Светлана Козлова
Мастер-класс для педагогов «Дыхательная гимнастика в коррекционной работе»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер -класс для педагогов «Дыхательная гимнастика в коррекционной работе»
Выполнила: Козлова С. М.
Цель: познакомить воспитателей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Обучить приемам проведения дыхательной гимнастики.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Дыхательная гимнастика в коррекционной работе“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Задачи: использовать приемы проведения дыхательной гимнастики в работе с детьми.
-показать значение дыхательной гимнастики, как одно из средств профилактики заболевания ОРЗ и коррекции произношения звуков.
Уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю вам ознакомиться и самим научится дыхательным упражнениям, чтобы в дальнейшем использовать эти знания в работе с детьми. Но для начала немного теории.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного образования. Для достижения этой задачи в ДОУ используются различные методики и формы работы, в том числе гимнастика, которая включается в образовательную деятельность с другими образовательными областями. Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика
Согласно статистическим данным, уровень распространенности заболеваний органов дыхания у детей очень высок. Дыхательная система малышей несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика, поэтому ребёнок часто и поверхностно дышит. Появляются проблемы с речью.
Дыхательная гимнастика помогает в коррекционной работе с детьми заикающимися, с ОНР, другими речевыми расстройствами. Она необходима для часто болеющих детей, но также для здоровых детей, чтобы сохранить это самое здоровье.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система- это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.
Речевое дыхание отличается от обычного дыхания. Речевое дыхание-это управляемый процесс. А поможет управлять этим процессом дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Прежде всего, необходимо научить ребенка правильно дышать.
Цель этих упражнений - увеличить объем дыхания и нормализовать их ритм.
1. Ребенка учим дышать при закрытом рте. Тренируем носовой выдох, говоря ребенку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос» Я предлагаю вам самим проделать это, на первый взгляд простое упражнение.
2. Затем мы тренируем у ребенка ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребенка. (Попробуйте и вы)
3. Используется упражнение с сопротивлением, Глубоко вздохнуть и медленно выдыхать, при этом воспитатель кладет руки на грудную клетку ребенка, как бы препятствуя вдоху в течении 1-2 секунд. Ребенка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха. Давайте и мы с вами попробуем это на себе, что бы в последствии научить детей.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие требования:
• Занятия можно выполнять ежедневно, во избежание головокружений продолжительность упражнений должна быть 3-4 раза. В комплекс с артикуляционной гимнастикой должно быть включено 1 упражнение на дыхание.
• Нагрузка на ребенка должна увеличиваться постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений. (например - дуем сначала на гладкий карандаш, затем на ребристый)
• Вдыхать воздух через нос и рот, выдох делать через рот.
• Во время дыхания плечи у ребенка должны быть не подвижны
• Живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе опускаться
• Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и плавно.
• Сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхания
• Говорить только при выдохе
• После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
• Необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала можно придерживать руками)
• Все упражнения выполнять в игровой форме.
Дыхательные упражнения делятся на :
на упр., вызывающие длительный направленный выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде,
игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики,
игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри,
упражнения с проговариванием звуков.
Упражнения на развитие дыхания можно объединять в комплексы, и использовать как весь комплекс или только его часть. Можно классифицировать по временам года или разделить по темам недели.
Мною собран большой материал по дыхательной гимнастике, многие игры и упражнения использую в своей работе. При работе с детьми использую дыхательные упражнения с проговариванием звуков, упражнения с движениями. Больше всего детям нравятся заниматься с тренажерами. Некоторые дыхательные тренажеры они изготавливают самостоятельно. Предлагаю вашему вниманию несколько игр, развивающих продолжительный, равномерный выдох у детей, формирующие воздушную струю через рот. Попробуйте сделать вместе со мной.
1. Игровое занятие «Мячик – ямочка». Сделайте глубокий вдох. Животик стал похож на мячик. Выдохните воздух – образовалась ямочка. Упражнение на развитие ротового выдоха.
2. «Свеча» Представьте, что перед вами зажженная свеча. Можно взять полоску бумаги. Задуваем пламя на 5-8 счетов. Медленно и тихо подуть на свечу, так, чтобы пламя только отклонилось, на 8 счет задуваем.
3. «Комар» Упражнение с проговариванием звука. На 7 счетов ловим комара со звуком «З», на 8 хлопаем. Руки развели в стороны, медленно, со звуком З соединяем ладошки, затем хлопаем.
4. «Листочек» Вырабатывается целенаправленная воздушная струя, идущая по середине языка. Улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу, сделать вдох, и как бы произнося долгий звук «Ф» сдуть листочек с ладони.
А сейчас я предлагаю вам сесть, расслабиться, закрыть глаза и представить, что вы находитесь на цветочной поляне, медленно вдыхайте запахи цветов. Ромашки, васильки, душица, зверобой, лаванда, клевер. А теперь открывайте глаза и оцените мой мастер класс