Жанна Тюнина
Мастер-класс для педагогов «Игры-эксперименты с водой»
▼ Скачать
Цель мастер-класса : продемонстрировать для педагогов некоторые виды экспериментирования с водой.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты с водой в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Игры-эксперименты с водой“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Ход мастер-класса
Бережное и уважительное отношение к природе – условие выживания человечества. В нашем детском саду развитию любознательности дошкольников, их интереса к знакомым на первый взгляд вещам и происходящим с ними изменениям под воздействием природных сил и деятельности человека способствуют занятия в специально организованной экспериментальной лаборатории.
В процессе игр–экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Они способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, целенаправленность, аккуратность, ответственность, последовательность.
При планировании игр-экспериментов с водой следует учитывать принципы научности, доступности, связи знаний и умений с жизнью, последовательности. Опыты с водой планируются, для них отведено время в режиме дня. Содержание игр-экспериментов отбирается в соответствии с образовательной программой каждой возрастной группы и уровнем развития детей.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Для того чтобы донести знания до детей педагоги сами учатся на различных методических мероприятиях. Мы предлагаем вам принять участие в мастер-классе по опытно–экспериментальной работе. И сегодня с вами поэкспериментируем с водой.
Мы поговорим о воде. Что же такое вода, какими свойствами она обладает
Опыты:
1. «Прозрачность воды»
Опустите в стакан с молоком мелкую игрушку, видна она или нет. Затем - в стакан с водой.
Вывод: вода прозрачная.
2. «Есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?»
Предложить попробовать воду на вкус. Предложить понюхать воду.
Вывод: не имеет запаха и без вкуса.
3. «Вода – растворитель»
Опустите кусочек сахара в воду. (Сахар растаял, растворился).
Где в жизни мы можем наблюдать это? За завтраком, когда кладем сахар в чай. Каким становится он? Сладкий
Вывод: вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:
- прозрачность
- нет запаха
- без вкуса
- растворитель.
4. «Очистка воды»
Перед вами две ёмкости с водой. Вода в одной емкости чистая, в другой – грязная.
А как вы думаете, очистить грязну воду можно?
Посмотрите – для этого возьмите воронку, вложите в неё листок специальной бумаги и начинайте пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается? Вода становится чистой. А что стало с бумагой? Грязная стала.
5. «Окрашивание воды»
Окрашивание воды не менее интересное занятие для детей. Сначала дети учатся окрашивать водичку при помощи гуаши и кисточки. Затем предлагается другой способ: налить в бутылочки с небольшим количеством гуаши прозрачную водичку, предложить закрыть их крышками и потрясти. Вот уже прозрачная вода становиться цветной. Ребята рассматривают с большим удивлением цвет воды в своей бутылочке и у других детей.
6. «Вода не имеет формы»
Дети из игры с формочками разного цвета, размера, величины узнают, что вода жидкая, может принимать форму ёмкостей, в которых находится.
7. Осторожно опустите камешки в банку. Что происходит (Вода поднимается вверх, т. е. увеличивается в объеме). А теперь опустите в другую банку с водой поролоновую губку – вынимайте. Что происходит (Вода впиталась в губку – и банка оказалась почти пустой).
Давайте подведем итоги исследования: объем воды может увеличиваться в результате погружения в нее другого тела; вода может впитываться в другие тела.
8. На столах у вас лежат заготовки кувшинок, при помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему это происходит?
Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
9. «Почему яйцо плавает?»
Перед вами 2 емкости с водой. Аккуратно, при помощи ложки опустите сырое яйцо в одну емкость, а затем в другую. Что вы видите? Почему оно плавает?
Вывод: это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
10. Опустите в ёмкость с водой различные предметы : камешки, мячик, шишки, пробки и т. д. Дети рассматривают предметы, и делают вывод, что лёгкие предметы не тонут, а тяжёлые - тонут.
11. «Вода увеличивает»
Поместим мелкую игрушку в емкость. Сверху наденьте на горлышко пищевую пленку, натяните, и аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление и в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?
Вывод: если смотреть на игрушку через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.
12. «Волшебные стеклышки»
Из пипетки на сухое стекло нанесите каплю воды. Почему она не растекается? (Мешает сухая поверхность пластины; вода имеет свойство прилипать к поверхности) А теперь наклоните пластину. Что происходит? (Капля медленно течет. Крупные капли под действием силы тяжести стекают вниз, маленькие остаются на месте).
Смочите поверхность пластины и капните на неё из пипетки прозрачную воду. Что происходит? (Она «растворилась» на влажной поверхности и стала незаметной).
А теперь на влажную поверхность пластины аккуратно из пипетки нанесите каплю цветной воды. Что происходит? (Цветная вода потихоньку растворилась в прозрачной воде).
Вывод: при попадании прозрачной капли в прозрачную воду она «исчезает» незаметно; каплю цветной воды на влажном стекле видно; капля цветной воды медленно окрашивает влажную поверхность стекла.
Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.