Ксения Калашникова
Мастер-класс для педагогов «Техно-квест как средство развития технических способностей и конструктивной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов
«Техно-квест
как средство развития технических способностей и конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста для развития технических способностей.
Задачи:
- конкретизировать представления педагогов о принципах организации и содержании техно-квеста;
- предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективного использования квест – технологии;
Темочки:
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.
Этапы мастер – класса:
I Теоретический этап
II Практический этап
III Рефлексивно-оценочный этап
Оборудование: Экран, проектор, электронный конструктор «Знаток», конструктор LEGO EDUCATION WEDO 2.0, (набор «STEM-набор «Робомышь», конверты с заданиями, аудиозапись «Послание от космонавта», макет космического корабля с космонавтом.
Ход мастер- класса:
В. : Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Ксения Сергеевна. Сегодня я хотела бы поделиться своим опытом работы использования техноквеста- как средства развития технических способностей и конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
I Теоретический этап:
В. : В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра.
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест- технологию. Что же такое квест-технология в широком смысле понимания? Начнем, пожалуй, с азов:
Квест (Quest) – в переводе с английского языка обозначает продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой. Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры.
Знаете ли вы, что данный вид деятельности был разработан еще в 1995 году. И сегодня он активно используется в дошкольном образовании. В моей педагогической практике я также использую возможности квест-технологии для решения задач технической направленности. ТЕХНО-квест – это своего рода игровой проект-путешествие, который дети реализуют, действуя единой командой. Техно-квест дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи развития и образования ребенка. Используя интегративный подход, педагоги подталкивают воспитанников к мыслительной деятельности, учат получать информацию, мыслить нестандартно, сравнивать и обобщать ее, делать выводы.
А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности.
В ходе организации работы по квест-технологии осуществляется интеграция образовательных областей, комбинируются разные виды детской деятельности и формы работы, квесты позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей воспитанников, педагогов) в решении образовательных задач в занимательной форме.
Для того, чтобы эффективно организовать ТЕХНО-квест, я придерживаюсь определенных принципов и условий:
Тема должна быть интересна и актуальна для детей;
дошкольники должны четко представлять цель, к которой они стремятся (например, как сконструировать самолет);
распределение ролей;
продуманные временные интервалы на выполнение задания;
роль педагога – направлять детей, но выводы дети делают самостоятельно;
результаты каждой подгруппы собираются в общий результат
(схема, пазл, карта и т. п)
Рассмотрим Структуру техно- квеста: Общая игровая цель– известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, недостающие детали, кусочек пазла и т. п.
Игроков сопровождает инструктор - взрослый. Его задача – обеспечение безопасности, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия.
В своей практике техно-квест я использую на занятиях в технической мастерской. Содержание программы технической мастерской, я объединила в 6 блоков. Они разные по способам технического конструирования. Итогом каждого блока становится ТЕХНО-квест. В зависимости от того, как ребенок освоил содержание темы, настолько успешен он будет в квесте в условиях командной работы.
II Практический этап:
В: А сейчас предлагаю познакомиться с техно-квестом практическим путем.
12 апреля мы отмечаем день Космонавтики – праздник, который очень важен для нашей страны, нашего народа, т. к. именно в нашей стране 12 апреля 1961 года впервые в мире был произведен запуск космического корабля с человеком на борту. Первым человеком, который смог отправиться в космическое путешествие, был космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Он совершил свой полёт 12 апреля 1961 года на ракете "Восток". В этот день наша страна отмечает "День космонавтики". Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет.
(звучит тревожная музыка на экране появляется космонавт)
В: Здравствуйте ребята, мой космический корабль потерпел крушение! Он сломан, приборы не работают, не могу определить планету, на которой нахожусь, провизия заканчивается. Прошу отправить спасательную экспедицию! SOS! SOS!
В. : Вы готовы помочь Космонавту (ответы игроков)
В. : Нам нужно собрать космический вездеход для спасательной экспедиции с датчиком, который сможет обнаруживать космический корабль. Для того, чтобы как можно быстрее помочь нашу космонавту мы поделимся на три подгруппы, каждая будет выполнять свое задание. По итогам выполнения которого подгруппа получит недостающие элементы для создания вездехода. Затем объединившись в единую команду мы соберем вездеход.
В. : Давайте поделимся на подгруппы с помощью жеребьевки.
1. Инженеры
2. Программисты
3. Техники
В. : Пожалуйста,займите свои места согласно жеребьевки.
(Игроки рассаживаются согласно вытянутому жетону в команды, каждой команде дается инструкция по выполнению задания)
Подгруппа «Инженеры»- выполняют задание «Собери сигнальный фонарь» (если задание выполнено правильно, то команде вручается СМАРХАБ- электронный компонент для космического вездехода). (электрический конструктор «Знаток»)
Подгруппа «Программисты» -выполняют задание «Запрограммируй по схеме» (если задание выполнено правильно, то команде вручается схема программы для работы космического вездехода).(набор «STEM-набор «Робомышь»)
Подгруппа «Техники» - собирают модель космического вездехода, следуя инструкции по сборке и ждут когда 2 команды добудут недостающие элементы для космического вездехода. Собирают космический вездеход, программируют и запускают его. (конструктор lego education wedo 2.0)
III Рефлексивно-оценочный этап:
В. : Сейчас проверим, всё ли мы сделали правильно, и если это так, то наш робот оживёт и даст сигнал, обнаружив космический корабль.
В. : Поздравляю вас всех! Робот (Майло) обнаружил космический корабль и подал сигнал, а это значит, что ошибок нет и наш космонавт спасен!
В. : Подводя итог, я хочу сказать, что ТЕХНО-квест – Это средство решения технических задач, это взаимодействие с родителями и повышение профессионального мастерства педагога. Надеюсь, мне удалось убедить вас в том, что ТЕХНО-квест – это лучший способ формировать интерес к созданию различных технических игрушек.
, мне бы хотелось узнать ваше отношение к сегодняшнему мероприятию:
- если опыт вам понравился, и вы будете его использовать в своей работе – поселите смайлик на планету Земля.
- если вы частично воспользуетесь продемонстрированными приёмами – поселите смайлик на планету Юпитер.
- если опыт вам не пригодится – поселите смайлик на Плутон.
В. : Мастер-класс подошёл к концу. Спасибо вам за внимание и плодотворную работу! Готова выслушать ваши вопросы.