Светлана Мезенцева
Мастер-класс для педагогов «Изготовление куклы-оберега «Вепсская кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание: данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям.
Назначение: игровая кукла для ребенка; оберег; подарок своими руками.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей при изготовлении народной куклы.
Задачи:
Познакомить с историей возникновения традиционных народных кукол, работой в кружке «Забавный лоскуток».
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Изготовление куклы-оберега „Вепсская кукла“» размещена в разделах
- Вепсская кукла
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2018
Вызвать интерес к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности.
Знакомить с основными техническими приёмами изготовления народной куклы.
Создавать эмоционально-положительную атмосферу, вызвать радость и чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.
Планируемые результаты:
Изготовление Вепсской куклы.
Повышение компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности.
Проявление интереса педагогов к изготовлению традиционных народных кукол.
Оборудование:
• светлый материал — 22х22 см (для головы, тела, рук);
• три разноцветных лоскутка — 20х20 см (для груди и юбки);
• треугольная материя для платочка 18х18 см;
• лента (двух цветов) 15 см;
• кружево — 12х5 см;
• нитки;
• синтепон;
• презентация с описанием последовательности изготовления лоскутной Вепсской куклы;
• аудиозаписи: Алексей Архиповский «Дорога домой», неизвестный исполнитель «Русская изба»;
• буклет «»Вепсская кукла (мастер-класс для педагогов);
• коллекция лоскутных кукол.
Ход мастер – класса:
1. Орг. момент.
Педагог: Здравствуйте уважаемые коллеги, гости званые, желанные!
В корзину я спрятала игрушку
Девочек любимую подружку.
Можно с ней по-разному играть
Кормить, укачивать, в наряды наряжать.
Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?
Сегодня мастер – класс посвящен теме: "Изготовление куклы-оберега "Вепсская кукла" или как ее еще называют «Кормилка» или куколка «Капустка».
2. Теоретическая часть.
Педагог: Одним из приоритетных направлений работы наших ДОУ является формирование культурно – ценностных ориентаций и приобщение детей в практической деятельности к декоративно-прикладному и народному художественному творчеству.
Приобщение детей к русской народной культуре – работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно всё – форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога. Именно поэтому я взяла приоритетное направление в своей работе изготовление лоскутных кукол в кружке бесплатных дополнительных образовательных услуг «Забавный лоскуток» - знакомство с русскими обычаями, потешками, песенками, пословицами.
Кукла – это уникальный способ познания жизни и для тех, кто ее создает, и для тех, кто с ней общается.
Кукла – первая среди игрушек. Её история известна с глубокой древности.
Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение – все эти значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию – духовную функцию общения.
Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок. Их изготавливали с разной целью. В связи с этим можно выделить несколько видов кукол, самые известные из них:
- игровые куклы;
- обрядовые куклы;
- обережные куклы.
Многое можно говорить о воспитательной ценности народной стариной тряпичной куклы. Но, на мой взгляд, огромная ее ценность в том, что - это наша русская культура, наши традиции, наше отношение к своей Отчизне. Если педагог знакомит детей с тряпичной куклой, то он непременно будет включать диалоги о семье, об отношении к родителям, к другим людям.
Тряпичная кукла помогает воспитывать интерес к народным обычаям, любовь к самому близкому человеку – своей маме.
Народная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по-своему уникальная, содержит символические знания предыдущих поколений.
Сегодня я хочу показать вам технологию изготовления Вепсской куклы, или как ее еще называют «Капустка» или куколка «Кормилка». Это обереговая кукла, воплощающая образы женского плодородия и зрелости, являет собой образ замужней женщины, матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех. Способствует обретению женской силы и семейного счастья. Вепсская куколка — одна из самых привлекательных среди обережных текстильных народных кукол. Есть она у русского народа и у вепсского. Технология изготовления одинаковая, а названия – разные. Эту куклу изготавливали как «манилку» она приводила в дом жениха. Девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей делала такую куколку и ставила ее на подоконник в полуоборота к окну, и парни знали - можно сватов засылать и кукла приводила в дом жениха. Когда жених входил в дом, кукла становилась оберегом отношений жениха и невесты. Когда девушка выходила замуж, она забирала куклу с собой в дом мужа и кукла становилась оберегом для семьи. Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. После рождения, куклу клали в кроватку и ребенок был более спокоен, потому что, просыпаясь и открывая глазки, ребенок видел аналог мамы. Это первая из кукол, которую клали ребенку в постель. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т. е. не рвалась, портилась. Отсюда пошла традиция укладывать ребенка спать с мягкой игрушкой.
Обережная кукла дарилась для поддержки в жизни, для охраны человека от всяких бедствий. Вот Кормилка, как мама, свою хозяюшку и охраняла. А чтобы в обережную куколку не поселился дух зла и никому не смог напакостить, ей нельзя было делать глаза.
Сделать ее может каждый.
Главное – приступая к работе, думать о хорошем. Удивительно то, что обереги, сделанные с любовью, с добрыми мыслями, пожеланиями способны брать заботу о «невидимых» событиях на себя.
3. Практическая часть.
Педагог: Для изготовления Вепсской куколки нам понадобятся материалы, которые находятся у вас в наборах на рабочих местах:
Техника изготовления. Заверните в белый лоскут шарик синтепона.
1. Расправьте руки. Уголки подверните внутрь, обвяжите нитью – сформируйте ладошки.
Затем сделайте талию.
2. Из квадратов цветного материала и синтепона сформируйте кукле две груди. Они должны быть немного меньше, чем голова.
3. Каждую грудь прикрепите к шее так, чтобы обе груди прикрепились к талии спереди - была имитация двух параллельных бретелей сарафана, идущих по плечам.
Сзади, на спине, бретели перекрещиваются, как в старинном северном сарафане, (это и есть обережный крест).
4. Третий квадрат из цветной ткани складывается сначала треугольником, потом снова квадратом так, чтобы все срезы оказались на двух сторонах маленького квадратика.
5. Квадрат обрезными краями вниз, углом со сложениями наверх приматывается к талии так, чтобы край поднимался над талией нa 1,0-1,5 cм.
6. Приготовленную для передника ткань согните вдвое, внутрь вложите белую ленту. Завяжите лентой передник вокруг талии.
7. Возьмите ленту (повойник, повяжите её вокруг головы куклы-оберега.
8. Затем завяжите платок: так, чтобы был виден повойник, концы складываем крест-накрест под подбородком и скрепляем сзади двойным узлом.
Рефлексия:
Педагог: У вас у всех получилась красивая кукла.
Заинтересовала ли Вас данная техника? Изготовите ли вы с детьми данную куклу?
Как вы считаете, актуально ли изготовление тряпичных кукол в образовательном процессе?
Сделайте такую куклу вместе с детьми! Куколка, изготовленная своими руками, будет особенной и неповторимой, у каждого получится своя "кукольная история".
Уважаемые коллеги, я благодарю группу за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об эффективности использования методических приемов, и что мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.
Спасибо вам за внимание. Я думаю, что Вам мастер-класс понравился.
На ваших столах лежат смайлики, проголосуйте пожалуйста.
Красный цвет-все удалось, очень интересно.
Синий цвет - удалось, но материал часто используемый.
Желтый цвет - скучно, не интересный материал.