Халикова Зульфия
Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с различными материалами
▼ Скачать +Заказ
Мастер – класс для педагогов по экспериментированию с различными материалами.
Подготовила: воспитатель Халикова Зульфи Гумаровна высшей категории
Цель:
-дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике; продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с различными материалами;
Публикация «Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с различными материалами» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Практическая значимость: данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а остальные, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие.
Задачи:
-познакомить с определением понятия – детское экспериментирование;
-раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
Материалы и оборудование :
стаканчики, картонки чуть больше горловины стаканчика, пенка для бритья, сахар, пищевые красители, шприц, пипетки, макет вулкана, сода, уксус,
Присутствующие на мастер-классе : педагоги.
Ход мастер-класса.
І. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
Сегодня мы поговорим о детском экспериментировании. Давайте вспомним, что же такое эксперимент? Эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать творческую личность.
ІІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Вопросы к участникам мастер класса.
-Какие средства помогают решить эту проблему? (Наблюдения, экскурсии, тематические беседы, экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы) и т. д.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления.
Познавательно - исследовательская деятельность включает в себя различные типы исследований, доступных дошкольникам и позволяющие занять им активную исследовательскую позицию.
-Какие типы исследований используете вы в своей работе? (Опыты и эксперименты, коллекционирование и классификация).
Сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах.
2. О природных явлениях.
3. О закономерностях в природе.
Опыт №1 «Танцующий виноград»
Для этого эксперимента вам понадобятся два стакана.
В один мы для наглядности наливаем обычную воду из-под крана, в другой газированную воду или лимонад.
Бросьте виноградинку сначала в стакан с простой водой. И увидите, что виноградинка быстро опустится на дно и дальше с ней ничего не происходит.
А теперь бросьте виноградинку в стакан с газировкой и наблюдайте, что произойдет дальше. Виноград немного тяжелее воды, поэтому сначала виноградинка опустится на дно. Но на ней сразу же будут образовываться пузырьки газа. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетучится. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется".
Опыт № 2 Опыты с опусканием монет в кружу с водой
Далее я опять проделал опыты с горячей и холодной водой, с соленой холодной водой. Холодная вода имела температуру примерно 18 градусов (вода из под крана). Горячая вода – температура примерно 95 градусов. (сразу после закипания, налитая в кружку). У соленой воды концентрация – 20 гр. соли на 1 л. воды. (примерно как в Черном море). Перед опытами я с помощью «уровня» добился идеальной горизонтальной поверхности стола. Для опытов мне понадобились две кружки, много десятикопеечных монет, горячая и холодная вода (как в предыдущем эксперименте, салфетки, соль.
Сначала для эксперимента я взял высокий стеклянный стакан, но в нем монета при опускании сталкивалась со стенками и вода сильно колыхалась, поэтому я отдал предпочтение широкой чайной чашке.
Я постарался очень ровно до краев налить холодную воду в кружку и начал аккуратно, ребром вниз опускать в воду монету за монетой и считать их. Монеты должны выталкивать воду из кружки (по закону Архимеда, но вода не выливалась, а как бы надувалась горкой над поверхностью кружки, удерживаемая силами поверхностного натяжения, таким образом в кружку до того, как вода начала выплескиваться, вошло 69 монет. (рис. 2). Во время этого первого опыта я отметил, что на точность результата могло повлиять, насколько точно до краев я налил воду в кружку, колыхание воды при опускании монетки и даже ровность стола. Теория эксперимента говорит о том, что результат одного эксперимента может быть случайным, поэтому чтобы зафиксировать закономерный результат, то эксперимент нужно повторять несколько раз. Поэтому я выполнял один и тот же опыт 5 раз, чтобы взять для вывода средний результат по пяти измерениям, чтобы минимизировать факторы, которые приводят к погрешности.
Опыт № 3 «как удержать на листу бумаги книгу»
Проведение: Берем лист бумаги А4 и скучиваем в трубочку и склеиваем и ставим книгу сверху.
Опыт №4 «переворачивающие стрелки»
Простой, безопасный и очень эффектный физический опыт, который станет для малышей настоящим магическим трюком, а детей постарше познакомит с основами оптики.
Все что вам понадобится - простой стеклянный неграненый стакан, вода, лист бумаги и карандаш. Преимущество этого опыта в том, что он не может не получиться - успех в 100 % случаев!
Описание опыта
” Нарисуйте на листе бумаги стрелочку, поставьте перед ним пустой стакан и наполните его водой так, чтобы смотреть на рисунок через воду. Стрелочка "перевернется" и будет указывать в другую сторону!
Чтобы обобщить материал нашего мастер – класса я предлагаю вам составить синквейн.
Синквейн- происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.
Схема синквейна:
1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;
2 строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;
3 строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;
4 строка - форма из ЧЕТЫРЕХ слов - короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;
5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации,связанные с данным понятие.
Пример:
Вода
Чистая, прозрачная,
Льется. Течет. Шумит.
Всю жизнь сопровождает нас
Жизнь.
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка.
Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.
В среднем и старшем дошкольном возрасте опыты усложняются.
Для развития познавательной компетенции дошкольников в элементарной исследовательской деятельности необходимо использовать более эффективные методы и приемы познавательной активности детей.
Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию, вы можете использовать полученную информацию.
Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.
Рефлексия. Уважаемые коллеги, а вам предлагаю взять по одной бабочке и поместить на зеленую полянку. Бабочка красного цвета означает было увлекательно и познавательно. Бабочка жёлтого цвета означает что ни чего нового не узнали.