Елена Денисова
Конспект мастер-класса для педагогов «Дыхательная гимнастика в ДОУ»
▼ Скачать +Заказ
Мастер – класс для педагогов «Дыхательная гимнастика в ДОУ»
Цель: Знакомство воспитателей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Обучение приёмам проведения дыхательной гимнастики.
Задачи:
- использовать приёмы проведения дыхательной гимнастики в работе с дошкольниками.
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов „Дыхательная гимнастика в ДОУ“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- показать значение дыхательной гимнастики, как одно из средств профилактики заболеваний и правильного дыхания.
Дыхание – одно из основных проявлений жизнедеятельности организма. Древние люди замечали: «Пока я живу я надеюсь». Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого – нибудь вызовет возражение. Действительно, если организм может обходиться несколько месяцев, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – всего несколько минут. Дыхательная система занимает особое место среди других систем. Обеспечивающих жизнедеятельность организма. Дыхание может меняться по нашему желанию (произвольно) : становиться глубже и реже, чаще и поверхностнее, с задержкой или с ускорением.
Одним из средств физической культуры и ЛФК являются – дыхательные упражнения, основная задача которых – улучшение и активизация дыхания. Выделяют общие и специальные дыхательные упражнения. Специальные дыхательные упражнения – активное средство профилактики и борьбы с лёгочными осложнениями. Задачей общих дыхательных упражнений является улучшение вентиляции и укрепление основных дыхательных мышц. Это достигается динамическими и статистическими упражнениями. Статистические упражнения не сочетаются с движением конечностей, а при динамических вдох следует делать одновременно с движением на увеличение грудной клетки, а выдох – на уменьшение. Дыхательные упражнения необходимо сочетать с общеразвивающими упражнениями и упражнениями с перегибанием туловища с умеренными тяжестями (гантелями) для повышения гибкости, эластичности, растяжимости грудной клетки. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, укрепляет защитные силы организма. Улучшает пищеварение. А медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться. Наша задача научить ребёнка дышать через нос и этим самым мы можем его избавить от частых насморков, гриппа, ангины. Дыхание бывает брюшным, или диафрагмальным. И грудным, или рёберным. Наша задача научить ребёнка диафрагмальному дыханию. Оно осуществляется за счёт движения диафрагмы и является самым оптимальным эффективным. Оно насыщает кислородом большее количество крови за один дыхательный цикл. Управлять движением диафрагмы легче всего в расслабленном положении. Начинать нужно с положения лёжа на спине; одну руку под поясницу, другую - на область диафрагмы, вдох – носом спокойный, как бы вы вдыхаете животом. А вдох плавный – ртом. Брюшная стенка втягивается, как бы воздух выталкивая животом, грудь не поднимается.
Вначале это беззвучные дыхательные упражнения, потом переходим к фонационным, т. е. на выдохе дети произносят звуки, слоги. Например, вдох носом, произносим спокойно на выдохе
а –х. выпуская воздух через рот. Потом усложняем на выдохе произносим сочетания согласных: ф с ш. занятия по дыхательной гимнастике проводятся 2 раза в день по 5 мин, не раньше чем через 1 час после приёма пищи. Очень полезно проводить на воздухе в тёплое время года. Если в помещении,то предварительно нужно проветрить комнату. Занятия нужно проводить постоянно для достижения эффекта по укреплению иммунитета и в игровой форме. Во время проведения игр следить за правильностью дыхания.
- На вдохе набираем полную грудь воздуха
- Выдох происходит очень плавный
- Во время выдоха губы складываем трубочкой, не сжимаем, щёки не надуваем
- Во время выдоха воздух выходит только через рот.
В детском саду целесообразно использовать метод Стрельникова, который назван парадоксальным, так как вдох делается при сжатии грудной клетки. Эта гимнастика ускоренно развивает мышцы, укрепляет голосовые связки, тонизирует верхние дыхательные пути встречным воздухом
Примерные упражнения:
«Обними себя». ИП – стоя, руки согнуты в локтях перед грудью. Свести руки, при этом правая рука то сверху, то снизу, вдох резкий. выдох происходит автоматически, через слегка открытый рот.
«Ушки». ИП – стоя, руки опущены вдоль туловища. Наклонить голову к правому и левому плечу, выполняя резкий вдох.
«Насос» ИП – стоя, руки опустить, сжать кулаки. Имитировать насос, наклоняясь вперёд (вдох, ИП (выдох).
«Забор». ИП – стоя, руки согнуты в локтях, на уровне груди. Поворачивать голову вправо и влево (вдох, ИП (выдох).
Большую пользу для детского организма приносит «очищающее дыхание».Оно способствует быстрейшему освобождению дыхательных путей от мокроты и слизи.
Делается медленный вдох и после небольшой задержки дыхания двумя – тремя короткими сильными толчка воздух выдыхается через губы, сложенные трубочкой. Щёки не надуваются. Повторяется до 5 раз.
Мы можем произносить разные звуки «У – у – у» (паровоз, «Р – р – р» (мотор, «С – с- с» (ветер, «Ш – ш –ш» (шум листьев). «Ха дыхание». Руки поднять вверх сделать глубокий вдох, резким усилием выдохнуть через широко открытый рот с резким звуком «ха!», руки резко опустить.
Примерный комплекс дыхательно – звуковой гимнастики :
«Вырасти большой» ИП – стоя, ноги вместеподнять руки вверх. Потянуться (вдох, опуститься на всю ступню (выдох, при этом произносить «О – о –о» выполнять 4 – 5 раз»
«Гуси летят» Медленная ходьба в течении одной минуты. Поднимать руки в стороны (вдох, руки вниз (выдох). Произносить на выдохе. «Г – у – у – у»
«Паровозик» Ходьба с переменно круговыми движениями правой и левой руками и проговариванием «Чук – чук – чук» выполнять в течении 20 – 30 секунд.
Дыхательные упражнения могут проводиться со стихотворным и музыкальным сопровождением.
«Часики»
Часики вперёд идут.
За собою нас ведут.
И. п. – стоя, ноги слегка расставить.
1- взмах руками вперёд «тик2 (вдох)
2 – взмах руками назад «так» (выдох)
«Петушок»
Крыльями взмахнул петух,
Всех он разбудил он вдруг.
Встать прямо, ноги слегка расставить,
Руки в стороны (вдох, а затем хлопнуть ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку - ка – ре – ку» Повторить 5 – 6 раз.
Кроме дыхательных упражнений с движениями, нужно проводить дыхательные упражнения в положении сидя на стуле.
«Пузырьки».
Нужна лишь трубочка – соломинка и стакан воды. Обращаем внимание реб1нка на то, что – бы выдох был длительным, пузырьки должны быть долго.
«Дудочка»
Используем всевозможные свистки, дудочки, колпачки от шариковых ручек, пустые пузырьки. Дуем в них.
«Снегопад»
Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнку устроить снегопад. Положите «снежинка» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует.
Где мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкально образовательной деятельности, в утренней гимнастики, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д. Упражнения являются подготовительной частью в плавание.
И в заключении. Прежде чем проводить дыхательную гимнастику со всеми детьми следует ознакомиться с их медицинской картой.
Дыхательные упражнения не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях. При высоком внутричерепном давлении.