ИРИНА СМЕТАНИНА
«Русь промысловая». Народная игрушка как форма народного декоративного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов ДОУ по глиняной игрушке
«Русь промысловая»
Цели:
Закрепить знания по теме «Народная игрушка», как об одной из форм народного декоративного искусства. Используя знания, систематизировать материал о содержании народных игрушек, упражнять в активном изучении отечественных и региональных промыслов, с художественными традициями в изготовлении игрушек.
Публикация «„Русь промысловая“, Народная игрушка как форма народного декоративного искусства» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Формировать коммуникативные умения, способность общаться, сотрудничать, умение направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, способность действовать в рамках ограниченного времени, обмениваться опытом работы по данной теме.
Сформировать у педагогов представление о том, что разный формы создаются разными способами, разными движениями рук и пальцев. Создание и преобразование цилиндрической формы, шара. Закрепить приемы лепки, умение воплощать свой замысел в лепке; развивать глазомер, мелкую моторику рук, работать кончиками пальцев.
Методы и приемы.
Работа в командах, игра «Детские поделки – расположи их по мере усложнения программных задач», соревнование «Кто больше назовет отечественных промыслов», «Назови художественные материалы, из которых делают поделки в народе», рассказ о промысле «Турина гора», объяснения, вопросы, художественное слово, карточки «Схемы последовательности выполнения глиняной игрушки», самостоятельная практическая работа, демонстрация народных игрушек и детских поделок.
Наглядность.
Готовые изделия из глины, инструкционные карты, керамические изделия «Турина гора», детские поделки разных возрастных групп.
Инструменты и материалы.
Глина, вода, салфетки для рук, клеенки, стеки, кисточки, дополнительный материал для оформления.
Ход занятия
Организационный момент.
Приветствие руководителем педагогов детского сада. Разделение участников на две команды «Творители», «Ваятели» (названия команд придумывают педагоги самостоятельно).
Вступительная беседа о работе изостудии по разделу – лепка.
Консультация по теме регионального народного художественного промысла «Турина гора».
Работа в командах.
Правила игры:
1. Каждый участник имеет право выступать, задавать вопросы, не отклоняясь от темы.
2. Отвечать четко, последовательно, конкретно, укладываясь во времени.
3. Время на обдумывание предоставляется в течение 30 секунд.
4. Чем активнее работа внутри группы, тем выше оценка (ответы оцениваются по пятибалльной системе).
- Экспресс – опрос для капитанов команд, по очереди «Назови художественные материалы, из которых можно изготовить поделку».
- Команды составляют список «Народные промыслы», за региональные промыслы команде начисляются дополнительные очки.
- «Детские поделки – расположи их по мере усложнения программных задач». Командам необходимо за три минуты расставить в цепочку глиняные поделки от простых к более сложным, затем при помощи программного содержания обосновать свой выбор и обозначить возрастную группу.
Слово предоставляется экспертной группе, которая подводит итог игры и объявляет победителей.
Практическая работа:
Изготовление игрушек из голубой глины для группового изобразительного уголка.
Сегодня, же глина, из которой вы будете лепить, будет превращать поделки в объекты любования для детей вашей группы.
Упрямая глина,
Ты постарше меня,
Потому и мудра,
О, премудрая глина,
Ты стара как былина –
Превращаешься в чудо
В руках мастера.
Приемы лепки.
1. Глину можно:
открутить, отщипнуть, разрезать стекой или нитью.
2. Глине можно придать любую форму :
раскатать в ладонях или на столе, согнуть, скатать, вытянуть или оттянуть, расплющить.
3. При изготовлении изделия мы соединяем детали как?
Прижимаем, примазываем, заглаживаем, вдавливаем.
Последовательное выполнение лепки и сборки народной игрушки.
Педагоги самостоятельно выбирают образ для глиняной игрушки. При выполнении художественно-продуктивной деятельности пользуются карточками «Схема последовательности выполнения игрушки».
Подведение итогов. Выставка работ.
После занятия в течение месяца организуется второй мастер – класс «Роспись глиняной игрушки»
Таким образом, на занятии для педагогов разыграна ситуация в которой необходимо применять свои теоретические и практические знания по народным промыслам России и Алтайского региона. Практическая часть позволяет пополнить предметно-развивающую среду группы.