Светлана Мезенцева
Мастер-класс для педагогов «Изготовление куклы-оберега «Вепсская кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание: данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям.
Назначение: игровая кукла для ребенка; оберег; подарок своими руками.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей при изготовлении народной куклы.
Задачи:
Познакомить с историей возникновения традиционных народных кукол, работой в кружке «Забавный лоскуток».
Темочки:
- Вепсская кукла
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2018
Вызвать интерес к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности.
Знакомить с основными техническими приёмами изготовления народной куклы.
Создавать эмоционально-положительную атмосферу, вызвать радость и чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.
Планируемые результаты:
Изготовление Вепсской куклы.
Повышение компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности.
Проявление интереса педагогов к изготовлению традиционных народных кукол.
Оборудование:
• светлый материал — 22х22 см (для головы, тела, рук);
• три разноцветных лоскутка — 20х20 см (для груди и юбки);
• треугольная материя для платочка 18х18 см;
• лента (двух цветов) 15 см;
• кружево — 12х5 см;
• нитки;
• синтепон;
• презентация с описанием последовательности изготовления лоскутной Вепсской куклы;
• аудиозаписи: Алексей Архиповский «Дорога домой», неизвестный исполнитель «Русская изба»;
• буклет «»Вепсская кукла (мастер-класс для педагогов);
• коллекция лоскутных кукол.
Ход мастер – класса:
1. Орг. момент.
Педагог: Здравствуйте уважаемые коллеги, гости званые, желанные!
В корзину я спрятала игрушку
Девочек любимую подружку.
Можно с ней по-разному играть
Кормить, укачивать, в наряды наряжать.
Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?
Сегодня мастер – класс посвящен теме: "Изготовление куклы-оберега "Вепсская кукла" или как ее еще называют «Кормилка» или куколка «Капустка».
2. Теоретическая часть.
Педагог: Одним из приоритетных направлений работы наших ДОУ является формирование культурно – ценностных ориентаций и приобщение детей в практической деятельности к декоративно-прикладному и народному художественному творчеству.
Приобщение детей к русской народной культуре – работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно всё – форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога. Именно поэтому я взяла приоритетное направление в своей работе изготовление лоскутных кукол в кружке бесплатных дополнительных образовательных услуг «Забавный лоскуток» - знакомство с русскими обычаями, потешками, песенками, пословицами.
Кукла – это уникальный способ познания жизни и для тех, кто ее создает, и для тех, кто с ней общается.
Кукла – первая среди игрушек. Её история известна с глубокой древности.
Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение – все эти значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию – духовную функцию общения.
Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок. Их изготавливали с разной целью. В связи с этим можно выделить несколько видов кукол, самые известные из них:
- игровые куклы;
- обрядовые куклы;
- обережные куклы.
Многое можно говорить о воспитательной ценности народной стариной тряпичной куклы. Но, на мой взгляд, огромная ее ценность в том, что - это наша русская культура, наши традиции, наше отношение к своей Отчизне. Если педагог знакомит детей с тряпичной куклой, то он непременно будет включать диалоги о семье, об отношении к родителям, к другим людям.
Тряпичная кукла помогает воспитывать интерес к народным обычаям, любовь к самому близкому человеку – своей маме.
Народная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по-своему уникальная, содержит символические знания предыдущих поколений.
Сегодня я хочу показать вам технологию изготовления Вепсской куклы, или как ее еще называют «Капустка» или куколка «Кормилка». Это обереговая кукла, воплощающая образы женского плодородия и зрелости, являет собой образ замужней женщины, матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех. Способствует обретению женской силы и семейного счастья. Вепсская куколка — одна из самых привлекательных среди обережных текстильных народных кукол. Есть она у русского народа и у вепсского. Технология изготовления одинаковая, а названия – разные. Эту куклу изготавливали как «манилку» она приводила в дом жениха. Девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей делала такую куколку и ставила ее на подоконник в полуоборота к окну, и парни знали - можно сватов засылать и кукла приводила в дом жениха. Когда жених входил в дом, кукла становилась оберегом отношений жениха и невесты. Когда девушка выходила замуж, она забирала куклу с собой в дом мужа и кукла становилась оберегом для семьи. Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. После рождения, куклу клали в кроватку и ребенок был более спокоен, потому что, просыпаясь и открывая глазки, ребенок видел аналог мамы. Это первая из кукол, которую клали ребенку в постель. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т. е. не рвалась, портилась. Отсюда пошла традиция укладывать ребенка спать с мягкой игрушкой.
Обережная кукла дарилась для поддержки в жизни, для охраны человека от всяких бедствий. Вот Кормилка, как мама, свою хозяюшку и охраняла. А чтобы в обережную куколку не поселился дух зла и никому не смог напакостить, ей нельзя было делать глаза.
Сделать ее может каждый.
Главное – приступая к работе, думать о хорошем. Удивительно то, что обереги, сделанные с любовью, с добрыми мыслями, пожеланиями способны брать заботу о «невидимых» событиях на себя.
3. Практическая часть.
Педагог: Для изготовления Вепсской куколки нам понадобятся материалы, которые находятся у вас в наборах на рабочих местах:
Техника изготовления. Заверните в белый лоскут шарик синтепона.
1. Расправьте руки. Уголки подверните внутрь, обвяжите нитью – сформируйте ладошки.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Описание данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений педагогам дополнительного образования родителям](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-801208-1543297455.jpg)
Затем сделайте талию.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Назначение игровая кукла для ребенка оберег подарок своими руками](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-801208-1543297485.jpg)
2. Из квадратов цветного материала и синтепона сформируйте кукле две груди. Они должны быть немного меньше, чем голова.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Цель повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей при изготовлении народной куклы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-801208-1543297656.jpg)
3. Каждую грудь прикрепите к шее так, чтобы обе груди прикрепились к талии спереди - была имитация двух параллельных бретелей сарафана, идущих по плечам.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Задачи Познакомить с историей возникновения традиционных народных кукол работой в кружке Забавный лоскуток](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-801208-1543297696.jpg)
Сзади, на спине, бретели перекрещиваются, как в старинном северном сарафане, (это и есть обережный крест).
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Темочки Вепсская кукла Консультации для педагогов и воспитателей Куклы обереги](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-801208-1543297729.jpg)
4. Третий квадрат из цветной ткани складывается сначала треугольником, потом снова квадратом так, чтобы все срезы оказались на двух сторонах маленького квадратика.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Народные тряпичные куклы Мастер классы для воспитателей и педагогов Методические материалы для педагогов и воспитателей Модель трёх вопросов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-801208-1543297763.jpg)
5. Квадрат обрезными краями вниз, углом со сложениями наверх приматывается к талии так, чтобы край поднимался над талией нa 1,0-1,5 cм.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Знакомить с основными техническими приёмами изготовления народной куклы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-801208-1543297796.jpg)
6. Приготовленную для передника ткань согните вдвое, внутрь вложите белую ленту. Завяжите лентой передник вокруг талии.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Создавать эмоционально положительную атмосферу вызвать радость и чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-801208-1543297832.jpg)
7. Возьмите ленту (повойник, повяжите её вокруг головы куклы-оберега.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Планируемые результаты Изготовление](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-801208-1543297865.jpg)
8. Затем завяжите платок: так, чтобы был виден повойник, концы складываем крест-накрест под подбородком и скрепляем сзади двойным узлом.
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Вепсская кукла Вепсской куклы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-801208-1543297901.jpg)
Рефлексия:
Педагог: У вас у всех получилась красивая кукла.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Повышение компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-801208-1543297965.jpg)
Заинтересовала ли Вас данная техника? Изготовите ли вы с детьми данную куклу?
Как вы считаете, актуально ли изготовление тряпичных кукол в образовательном процессе?
Сделайте такую куклу вместе с детьми! Куколка, изготовленная своими руками, будет особенной и неповторимой, у каждого получится своя "кукольная история".
Уважаемые коллеги, я благодарю группу за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об эффективности использования методических приемов, и что мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.
Спасибо вам за внимание. Я думаю, что Вам мастер-класс понравился.
На ваших столах лежат смайлики, проголосуйте пожалуйста.
Красный цвет-все удалось, очень интересно.
Синий цвет - удалось, но материал часто используемый.
Желтый цвет - скучно, не интересный материал.