Светлана Лушняк
Мастер-класс для педагогов «Формирование правильного речевого дыхания, как основа хорошей, качественной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: научить педагогов основным приемам формирования правильного речевого дыхания
Задачи: познакомить коллег с понятием «правильное дыхание» и его ролью в жизни ребенка; рассказать о необходимости регулярного проведения дыхательной гимнастики; показать адаптированную речевую гимнастику С. М. Томилиной
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Формирование правильного речевого дыхания, как основа хорошей, качественной речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ход работы:
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. Дыхание в жизни непроизвольно, то есть происходит неосознанно, оно способствует насыщению каждой клеточки нашего организма кислородом. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, его экономного расходования и своевременного возобновления.
Речевое дыхание – это дыхание в процессе речи. Оно отличается от физиологического более быстрым вдохом, замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и ее интонационной выразительности.
Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.
Дыхательная система ребё нка-дошкольника еще не достигла полного развития. У 80% детей не сформировано речевое дыхание. Оно характеризуется ослабленным вдохом и укороченным выдохом, и, как правило, затруднениями в произнесении длинных фраз. При неравномерном толчкообразном выдохе: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно. Иногда укороченный выдох вынуждает детей говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз «взахлёб», “заглатывать” конец слова, фразы или делать повторный вдох в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять…
Ребенок рождается с правильным типом дыхания. Он дышит через нос (при условии, что нет органических проблем с органами дыхания). При дыхании через нос хорошо вентилируется носоглотка, воздух согревается и очищается. Но это возможно только до первых соплей. А они часто случаются в первые месяцы, Если нос забит соплями, или носовые ходы сужены за счет аллергического ринита, то малышу приходится дышать через рот. А это гораздо менее физиологично. Носоглотка перестает вентилироваться и в ней создаются благоприятные условия для роста аденоидов. А это настоящая беда! У ребенка развивается ротовое дыхание (нарушается физиологическое, нет речи и о речевом) нарушается артикуляция, он чаще болеет, становится плаксивым, утомляемым, плохо спит. Более того операция по удалению аденоидов мало что дает. (Ребенок продолжает дышать ртом по привычке, опять ловит инфекцию, нет процедуры закаливания и тп.)
Дышать надо обязательно через нос. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Привычка дышать ртом очень вредно сказывается на здоровье человека. Йоги считают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии.
Без хорошего дыхания, и нет хорошей речи. Что же делать? Самое главное -научить детей правильно дышать! А это можно сделать только при помощи правильно подобранной дыхательной гимнастики, которая значительно повышает силы защитных механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. Необходимо дышать через нос и в обыденной жизни, и при выполнении дыхательных упражнений.
Я довольно подробно изучила данную проблему и сейчас поделюсь с вами коллеги своими наработками и авторской методикой развития речевого дыхания С. М. Томилиной (известного логопеда, руководителя центра Лого профи). Это адаптированная гимнастика (с элементами гимнастики Стрельниковой и технологии БОС) для часто болеющих, заикающихся, речевых детей, всех детей от трех лет и взрослых.
Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его правильная организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса. Поэтому конечной целью развития дыхания является выработка длительной воздушной струи, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи.
На начальном этапе накапливаем жизненную ёмкость лёгких, стимулируем ротовой выдох. Используем всевозможные тренажёры, игралочки, поддувалочки, свистульки, игрушки на дыхание готовые или изготовленные своими руками.
В процессе упражнений с тренажёрами происходит укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечение вентиляции легких во всех его отделах, развивается речевое дыхание.
Далее формируем вдох носом, плавный выдохов через рот и их чередование.
Маленькому ребёнку сложно понять и самому показать вдох и выдох. Цель данных упражнений: научить ощущать разницу в направлении воздушной струи.
а) Отрабатываем вдох носом. Упражнение «Уточка» держим закрытый рот пальцами и нюхаем носом цветочки, апельсин или что- то пахучее.
б) Отрабатываем выдох ртом Упражнение «Ёжик» Закрываем нос пальцами и фыркаем ртом, как ёжик.
в) Упражнение вдох - носом, выдох - ртом и наоборот. Помогаем
пальцами поочередно зажимаем то нос, то рот.
г) Упражнение «Ныряльщики» на задержку дыхания. Вдохнуть носом - зажать нос и рот, присесть «нырнуть» на 2-3 секунды, встать и выдохнуть ртом ф…ф
На этом этапе уместно Упражнение «Сморкаемся» зажать нос пальцами, вдох ртом, затем его зажать пальцами и резко выдохнуть через рот.
Рекомендации! Перед гимнастикой всегда необходимо хорошо проветрить помещение и детям высморкаться!
Перед разучиванием самой гимнастики целесообразно выучить несколько подготовительных упражнений: на движение «Робот» повороты головы влево - право; «Пружинки» приседания с движением рук вниз «метелочками»; положение ладошек «Стрелочки»; чтобы не надувать щеки при выдохе полезно упражнения «Сытый и голодный хомяк» или щечки прижимаем ладошками; упражнения «Хоботок», «Поцелуйчик»
Переходим к базовым упражнениям дыхательной гимнастики.
1. «Кнопочка» - шмякнуть по носу ладошкой (как бы понюхать её) и одновременно сделать короткий отрывистый вдох, затем выдохнуть на ладошку упражнение «Сдуй снежинку» (ребенок должен почувствовать воздушную струю) 2.«Шагаем по пешеходному переходу» с задержкой дыхания. Выполняем «Кнопочка» - глубокий вдох, зажимаем нос и шагаем по полоскам под счет 1. 2. 3. 4 - выдох через рот
3. «Кнопочка с поворотом» левой рукой прибавляем «Робот» - поворот влево и выдох на левую ладонь и также вправо. Можно выполнять сидя «Кнопочка» - выдох хлопнуть о колени.
4. Две «Кнопки» -- два выдоха с поворотом «Сдуй снежинку»
5. Две «Кнопки» -- одновременно два выдоха с «Пружинкой»
6. Две «Кнопки» - четыре выдоха с «Пружинкой»
7. Две «Кнопки» -- на задержку дыхания два раза хлопнуть в ладоши -- четыре выдоха с «Пружинкой»
Данную гимнастику можно и желательно выполнять под музыку, как логоритмическую!
Выполняем гимнастику под маршевую музыку, маршируем и идем по кругу.
Гимнастика делается в динамике и для каждого возраста имеются свои показатели определенного количества выдохов и времени её проведения
Дети от 3-4 лет от 4-8 вдохов, от 1-2 минут с паузой
Дети 4-5 лет от 8-30 вдохов, от 2-3 минут с паузой
Дети 6-7 лет максимально до 90 вдохов, до 5 минут с паузами
Упражнение «Ветерок» для самых маленьких (показываем ручками и дуем на них) Мы подуем высоко - руки вверх
Мы подуем низко - руки вниз
Мы подуем далеко - руки вперёд
Мы подуем близко - руки перед лицом
Упражнение «Погончики» вдох стоя --- присели руки на плечи -- выдох.
Переходим к следующему этапу
Пропевание гласных звуков, работа над просодикой.
Упражнения выполняем, как фонетическая ритмика, работаем над темпом, ритмом включаем эмоции, показываем гримасы и тп.
1. Вдох «Кнопочка» - на выдохе тянем гласный звук, (меняем интонацию) как можно дольше и одновременно делаем с силой движения рукой перед грудью.
2. Вдох «Кнопочка» - на выдохе тянем гласный звук и одновременно делаем движения руками (показываем звук, в итоге соединяем и стараемся на одном длинном выдохе произнести и показать все звуки.
А-А-А руки разводим в стороны
О-О-О руки соединяем перед собой
У-У-У наклон, руки перед собой
Ы-Ы-Ы руки согнуты в локтях перед собой
3. Пропевание звуков со сменой ударения. «Кнопочка» - на выдохе пропеваем ряд гласных А-О-У, А-О-У, А-О-У
4. Произносим поочередно гласные, на одном выдохе стараясь максимально удлинить каждый звук А-О-У-Ы-Э. Сначала после каждого звука добираем воздух, затем на одном дыхании произносим три звука, добиваясь чтобы все звуки произнести на одном выдохе.
5. Упражнение «Пасть льва» Становимся в позе льва - «Кнопочка» - резкий устрашающий выдох -А-А-А
С малышами можно играть «Поезд гудит У-У-У» «У зайки зуб болит О-О-О»
«Качаем куклу А-А-А» и т п.
6. Хорошие результаты дает комбинация упражнений «Жадина» хватаем воздух с усилением руками и ртом одновременно ам… ам…ам четыре раза, затем упражнение «Собачка отдыхает» высунуть язык и выдыхать ртом четыре раза.
Переходим к пропеванию согласных звуков и слогов
1. На выдохе с закрытым ртом произносим длительно м-м-м-м, ладошки на щеках ощущают гул и вибрацию. Тоже со звуком - н -
2. Затем упражнения типа «Ловим пузыри руками П-П-П» «Лопнули пузыри П-П-ПА; П-П-ПО; П-П-ПУ» затем ПА-ПО-ПУ и «Салют ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ» произносим на выдохе и сопровождаем движениями. Произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов БИ-БИ, ТУ -ТУ. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
Можно таким образом отрабатывать все согласные звуки.
3. Упражнения с более сложными сочетаниями типа (на выдохе)
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ
КВА-КВО-КВУ-КВЫ
ГДА-ГДО-ГДУ-ГДЫ
Можно брать любые сочетания, соответственно возрасту детей
Отрабатываем речевое дыхание в чистоговорках, скороговорках и речевых играх
Произносим (пропеваем) на длинном выдохе сочетания типа:
А- а - а - Аня гладила кота
О- о - о- У Оли новое пальто
У-у-у - утка плавает в пруду
И- и - и - у Нины синие носки
Ы- ы- ы - у тыквы бусы и усы
Ма - ма - ма - мама моет малыша
Му - му - му - молоко кому
Мы- мы - мы - дождались и мы зимы
Ач- ач - ач - подарил мне папа мяч
и тп.
Далее проговариваем скороговорку или считалку, сделав вдох в указанном месте, и продолжаем на выдохе насколько хватит воздуха.
Любит сушки наша Даша*
Сушки это вам не каша…
Как на горке на пригорке
Стоят тридцать три Егорки* раз Егорка - два Егорка - три Егорка….
Игра «На птичьем дворе» Каждую строчку произносим на выдохе, вдох короткий не заметный
-- Вышла курочка гулять
-- Свежей травки пощипать*
-- Аза ней цыплятки милые ребятки*
-- Цып, цып сюда! 2 раза*
-- Я вам буковку нашла!
Весь речевой материал стараемся сопровождать движениями и музыкой, чтобы детям было весело и интересно (логоритмика)
Не следует также ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, менять, разбив по дням недели, или как вы считаете нужным.
Дыхательная гимнастика для ребенка может стать приятным и полезным занятием.
В завершении моего выступления хотелось бы отметить, что формирование речевого дыхания не является самоцелью работы логопеда, а обеспечивает – ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения у детей. Что в конечном итоге является показателем совершенной речи.
Надеюсь, что данный материал по формированию правильного речевого дыхания будет полезен не только логопедам, но и воспитателям, инструктору по физической культуре, музыкальным руководителям.