Ирина Шевцова
Мастер-класс для педагогов «Использование социоигровых технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обучение использованию социоигровой технологии для реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Оборудование: презентация, указка, фигурки цветов, бабочек для деления на группы, корзинка.
Ход мастер-класса.
Слайд 1 (тит лист)
Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на нашем мастер- классе. Он посвящен теме «Использование социоигровой технологии для реализации образовательной области социально-коммуникативного развития».
Слайд 2
I. Теоретическая часть.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование социоигровых технологий“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Реализуя ФГОС дошкольного образования, мы понимаем, что закономерно на смену традиционным методам, приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены на развитие личности ребенка через совместную деятельность.
Взрослый создает условия для личностного развития дошкольников, проявления ими самостоятельности, элементарной творческой активности, приобретения опыта сотрудничества. Основной функцией взрослого становится организация совместной деятельности, решение различных задач.
Слайд 3
Этому поможет такая современная педагогическая технология как социо-игровая, авторами которой являются: Е. Шулешко, А. Ершова и В. Букатов.
Социоигровой стиль – это организация образовательной деятельности как игры между микро группами детей и одновременно в каждой из них (то есть малыми социумами –отсюда и термин социоигровая)
Социо-игровая технология способствует:
• проявлению самостоятельности, инициативности,
• коммуникативному общению и сближению педагога с детьми;
• позволяет неуверенным детям преодолеть нерешительность.
Правильно подобранные педагогом игры-задания будут способствовать:
повышению мотивации детей к занятиям,
получению новых знаний, познанию неизвестного.
Слайд 4 В данной технологии предполагается определенная последовательность проведения игр:
1. Игры-задания для «рабочего настроя» имеют в себе потенциал пробудить интерес участников друг к другу, поставить участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивать активизацию внимания;
2. Игры для «социоигрового приобщения к делу» – каждое из этих игр может быть дополнено и нагружено образовательным материалом, который в играх усваивается с особым успехом;
3. Игровые «разминки-зарядки» – общим для этой группы упражнений является принцип всеобщей доступности, легко возбудимой азартности и может быть даже смешного несерьезного выигрыша. В этих заданиях доминирует механизм деятельного психологически эффективного отдыха;
4. Игры для «творческого самоутверждения» имеют свою специфику только в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия;
5.«Вольные» игры-упражнения – подвижные игры, требующие достаточного простора и свободы передвижения
Сегодня мы рассмотрим некоторые приемы данной технологии.
СЛАЙД 5 II Практическая часть.
Для этого я вам предлагаю представить себя детьми старшего дошкольного возраста и поиграть в игры, которые предлагают авторы данной технологии. Прошу вас всех выйти и встать в круг.
Давайте сначала поприветствуем друг друга. Любое занятие, встреча начинается с приветствия, которое выполняет важные функции установления эмоционально-позитивного контакта с ребенком и формирует у него направленность на сверстника и интереса к нему. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Инициатива приветствия принадлежит педагогу. Поприветствовать друг друга можно различными способами: ладошкой, улыбкой, рукой, другими частями тела. А мы будем передавать приветствие друг другу вправо – плечом, а влево ладошкой. Встретившись, два приветствия, продолжаются до ведущего. Итак, эмоциональный настрой прошел, вы уже улыбаетесь.
Поскольку в технологии предлагается определённая последовательность проведения игр, первая игра для рабочего настроя.
1 игра Я предлагаю использовать один из приемов, он называется «Волшебная палочка» (в качестве «волшебной палочки» можно использовать любой предмет: карандаш, линейка, зонт)
Передачу палочки из рук в руки надо сопровождать речью по заданному правилу. В нашем случае Вам необходимо назвать свою любимую игру из детства. (Участники передают полочку друг другу и называют игры, в которые играли в детстве, н-р: догонялки, прятки и др.)
А теперь усложним задачу: Вам нужно передавая палочку, назвать игру и почему она вам нравилась. (играми группой, был лидер организатор, была подвижность, менялись места игр).
Комментарий
В этой игре ребенок настраивается на выполнение определенных правил, появляется рабочий настрой.
СЛАЙД 6
Итак, я показала вам один из приемов, а вы в это время озвучили три золотых принципа социоигровой технологии:
1. Двигательная активность обучаемых. (почему нравилась, потому что мы двигались)
2. Смена мезасцен и ролей в ходе деятельности. (Нам нравилось играть в разных местах во дворе, дома и т. д. и менялись ведущие и роли)
3. Работа в малых группах. (играли небольшой группой)
Вывод: Вот эти три принципа заложены в основу социо-игровой технологии. И педагогу в работе с детьми нужно их придерживаться, чтобы все получилось.
Ну а после того, как дети настроятся на совместную деятельность, можно переходить к следующему этапу: Это деление на группы.
2 игра. Можно поиграть в игру «Разрезная картинка» — направленную на объединение детей в микрогруппы: либо можно объединиться в группы по цвету волос, цвету глаз, кто в какое время года родился и т. д. но нам надо ДВЕ группы и мы поиграем в игру «Найди своих друзей». для этого каждый берет себе предмет из корзинки и на счет три находит свою группу. Помним, что групп должно быть две. Каждая группа собирается и придумывает одно предложение согласно своим предметам.
Комментарии:
В этой игре каждый чувствует свою значимость для группы, сообща решают общие задачи.
З игра «Оживление» (или пантомима). Пантомимой можно оживить хоть что. Я выбрала такую игру. Каждой команде раздается набор букв. Дается минутка на обсуждение. Необходимо из них составить название сказки. Изобразить её так, чтобы другая команда узнала название. (Колобок, Волк и семеро козлят)
Комментарий: Данный прием способствует развитию творческого мышления, фантазии, соблюдается работа с малой группой, не ограничивается место проведения.
4 игра «Изобрази фигуру».
Вся группа по команде: «Приготовились! Пожалуйста!» - начинает выстраивать фигуру. Главное нельзя разговаривать во время выполнения задания, нельзя командовать, все работают одновременно. За этим следит другая команда.
1 команда
- постройте букву П, пожалуйста
-постройте букву Е, пожалуйста. Усложним задачу
-постройте букву Ю, пожалуйста
2 команда
- постойте букву Л, пожалуйста
-постройте букву Н, пожалуйста, усложним задачу
- постройте букву Ф, пожалуйста.
Комментарии: В этой игре каждый человек внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Задание дает возможность отрабатывать высокий уровень внимания друг к другу и слаженности действий. Возможность исправления своей ошибки.
5 Игра «Менялки…».
Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т. п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
Например:
Меняются те, кто родился в мае
Кто в брюках
Кто в платье
У кого есть сестра и т. д.
Комментарий: игра развивает коммуникативные навыки, активизирует детей, смена водящего дает возможность замкнутым детям побыть в роли ведущего. Дети учатся дружно действовать, не ссорясь с другими.
III. Заключительная часть.
Организуя мастер-класс я использовала правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая).
Социоигровой стиль обучения – это не жесткая методика. Педагог создает ситуацию, когда детям хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, научения и тренировки.
Снимается запрет на двигательную активность. Работа в малых группах является ключевой в данной технологии. При социоигровом стиле обучения естественным образом возникают межпредметные связи. Приёмы, предлагаемые В. М. Букатовым, строятся на сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, они становятся основной формой организации детской жизни.
-Социоигровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность, отстоять свою позицию, проходит боязнь сделать ошибку.
Рефлексия:
Я хочу рефлексию провести с помощью волшебной палочки. Передавая её, закончите, пожалуйста, предложение «Я буду (или не буду) использовать социоигровую технологию, потому что…»
Закончить мероприятие хочется высказыванием В. М. Букатова «У социоигровой педагогики хитрый стиль. Он заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя, и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социоигровом стиле» Спасибо за участие!