», «Украсим торт» и др.
5. Развитие глазодвигательных функций, повышение остроты зрения, фиксации взора. Игры: «Зеркало», «Цифры», «Техник» и др.
6. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Игры: «Какого цвета были рыбки», «Разноцветные полоски» и др.
7. Формирует умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными, игры: «Бродилки», «Выложи по образцу» и др.
8. Обогащает словарный запас (упражнение в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов, игры: «Цветочная полянка», «Техник» и др.
9. Развитие связной, фразовой речи, эмоциональной лексики, используем игры: «Какого цвета были рыбки», «Украсим торт» и др.
В старшем возрасте с помощью камешков Марблс мы знакомимся с буквами.
Вопрос: Чем отличается звук от буквы?
звук мы не можем потрогать или увидеть, но у нас есть буква – символ звука.
Мы выполняем звуко-буквенный анализ слов, что очень важно в формировании предпосылок к обучению грамоте.
А теперь, уважаемые педагоги, я предлагаю вам на собственном примере почувствовать «Волшебство камешков Марблс».
1 задание. Обследование камней. Закройте глаза, опустите руки в контейнер с камешками, расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т. д)
Далее посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они?
(цветные, разноцветные)
- А сейчас попробуем тактильные ощущения, они бывают:
Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков, и раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше (можно и считать)
Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше)
Пинцетный (взять камешек большим и первым пальцем обеих рук)
А теперь возьмите камешек большим и третьим пальцами, большим и пятым и т. д.) Можно упражнять все пальчики в любом порядке.
Вопрос: как вы думаете, что можно развивать во время использования таких упражнений? (моторику пальцев, сосредоточенность, тактильные ощущения)
Следующее: возьмите один камушек в руку и уроните его на стол. Что вы услышали? Опишите. Следует вопрос: используя данные упражнения, что можно развивать у ребенка?
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
1 – возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;
2 – возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;
3 – возьми маленький камень и положи перед собой;
4 – возьми желтый камень и положи сзади коробки;
Вопрос: Какие понятия можно формировать этим упражнением?
(закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т. д)
2 задание. Творческое. Для вас расположены на столе листы бумаги разного цвета. Я предлагаю вам выложить картину из камешков, а тема, будет та, которая вы выберете. Далее обсуждаем, и приступаем к работе. Как вы думаете, какие игры можно придумать по картинке, использовать на занятии? (педагоги придумывают игры)
3 задание. Работа без образца. Представьте, что вас пригласили на день рождение. Что бы вы подарили? Выложить подарок из камней.
В завершение своего мастер-класса хочу поблагодарить вас за активное участие. И хотелось бы, узнать ваше мнение. Если вам было интересно, и данная информация будет для вас полезна, то выложите из камешек улыбку, если вы считаете, что это не интересно – грустную улыбку.