Елена Михайловна Пастухова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Сторителлинг — интерактивный метод работы с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся!»
Педагогов приглашают встать в круг и предлагают поприветствовать друг друга, поздоровавшись разными способами:
- под звуки музыки педагоги здороваются за руку с каждым из присутствующих;
- если музыка замолкает – здороваться локтями;
- если ведущий хлопает в ладоши - гладят по спине рядом стоящего.
Вступление
Актуальность проблемы:
1. Реформы в сфере образования и модернизации современного общества учат педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Сторителлинг — интерактивный метод работы с детьми“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
2. Засилие гаджетов, отсутствие живого речевого общения.
3. Отсутствие свободного времени у родителей приводит к дефициту речевого общения с детьми.
Как результат - негативное влияние на эмоциональное состояние детей, неуверенность в себе, безволие, склонность к жестокости.
Одна из основных задач педагога – выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развития личности дошкольника. Принципиально важно, чтобы педагогическая технология определяла позицию ребенка по отношению к взрослому: «Мы вместе!».
Совсем недавно я обратила своё внимание на такой новый интерактивный метод, как «сторителлинг». Он заинтересовал меня тем, что помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать среди сверстников. Все мы, педагоги, работающие с дошкольниками, так или иначе сторителлинг используем. Встречали ли вы раньше этот термин?
Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй». Однако, в русском языке этому термину имеется весьма синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа. Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга Сторителлинг – это искусство создавать яркие и запоминающиеся истории.
Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это дальнейшее повышение мотивации педагогов ДОУ к овладению интерактивным методом «сторителлинг» в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
• Познакомить с интерактивным методом «сторителлинг» и преимуществами его использования в организации деятельности с детьми.
• Повысить профессиональную компетентность педагогов в использование метода сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста через практическую часть мастер – класса.
Ожидаемые результаты:
• проявление интереса педагогов к методу сторителлинг;
• использование метода сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста
Ход мастер-класса:
Можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.
Преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста:
1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
3. Использование цифрового сторителлинга и ИКТ технологии помогает визуализировать придуманные истории, эмоционально обогатить материал.
3. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной деятельности детей.
4. Использование метода сторителлинг в работе с детьми с ОВЗ способствует успешной адаптации их в коллективе сверстников.
5. Сторителлинг объединяет родителей и детей. Присутствие родителей на занятиях и активное включение их в воспитательно-образовательный процесс помогает им решать вопросы взаимопонимания и воспитания детей.
Что развивает у детей сторителлинг?
Сочинение историй способствует обогащению активного словаря и развитию речи, внимания, мышления, воображения, памяти детей дошкольников. Ведь каждый ребенок рассказывает историю с позиции своего жизненного опыта, наделяет героев истории своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.
Сочиняя, дети «проживают» истории, приобретают способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах раскрепощает застенчивых, делает робких - смелыми, молчаливых - разговорчивыми и повышает настроение, потому что сочинять истории - это не только полезно, но еще и очень увлекательно!
Взрослым сочинять истории сложнее, чем детям, - нет детской непосредственности, свободы, полета фантазии. А дошколятам нравится - они не боятся сказать что-то не так.
Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, она направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. В каждой хорошей истории легко различить ее структуру. Слушатель, скоре, ощущает ее сердцем, нежели осознает разумом. В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы.
1. Вступление - вызвать у слушателя интерес и увлечь его должно зацепить их внимание и удерживать его.
2. Развитие события - эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении.
3. Кульминация - когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали.
4. Заключение - должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.
Начиная сочинять историю, подумайте, как создать ее визуальный контент. Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир. Визуальный контент – это вся визуальная информация, которая сопровождает текст: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн, логотипы и прочее. Например,
«Рисовательная» визуальная история. Это, пожалуй, классический вариант. Картинки, схемы нарисованы заранее рукой художника, либо изображаются параллельно со звучащим текстом и предстают перед аудиторией, в нашем случае перед детьми.
«Аппликационная» визуальная история. На лист бумаги или любой другой фон в кадре выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.
«Магнитная» визуальная история. Похожа на аппликацинную. Единственное различие — готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
«Фланелеграфная» визуальная история. Используется старый добрый забытый фланелеграф. Это уже почти театр! Хорошо подходит для «экранизации» сказок и других историй для детей.
Итак, какие же виды сторителлинга можно использовать с дошкольниками: классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Например, для детей раннего развития (работа с участниками мастер – класса). Рассказать знакомое произведение детям при помощи данного метода, за основу взяв сказку В. Сутеева «Кто сказал «Мяу?».
«Педагоги, а вы знаете, кто говорит «Мяу»? (ответы).
Какие Вы молодцы, знаете! А я вот не знала.
Но однажды я открыла книжку и нашла там интересную историю и сейчас я хочу вам ее рассказать. Рассказ воспитателя сопровождается показом изображений (показ слайдов с иллюстрациями сказки).
Дидактическая игра «Потешки на кубе». На гранях куба изображены яркие красочные иллюстрации к потешкам, каждая грань соответствует одной из потешек. Затем бросая куб, дети вместе с воспитателем рассматривают верхнюю выпавшую сторону куба, и рассказывает соответствующую потешку. Впоследствии дети могут самостоятельно играть в куб, рассказывая друг другу потешки или сочиняя по картинкам свои истории.
В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.
Для младшего возраста я использую такие средства сторителлинга, как игрушки из «Киндер сюрпризов», игры «Что внутри», «Кубики историй». Кубики Историй – это уникальная настольная игра-пособие жанра storytelling, развивающая фантазию и речь. Несколько лет назад в Европе придумали фантастическую игру «Story cubes» («Кубики историй», оригинальные «Story cubes» для детей они сложные т. к. на кубиках изображены лишь символы и знаки. Для наших детей нужны яркие, понятные картинки. Взяв за идею оригинальную версию игры, я решила сделать свои «Кубики историй» (Сопровождается показом). Для изготовления игры «Кубики историй» я подобрала красочные предметные и сюжетные картинки, на 9-ти кубиков наклеила уголки для фотографий, для того чтобы было можно менять картинки. Сложила их в красочную шкатулку. Так получилась замечательная и увлекательная игра для детей. Суть игры в том, что вы бросаете 9 (иное) кубиков на стол и начинаете историю с каких-нибудь слов типа «Однажды…» или «Давным-давно…» и пр., нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек ваше внимание. Напоминаем правила: первый участник круга историй (из всех, кто участвует в сочинении сказки) бросает первый кубик, чтобы по выпавшему рисунку определить сцену, на фоне которой будут происходить события. Затем другой участник бросает второй кубик и продолжает рассказ, присоединив детали к предыдущей завязке. И так далее, пока сказка не будет окончена. Сама стараюсь записывать ход сюжета, вдруг он и впрямь выйдет интересным. Для старшего возраста я используются при обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок используются карты Проппа. (Сопровождается показом). Это игровое пособие из карточек, которые состоят из символов и иллюстраций, по которым дети узнают события и эпизоды сказок. Так как В. Я. Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками. Например, задание для участников мастер – класса "Примени символ к сказке". К сказке "Кот, петух и лиса", выбрать 5 карт Проппа к соответствующие данной сказке.
Цифровой сторителлинг - формат сторителлинг, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, скрайбинг, майнд-мэп, инфографика). Скрайбинг - (от английского слова "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки.
Инфографика объединяет визуальные элементы и тексты. Основная цель инфографики – информирование. В ДОУ педагоги часто используют мнемотехники для заучивания стихотворений и развитию связной речи по опорным картинкам и схемам. Современные информационно-коммуникативные технологии помогают усовершенствовать это направление работы и способствуют созданию интерактивных плакатов.
Что такое майнд-мэп? Википедия даёт нам следующее определение: диаграмма связей, известная также как интеллект-карта, карта мыслей (сопровождается показом ментальных карт из опыта работы).
Наиболее важные моменты при создании истории
• Начиная сочинять историю, подумайте, как создать ее визуальный контент.
• Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир.
• Соблюдайте очередность действий рассказчика:
• Всегда учитывайте возраст детей и их настроение, начиная историю о приключениях героев.
• При необходимости поменяйте замысел повествования сюжета, его последовательность, окончание истории.
• Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней ярких героев.
• Поясняйте перед повествованием,
почему именно сегодня вы решили рассказать эту историю и чем она будет интересна для данной группы детей.
• Начинайте историю с завязки и от первого лица.
«Хочу рассказать, как я…»,
«Я вам уже рассказывала про то, как я…»,
«Однажды со мной произошла такая история…».
Практическая часть.
Цель: познакомить педагогов с практическим применением метода сторителлинг, используя «Конверт – доски».
Оборудование: пластилин, подставка для конверт - доски, салфетки, шаблоны морских жителей, стеки.
Ход: Сегодня, я увидела на полке ракушку и вспомнила о лете, о море. Как солнечно и тепло было летними деньками. Иногда море выбрасывало на берег ракушки. А вы знаете, что если приложить ракушку к уху, то можно услышать шум моря? Давайте проверим. Я принесла коробочку с ракушками для вас.
(Педагоги прикладывают ракушки к уху. В это время включается аудиозапись «Звуки моря»). А, сейчас, предлагаю вам превратится в юных художников, которые будут рисовать, используя нетрадиционную технику рисования - пластилинографию.
Вед. Мы будем с вами рисовать на тему «Однажды в Черное море заплыла черепаха из Средиземноморья. Одиноко и грустно было ей здесь».
Практическое задание (работа в группах):
1. Изготовить фон на конверт – доску, персонажей в технике пластилинографии.
2. Заполнить ее героями своей истории в формате сторителлинг.
3. Представить свою историю педагогам.
(работают под звуки моря. Когда все персонажи будут готовы, дети продолжают историю, начатую воспитателем).