Елена Ивановна Клёсова
Мастер-класс для педагогов «Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов «Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников»
Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии, повышение профессионального мастерства.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с образовательной технологией «экологический геокешинг»;
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Геокешинг (геокэшинг) для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Апробировать образовательную технологию в практической деятельности.
Ход мастер-класса :
1 часть «Теоретическая»
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Скажем громко и хором друзья детей вы любите?. (да)
На мастер – класс вы сегодня пришли,
А знания и улыбки с собой принесли? (да)
На работу вы настроены как никогда? (да)
Проблемы детей решать нужно? (да)
Дайте мне тогда ответ помочь мне не откажите? (нет)
Спасибо.
И так, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс на тему «Геокешинг в экологическом воспитании детей»
Как вы знаете, важным условием эффективности системы образования является постоянное внедрение новых педагогических технологий. Одной из новых и популярных сейчас технологий в системе дошкольного и школьного образования является геокешинг.
Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинге – поиск тайников, сделанных другими участниками игры. Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник, получается – «поиск тайника в земле».
«Образовательный геокешинг» — педагогическая технология, помогающая ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество. Суть технологии – организация игровой деятельности детей, наполняя её познавательным, развивающим материалом. Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников.
Основателей географической игры стал Дэйв Алмер, спрятавший тайник в лесу рядом со своим домом и предложивший найти его всем желающим.
Суть технологии Образовательный геокешинг- организация игровой деятельности детей, наполняя её познавательным, развивающим материалом. Данную технологию можно использовать не только на прогулке, но и в любых режимных моментах. Дети с удовольствием справляются с задачей по поиску «клада». В ходе геокэшинга дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети закрепляют уже полученные знания, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, учатся правилам безопасного поведения в природе, узнают много интересного, познавательного о родном крае, о данной местности. Вместе со взрослым дети любуются природой, наблюдают за изменениями в разное время года. Ребенок прислушивается к звукам природы, всматривается в ее образы. А окружающий мир открывает свои кладовые и помогает малышу развивать любознательность, наблюдательность и творчество.
Характерные особенности геокешинга :
1. Наличие команды игроков.
2. Наличие чётко оговариваемых правил.
3. Участники сами выбирают способ, при помощи которого они будут решать поставленную задачу.
4. Игроки – команда. Каждый имеет право на свое мнение.
5. Итог – неожиданный приз, приятный для всех.
Для организации образовательного геокэшинга важно соблюдать структурные компоненты технологии:
-Усвоить понятие «геокэшинг»
-Учет главного правила образовательного геокэшинга для детей – «Удиви меня!»
-Понимать, какие образовательные задачи можно решать через образовательный геокэшинг.
-Обеспечить соблюдение правил игры в поиски клада.
-Формировать умение разрабатывать маршруты
-Определить, что может служить кладом для детей дошкольного возраста.
При организации геокэшинга важно соблюдение правил участниками игры:
-Действовать в команде.
-Не откланяться от маршрута
-Клад является общей находкой
-Не забыть отметить клад на карте
-Соблюдать инструкции.
Правила игры:
-Кладом называют предмет, положенный в контейнер.
-Затем его прячут в интересном месте.
-Способы поиска клада: для игры важна карта местонахождения. На карте нужно отметить, где спрятали клад.
Способ поиска клада:
-поиск по загадкам,
-по приметам,
-по схеме. Методика проведения элементов геокешинга с детьми дошкольного возраста и их родителями, законными представителями, включает в себя 4 этапа:
1. этап– предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта находящегося на территории или за территорией учреждения. Также на этом этапе с детьми проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.
2. этап– подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.
3. этап– проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы, связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места.
4. этап– презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.
Технологию геокешинга можно использовать в работе с детьми разного возраста.
Дети младшего дошкольного возраста играют в упрощенную квест-игру, которая готовит их к геокешингу. Они выполняют элементарные задания: поиск предметов по заданным признакам в игровой комнате; поиск предметов по рисункам. Дети средней группы в квест-игре уже учатся пользоваться картами-схемами, и передвигаются по зданию детского сада, это является подготовкой для полноценной игры в геокешинг в старшем дошкольном возрасте. Особое внимание уделяется подбору музыки и подготовке игровых презентаций.
При осуществлении работы первоначальной задачей для меня являлось научить детей ориентироваться в пространстве, будь то карта, схема, макет территории группы, участка, района или сама местность. Так мы с детьми учились находить игрушки по группе. Например, использовали проблемную ситуацию «Потерялась кукла». Находили их с помощью простых схем, загадок, записок. В конце подводили итог, что игрушки надо убирать, поддерживать порядок в группе. Далее задания усложнялись — с помощью карты мы «путешествовали» внутри детского сада
Дети старшего возраста: Первый этап игры начинается в группе приглашением к игре (видеописьмо, карта кладов и т. п.). Что помогает детям получить заряд разнообразных положительных эмоций, включить свое воображение, настроиться на предстоящую игру. Их могут встречать герои, которые приглашают детей и взрослых в мир приключений и поиска. Во время данного этапа активно используются здоровьесберегающие технологии. Проводится разминка. Организуются эстафеты. После этого дети получают карты, схемы, необходимые во втором этапе игры.
Второй этап - это квест-игра в здании детского сада. Дети должны пройти по заданному маршруту и найти «клады», следуя ориентирам, представленным на картах или схемах. В это время дети выполняют различные задания, как интеллектуального, так и физического характера. Благодаря данному этапу, ребенок изучает здание детского сада, в результате чего детский сад становится ему знакомым, так же как и собственный дом.
Третий этап игры проходит на улице. Во время уличной части игры геокешинга дети совершают длительную пешую прогулку, своеобразный мини-поход по территории детского сада, передвигаясь с помощью карты. Неожиданная встреча в пути может произойти со сказочными персонажами. Дети могут пригласить персонажа поиграть с ними, вместе разрешить проблему. На улице обычно дети находят клад, ключи или подсказки.
Заключительный этап игры — открывается клад и подводится итог путешествия, в ходе которого в игровой форме проводится образовательная беседа.
Геокэшинг – это не только дух приключения, это увлекательная командная игра, в которой присутствуют: путешествие, нахождение местоположения заданных объектов, поиск информации об объектах и ответов на вопросы, развитие любознательности и познавательно-исследовательской деятельности, умение общаться и находить в результате общения нужную информацию, решать проблему. Использование образовательного геокэшинга в формировании познавательно-исследовательской деятельности и пространственных представлений, способствуют повышению уровня знаний и умений у старших дошкольников.
Кроме того:
• У детей прослеживается привычка сосредотачиваться и мыслить самостоятельно.
• Развивается внимание, стремление к новым знаниям.
• Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас пространственных представлений.
• Стеснительные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. С помощью сопровождающих игру заданий на смекалку, сообразительность, ориентирование, игр-экспериментов, закрепляются представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Дети учатся пользоваться компасами, зашифрованными схемами, картами.
Используя образовательный геокэшинг в совершенствовании пространственных представлений, мы заметили, что благодаря игре геокэшинг : нам удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых малоактивных детей. Занимательный материал не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка. Приучает считаться с интересами товарищей, поскольку геокэшинг-это групповая игра и отличная школа сотрудничества.
Игра способствует, сближению детей в совместное решение поставленных задач, дети в этой игре учат друг друга, дети отлично ориентируются в трехмерном и двухмерном пространстве.
Совершенствованные в детском саду знания о пространстве, дадут будущим школьникам возможность чувствовать себя уверенно и на улицах города и в учебном школьном процессе.
Таким образом, в процессе активного внедрения технологии «образовательного геокэшинга», ребенок дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически. 2 часть «Практическая»
- Уважаемые коллеги. Мудры и умны вы, но хотели бы вы получить новые знания, как интересно и оригинально заинтересовать наших детей? (Да)
Если вы хотите узнать об этой новой технологии, вот вам карта, пройдя по ней найдете клад, в котором мудрость лежит, а выполняя задания вы получите ключи, которые сундук с сокровищем откроют.
- Рассмотрим карту, кружком обозначено, где мы находимся сейчас, двигаться надо по стрелкам, соблюдая направление.
- Правильно первым пунктом остановки обозначен кабинет методиста. Видите, коллеги на столе лежат листы с заданиями, справитесь и хозяйка кабинета даст вам то, что вы хотите – первый ключ. Все участники команды могут помогать, подсказывать друг другу.
Задания №1 (Приложение №1) - А теперь продолжим путь по карте. Правильно следующая наша остановка в музыкальном зале. Посмотрите, как много здесь красивых шариков, выбирайте себе шары в них спрятаны задания.
Задание № 2 (Приложение №2) Педагоги лопают шары достают листы с ребусами. Из первых слов отгадок составляют слово – это место, где спрятан второй ключ. Из букв О К Н О должны составить слово «окно».
- Правильно, значит ключ на окне ищите, вот у нас уже два ключа и пора двигаться дальше. По карте следующая наша остановка должна быть в … (Мед. кабинете)
Задание №3 - вас ждет творческое задание – написание синквейна.
Синквейн— это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
- Сегодня, мы составляем синквейн на слово «ИГРА» Например: Игра детская веселая
играют, общаются, веселятся
то, без чего дети не могут развиваться
времяпровождение
- Молодцы вы справились и все три ключа у вас. Теперь пора найти клад на карте он отмечен красным крестиком.
Клад (сундук) найден и отрыт. В сундуке лежат буклеты для педагогов «Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников».(Приложение №3)
Итог.
- Понравилось вам путешествие?
- Как вы думаете, все справились с заданиями?
- Кому что-то показалось трудным? А что показалось легким?
- как вы думаете, почему нам удалось найти сундук?
Наш мастер- класс подошел к концу. Я благодарю всех педагогов за активность.
Литература:
1. Доронина Е. Ю. Потенциал образовательного геокешинга в развитии детей дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО//Дошкольник РФ. – 19. 09. 2018
2. Качалова Т., Федюшкина Е. Новый формат летней оздоровительной работы с детьми – геокешинг // Справочник старшего воспитателя. – 2018. — №7.
3. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозайка-Синтез, 2016. – 368 с.
4. Павленко В. И. Образовательный геокэшинг как комплексный метод развития дошкольников. – УрокРФ. — Режим доступа: https://урок. рф/library/obrazovatelnij_geokeshing_115243. html
Федяева О. В. Потенциал образовательного геокешинга в развитии самостоятельности и любознательности у детей дошкольного возраста. – Дошколенок. ру, 2020. – Режим доступа: https://dohcolonoc. ru/stati/16472-potentsial-obrazovatelnogo-geokeshinga. Html