Ожегова Ирина Владимировна
Мастер-класс для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства»
Здравствуйте уважаемые коллеги и гости нашего мероприятия. Узнали меня? Ну, конечно же, это я – самая известная в мире домомучительница! Ой, что же это я говорю, конечно же, я – самая лучшая в мире учительница. Сегодня я буду учить вас, как воспитывать детей так, чтобы они выросли настоящими патриотами. Представляю вашему вниманию мастер-класс «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкального искусства».
Все мы очень разные, неповторимые, но есть, то единственное, что нас объединяет?
Как вы думаете, что? (Мы живем в России - мы россияне).
Да нас объединяет одно целое, мы живем в одной стране, у нас одна Родина.
И наша цель научить наших детей её любить и беречь.
Цель моего мастер-класса - создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов в вопросе формирования у детей нравственно – патриотических чувств средствами музыкального искусства, получения новых знаний и освоения их в практической деятельности.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Хочется напомнить слова Омар Хайяма что «Дети нас не слышат. Они на нас смотрят». То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому нам педагогам как никому другому необходимо обращать большое внимание на то, какими средствами, методами и формами работы организовывать патриотическое воспитание, чтобы заинтересовать, заразить воспитанников интересом к истории своей родины.
Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик. Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому в своей работе серьезное внимание уделила использованию в жизни дошколят синтеза искусств, для раскрытия способностей каждого ребенка и самореализации его творческого потенциала.
Музыка – это самый мощный инструмент к развитию, познанию. Благодаря ей формируется эстетический вкус.
Так что, мы с вами уважаемые коллеги должны научить ребёнка видеть прекрасное и удивляться, и, хотелось бы вызвать положительный отклик в его сердце, и хотя многие образы еще не совсем понятны ребенку в детстве, но мне, кажется, что они обязательно оставят след и наложат положительный отпечаток на формирование личности ребенка. Научить любить родину ребенка не просто, научить его быть причастным к истории своей родины – это настоящее искусство и мастерство.
В нашем детском саду применяются различные средства и методы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Основная идея моей работы заключается в том, чтобы развивать нравственно-патриотические чувства у детей посредством музыкально-игрового творчества. Хочу вам показать несколько вариантов игр, которые я активно использую в своей работе.
Стихотворение «Спор народных символов России» Оксаны Сергеевой
Уважаемые коллеги, предлагаю поиграть и Вам.
Давайте вспомним символы России: матрешка, балалайка, гармошка, самовар, деревянные ложки, лапти, валенки, гармошка, береза и т. д. (надо 9 человек)
Это фокус группа - начинаем творить.
Ваша задача: прочитать стихотворение по ролям, используя средства сценической выразительности (мимика, пантомимика, тембр голоса и темп речи, поделиться впечатлениями.
Ведущий:
Однажды как-то раз друзья решили
Затеять важный и горячий спор -
Кто самым главным символом России
Является в народе с давних пор?
Матрёшка первой гордо заявляет:
Матрёшка
- О чём вы, братцы, спорить собрались?
Без нас к себе домой не уезжает
Любой, приехавший в страну турист!
Ведущий:
Вступила в спор лихая Балалайка:
Балалайка:
- Подумаешь, на полочке стоит.
На мне возьми вот, только заиграй-ка -
Душа самой России зазвучит!
Ведущий:
Обиделась, надув меха, Гармошка:
Гармошка:
- Ты не учла один простой момент,
Что без меня гулянки нет хорошей -
Я тоже, очень русский инструмент!
- Уж если вы о том заговорили, -
Ведущий:
Вдруг засопел пузатый Самовар,
Самовар:
- Не я ли испокон веков в России
Был самый нужный, ходовой товар?
Деревянные ложки:
- Ты, брат, забыл о деревянных Ложках!
Мы даже ритмы отстучим, звеня!
Без чаю обойтись народу можно,
А вот без ложек есть никак нельзя!
Ведущий:
С уверенностью Лапти пробасили:
Лапти:
Уж если здесь кого-то выбирать,
То вспомните, с каких веков Россию
Все «лапотною» стали называть!
Валенки:
- Уже на ладан сами еле дышат,
Вы кто? Своё отживший раритет!
А мы из моды до сих пор не вышли,
Без Валенок зимы в России нет!
Ведущий:
Всё это слыша, русская Берёзка
Задумчиво стояла за окном…
По белому стволу скатилась слёзка -
О ней забыли в жарком споре том.
Кому же, как не ей под небом синим,
Где ветер тихо травами шуршит,
Быть самым главным символом России
И нашей русской искренней души!
Участники мастер – класса выполняют задание.
А что такое Родина? Тренинг на создание образа «Родина»
Я предлагаю всем встать в круг. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина» (включается спокойная релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово). Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «Родина», исходя из ваших образов.
А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что…».
Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.
А пока работает фокус группа, я предлагаю поиграть в интересную игру, которая хорошо воспринимается детьми «Угадай право».
Уважаемые коллеги, Вам необходимо определить права с фрагментом из песни.
1. Итак, звучит первая мелодия (Я на солнышке лежу).
Какое право обозначено в данной песне?- право на отдых.
2. Внимание, звучит песня (В траве сидел кузнечик).
Как вы думаете, о каком праве идет речь в данной песне? – право на жизнь.
3. (Буквы разные писать) - право на образование.
4. (У меня сестренки нет, у меня братишки нет.) – право на семью.
5. (Песенка Айболита)- право на медицину.
6. И заключительная мелодия. (Песенка «Три поросенка») – право на жилище.
Данная методика может быть использована на тематических мероприятиях, посвященных Дню Конституции РФ или Дню России и помогает детям закрепить знания о правах человека.
Думаю, что фокус группа уже готова. Прошу вас.
Рассказ фокус группы
Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в моём мастер-классе.
Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека.
Ребёнок дошкольного возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления общественной жизни, традиции, праздники, спектакли, песни, танцы воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития нравственных и патриотических чувств ребенка.
«Моя страна»
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля.
Есть леса тут и озера, (поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди).
- Вот и подходит наша деловая игра к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу
Я горжусь своей страной, потому что… ?
И подводя итог нашей деловой игры, я хочу процитировать слова А. С. Макаренко
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках.