Филиппова Юлия Алексеевна
Педсовет в форме мастер-класса по формированию толерантности в условиях культурного многообразия Забайкальского края
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
Тема: «Толерантность - принцип взаимодействия между людьми в условиях культурного многообразия Забайкальского края»
Цель: Формирование основ толерантности, посредством ознакомления с культурой разных национальностей Забайкалья.
Задачи:
• Создание условий для самопознания и приобретения опыта позитивного общения;
• Осознание своей индивидуальности, принятие себя как уникальной личности.
Публикация «Педсовет в форме мастер-класса по формированию толерантности в условиях культурного многообразия Забайкальского края» размещена в разделах
- Забайкальский край
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
• Воспитание любви к своему краю на основе забайкальских сказок, уважение к культуре народов Забайкалья (эвенков, бурят, русских);
• Формирование интереса к обычаям и традициям своих предков;
Оборудование: салфетки, легенда «Сказание о трех братьях» Елены Иманаковой, шкатулка с зеркалом.
Ход мастер-класса :
У вас на столах лежат салфетки, я попрошу вас слушать меня внимательно и делать то, о чем я буду Вас просить.
Упражнение «Салфетки».
Сложите салфетку пополам, оторвите правый верхний угол, снова сложите салфетку и повторите процедуру еще раз. Спасибо, разверните получившуюся салфетку.
Первоначально у всех салфетки были совершенно одинаковые, и каждый выполнял одни и те же действия, но, тем не менее, узор у всех получился разный. Почему так получилось? (После обсуждения.)
Потому что вы все разные, не похожи друг на друга, каждый из вас уникален.
Мы живем с вами в условиях культурного многообразия 120 народов, проживающих на территории Забайкальского края.
Живущие в добрососедстве, как коренные жители - эвенки и буряты, так и укоренившиеся в течение веков и смен поколений русские, украинцы, белорусы, а также татары, имеющие евразийское происхождение, немцы, поляки, евреи - все они, дети разных народов, в нашем крае стали забайкальцами.
На территории Забайкалья в результате сложных исторических процессов сформировался основанный на бурятском, эвенкийском и преимущественно русском этносах определенный тип населения. Поэтому для наших детей очень важно воспитание в духе толерантности.
Каждый человек и народ уникален и этим он представляет ценность для других и для общества.
Послушайте, пожалуйста, «Сказание о трех братьях» из сборника Елены Иманаковой «Сказания о земле Даурской». В ее сказках нам открывается удивительный мир, где горные хребты подобны могучим богатырям, реки и озера – голубоглазым красавицам, и где все они – силы природы и люди, живущие здесь – дети одной матери, земли Даурской.
(Звучит музыка, звучит притча).
«Сказание о трех братьях»
Может быть, в давние, а может, и в нынешние времена жили на земле Даурской три брата: русский, бурят и тунгус. Русский пахал землю и выращивал пшеницу, бурят пас овец, тунгус разводил оленей и охотился. Не понравилось такое мирное соседство Черному ворону, и решил он братьев поссорить. Приготовил зелье отравное и пригласил всех троих на пир.
- Эй, соседи!- крикнул ворон
- Че тебе надо?
- Смотрю я на вас какие вы работящие, сильные, дружные, ловкие. Хочу я с вами дружбу вести! Приходите ко мне в гости!
- Хорошо придем!
Радуется ворон, затевает хитрость.
Как узнала об этом их мать-земля Даурская, отговаривать детей стала.
- Сыны мои, не слушайте вы Черного ворона, не доброе он затеял, обманет он вас!
Но вышел вперед русский сын и говорит:
- Жили мы всегда дружно, неужто нас пир у Черного ворона поссорит!- Закивали ему в ответ братья, не послушали мать-землю и ушли.
Много долгих дней и ночей продолжался пир у Черного ворона.
Наконец все закончилось. А когда вернулись братья домой, то в голове у каждого, как в пустой бочке, гудело.
Глянул русский брат на свое поле – сорняки всю пшеницу задавили, не будет в нынешнем году урожая. Вышел бурят в степь – разбрелись по ней овцы – не собрать, да еще и любимого коня волк задрал. Пошел в лес эвенк за добычей, а стрела мимо цели пролетает. В оленьем стаде мор хозяйничает.
Собрались братья вместе и давай выяснять: кто в их бедах виноват. Долго спорили они у костра, а когда голоса их охрипли и все доводы кончились, схватились братья за оружие. И страшная битва разразилась.
А когда первые капли крови упали на землю Даурскую, застонала мать-земля, запричитала:
-Сыновья вы мои родимые, неужто места вам на земле мало, неужто руки я вам дала не для дела!
Остановил братьев материнский плач. Опустили они ружье. Задумались. И тогда вышел вперед ее русский сын и сказал:
- Прости нас, мать-земля Даурская. Опоил нас Черный ворон. Одурманил наши головы.
Сын-эвенк воскликнул:
- Родила ты нас для дел земных: пахать да сеять, скот разводить да охотиться.
Сын-бурят опустил голову:
- Пойдем мы каждый к своему очагу - заново жить начнем.
Закивали братья в ответ головами.
Успокоилась тут мать и простила своих непутевых сыновей. А на прощание крепко-накрепко наказала никогда больше за оружие не браться. С тех пор зажили сыновья ее в мире и согласии. А о материнском наказе им всегда цветы в полях напоминают. Ведь там, где упали на землю капли их крови, поднялись красные саранки, а из упавших материнских слез выросли незабудки.
И об этом каждый житель земли Даурской никогда не забывает и чтит свою Забайкальскую землю.
Упражнение “Волшебное озеро”.
А сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку.)
Ответил Вам этот человек на вашу улыбку?
- Вы согласны, что этот человек самый уникальный? Почему?
-Как вы понимаете значение слова “уникальный”?
Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, поэтому нужно с уважением и любовью относится к окружающим, принимать других такими, какие они есть, не смотря на национальность.
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем уважительны и внимательны друг к другу – это и будет проявлением толерантности.
Культурное воспитание не только прививает нравственные устои, но и не оставляет места в душах людей для национальной и религиозной розни. Между прочим, на территории нашей малой Родины никогда не возникало воин и боевых конфликтов на национальной почве. И культура Забайкалья – во всем ее многообразии и богатстве – играет ключевую объединяющую роль.
Звучание слова «толерантность» на разных языках земного шара :
Французский – отношение, при котором допускается, что другие могут думать иначе или действовать иначе, нежели ты сам;
Английский – готовность быть терпимым, снисходительным;
Китайский – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
Арабский – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение.
Русский – уметь мириться с существованием чего- либо. (Терпимость)
Испанский – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.