Наташа Баулина
Мастер-класс для педагогов «Инновационные формы и методы в развитии ритмических способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс для педагогов
«Развитие ритмических способностей у детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса : Знакомство педагогов с опытом использования различных методов и приёмов, способствующих развитию ритмических способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Темочки:
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• Познакомить педагогов с методами и приёмами развития ритмических способностей у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях;
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмических способностей;
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмических способностей у детей дошкольного возраста.
Структура мастер-класса :
1. Теоретическая часть:
Вступительное слово по теме: Формирование ритмических навыков у детей дошкольного возраста.
2. Практическая часть – показ эффективных приемов развития чувства ритма.
1. Теоретическая часть:
«Вначале был ритм»
немецкий музыкант Ханс фон Бюлов
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и много другое подчинено определенному ритму.
Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования).
Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер.
Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме.
Ритмическая способность формируется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.
Методика по развитию чувства ритма у детей на музыкальных занятиях состоит из множества видов игр, которые реализуются на каждой возрастной ступени с постепенным усложнением и неоднократным повторением в течение одного учебного года.
Игровые методы формирования ритмических навыков :
1. Ритмическая разминка (ритм в стихах);
2. Речевые ритмоигры с пением и музыкальным сопровождением;
3. Музыкально-дидактические игры (игры с именами, игры с предметами, игры с ритмическими рисунками);
4. Музыкально – ритмические игры;
5. Музыкально-ритмические импровизации;
6. Пальчиковые игры;
7. Игры с клаверсами (ритмическими палочкам);
8. Ритмические игры с использованием шумовых и ударных инструментов и т. д.
Развитие ритмических способностей не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. Поэтому в методике по формированию ритмических способностей используются и звучащие жесты:
• хлопки ладошками;
• шлепки;
• притопы;
• щелчки пальчиками.
2 часть практическая.
Для практической части мне понадобится помощь коллег.
1)Ритмодикламация «Часы», с использованием звучащих жестов.
Сейчас мы с вами поиграем в ритмодикламацию на стихотворение «Часы» :
На стене часы висели:
«Тик-так, тик-так».
Тараканы стрелки съели:
«Тик-так, тик-так».
Мыши гири оторвали:
«Тик-так, тик-так».
И часы ходить не стали:
«Тик-так, тр-р-р-р-р…»
2)Музыкально-ритмическая игра, с использованием звучащих жестов и шумовых и ударных музыкальных инструментов «Танец сидя»
Предлагаю вам поиграть в Музыкально-ритмическую игру, с использованием звучащих жестов и шумовых и ударных музыкальных инструментов «Танец сидя»
Веселый танец игра исполняется под музыку любой польки. Все участники танца сидят на стульях, перед ними ведущий. Он показывает движения, которые все повторяют. Важно сделать движения точно, красиво и ничего не перепутать. Усложняется этот танец – игра использованием шумовых инструментов.
3) Знакомство с цветными перкуссионными трубками – «Бумвокерс»
Реализуя основные задачи ФГОС ДО, в образовательной деятельности по музыкальному развитию необходимо использовать современные формы и методы.
Любое обучение должно быть ярким, интересным! Чем эмоциональнее ребенок развивается, чем эмоциональнее проживает свою жизнь, тем выше у ребенка интеллект.
В 1995 году американец Крейг Рамсел изобрел удивительные перкуссионные трубочки BOOMWHACKERS.
Бумвокеры (boomwhackers) — это музыкальные инструменты, относящиеся к классу ударных, в виде легких, ярких пластиковых трубок, издающих при ударе приятные мелодично насыщенные звуки. Бумвокеры звучат по-разному в зависимости от цвета и размера — каждому оттенку соответствует отдельная нота в октаве. Синхронно звучащие музыкальные трубки легко создают как ритм, так и мелодию.
Играть на бумвокерах может абсолютно каждый.
Игра на бумвокерсах развивает эмоциональный интеллект, учит мыслить логично, улучшает настроение.
Процесс обучения выстраивается из всевозможных форм музицирования.
Музицирование на бумвокерах способствует :
• развитию музыкальности и чувства ритма;
• развитию познавательных, социальных, сенсомоторных навыков;
• развитию тактильной чувствительности;
• умению управлять собственным телом и координировать его.
Знакомство и первый опыт игры на трубках «Бумвокерс» начинается с младшей группы. Дети пробуют играть на них как на дудочке, превращают их в «лошадок», смотрят в трубки как в подзорную трубу и т. д. На занятиях можно играть с детьми в «Цветной оркестр», в речевые игры с потешками, озвучивать сказки.
У детей среднего возраста активно развивается ритмический слух. Это позволяет использовать на занятии разнообразные ритмические игры и элементы речевого музицирования.
С детьми старшего и подготовительного возраста можно придумывать ритмические импровизации, играть в оркестре.
Бумвокерс очень прост в использовании. Почувствовав в себе способность играть, ребенок верит в свои возможности! Я предлагаю вам попробовать поиграть на бумвокерах!
4 Итог:
Исследователями отмечено заметное влияние музыкально - ритмических игр на формирование у детей хороших способностей концентрировать внимание.
Музыкально - ритмические игры являются эффективным средством профилактики неврозов, а также прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения.
Используемая литература:
1. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. –М. , : Просвещение, 1981.
2. Новоскольцева И., Каплунова И. Этот удивительный ритм. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. -Изд. -во «Композитор. Сакт-Петербург», 2005.
3. Рокитянская Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до9 лет. / Ярославль: Академия развития, 2006.
4. Т. Рокитянская «Музыкальная грамота в образе и движении». 13/2003г. «Дошкольное образование».
5. М. Александровская «Каждый ребенок – музыкант». 13/2001 г. «Дошкольное образование».
6. Т. Э. Тютюнникова «Движение и музыка». 4/1999г. «Дошкольное воспитание».
7. Л. Пилипенко «Азбука ритмов», Москва: Издательский дом В. Катамского,2004.
8. Л. Пилипенко «Начнём с ритма», Москва: Издательский дом В. Катамского,2012.