Кристина Карауш
Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов "Использование арт-терапии в работе с дошкольниками».
Воспитатель:Карауш К. А.
Цель: Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование арт-терапии в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• Создание положительного эмоционального климата у педагогов, используя методы и приемы арт-терапии (письменная и устная рефлексия, интеграция разных видов деятельности, создание “ситуации успеха”, рисование) как одну из форм организации мастер –класса.
• Систематизирование знаний педагогов об активных и пассивных методах обучения дошкольников.
• Обучение применения в своей педагогической практике метода и приемов наглядности (наглядно – зрительный, наглядно – слуховой, наглядно – чувственный, экстрасенсорный, на примере изобразительной деятельности.
• Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я очень рада вас видеть. На первый взгляд тема моего мастер-класса тесно связана с работой педагога-психолога. Но я считаю, что мы, воспитатели, часто являемся свидетелями того, что дети испытывают негативные эмоции и психологические проблемы. А ведь здоровье человека - это совокупность не только физических, но и психических качеств человека.
Для избавления от негативных состояний детей я попробовала применить техники арт-терапии и увидела положительные результаты.
Арт-терапия (дословно - лечение искусством, творчеством) - простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Этот способ нравится детям, отвлекает их от неприятных эмоций, способствует повышению самооценки.
Обычно раскрыться ребенку мешают застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность.
Самым популярным способом избавления от негативных эмоций является изотерапия.
И в десять лет, и в семь, и в пять, все дети любят рисовать.
- Как только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или глину для лепки, он высвобождает свое подсознание. Изо-терапия не предполагает никаких ограничений по виду деятельности, сюжету. Самое важное, что продукт творчества является объективным отражение настроений и мыслей человека.
- Когда вы последний раз рисовали “для себя”? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни. Самое главное здесь – получать удовольствие от процесса и не боятся выразить себя.
Имитационная игра.
Прежде чем начать работу я предлагаю вам небольшую памятку участника мастер – класса:
Получай удовольствие от того, что делаешь!
Позволь себе быть свободным!
Проявляй доброжелательность к себе и другим.
Постарайся быть внимательным к окружающим!
Избегай оценок и суждений!
Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.
И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!
Сегодня мы будем общаться, выражать свои чувства, ощущения, эмоции с использованием методов технологии арт – терапии.
Часть первая:
Ритуал приветствия
Прежде, чем мы начнем нашу работу, нам необходимо познакомиться. Посмотрите какая чудесная свеча у меня в руках. Она не простая, волшебная. Когда вы её передаете с ней передается ваше тепло, ваша доброта. Сейчас мы будем передавать её и каждый, у кого она окажется, назовет свое имя. Замечательно, мы с вами не просто познакомились, но и поделились своим теплом и положительными эмоциями.
Часть вторая:
Рисунок состояния.
Цель: этим упражнением целесообразно начинать занятия в группах терапии искусством. Оно стимулирует творчество и осознание чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом.
Инструкция: Каждый член группы имеет в своем распоряжении много бумаги и краски, цветные карандаши, мелки. За одну- две минуты осознайте свои чувства, эмоции, которые возникают в этот момент. Возьмите в руки изобразительные средства и начинайте наносить штрихи, формы и линии на бумаге, говорящие о том как вы себя чувствуете в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что- то художественное и определенное. Рисуйте то, что приходит в голову.
Обсуждение.
В 1872 г. два французских врача Амбруа Страдье и Мишель Симон написали статью о том, что душевнобольные люди без всяких намеков со сторон врачей вдруг начинают заниматься творчеством: писать стихи, рисовать, лепить. А когда состояние улучшается – перестают. Возник вопрос: раз люди, попав в психически сложную ситуацию, начинают заниматься творчеством, потом потребность в нем отпадает, быть может, творчеством можно лечить?
Так пришла мысль “лечить искусством”. Как направление психотерапии арт – терапия начала развиваться в 40-х годах ХХ в.
Часть третья:
«Техника каракули в паре»
Свободно, водя по листу бумаги карандашом, нарисуйте каракули без какой – либо цели и замысла и передайте партнеру, который должен создать из них образ и развить его.
Варианты:
- затем поменяйтесь с партнером трансформированными каракулями и попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное им, затем обсудите вместе ваши ассоциации;
- после завершения рисунка, на основе каракулей сочините рассказ.
Часть четвертая:
Рисование по кругу
- Перед вами находятся лист бумаги и различные материалы для рисования (восковые мелки, гуашевые краски, ватные палочки, вы можете брать любые, которые вам нравится. Суть этого метода заключается в произвольном рисовании того, что вам хочется. По сигналу колокольчика вы останавливаетесь и передаете его соседу справа. Так происходит несколько раз, пока ваш рисунок не вернется к вам. Затем проводится обсуждение полученных рисунков. Итак, приступим.
Педагоги рисуют на листе бумаги и передают рисунок друг другу.
(Для фона включаем музыку). Для этого приема применимы все нетрадиционные способы рисования: кляксография, монотия, рисование пальчиками, ладошками, отпечатками листьев и т. д.
Нестандартные методы рисования помогают детям почувствовать настоящую свободу. Во время рисования у детей развивается мелкая моторика. А значит, у ребенка будет лучше развиваться и речевой аппарат, и память.
Данный метод способствует преодолению коммуникативных барьеров, создает благоприятные условия для развития произвольности, оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, содействует повышению уверенности в себе.
Часть пятая:
Рисунок состояния.
Я вижу, что наша встреча оказалась полезной для вас, принесла вам тепло и удовлетворение. Надеюсь, что я сумела убедить вас в важности изо – терапии и возможности ее использования в работе с детьми. Я хочу, чтобы все присутствующие здесь улыбнулись мне и окружающим и поаплодировали за хорошую работу.
ВЫВОД:
Возможности арт-терапии:
Арт-терапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт-терапией дети и взрослые могут открыть и развивать в себе неизвестные ранее таланты.
Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для дошкольников, которые не всегда могут выразить свои мысли в словах.
Арт-терапия в детском саду она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая.
Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других.
Всего Вам доброго уважаемые коллеги,надеюсь что данный материал Вам будет полезен.