Елена Василькина
Мастер-класс для педагогов «Дидактическая система Ф. Фрёбеля — первая ступень реализации STEM-технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактическая система
Ф. Фрёбеля - первая ступень реализации STEM-технологии»
План:
1. Вступительное слово.
2. Презентация (слайды)
3. Приглашение в Детскую Академию Развития
4. 1 задание «Рассадка пассажиров»
5. 2 задание «Укрась силуэт в стиле дымковской росписи»
6. 3 задание Моделирование «Бабочка»
7. 4 задание «Вкусный обед»
8. Рефлексия (притча)
9. Заключительные слова
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Дидактическая система Ф, Фрёбеля — первая ступень реализации STEM-технологии“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Цель: Представление опыта работы по реализации проекта «От Фребеля до робота: расти будущих инженеров», используя игровой набор «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
• познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;
• сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
• вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов;
• показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего возраста.
Методы:
• Игровой (дидактические игры).
• Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов).
• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации:
• групповая;
• подгрупповая.
Слайд 1 (Название мастер-класса)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд 2 (Дары Фребеля)
Сегодня я предлагаю вам познакомиться с методикой работы по дидактической системе Ф. Фрёбеля, которая является первым модулем Стем-технологии. Данный модуль направлен на формирование естественно-научных представлений картины мира и развитие пространственного мышления у детей.
Слайд 3 (Ф. Фребель)
Первым, кто рассмотрел игру как ведущий вид деятельности был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Фрёбель. (читать со слайда)
Ф. Фребель открыл первое учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста - первый «Детский сад»
Слайд 4, 5, 6 (Образцы игр с дарами)
Играть можно сразу с несколькими комплектами или их частями. Дары Фрёбеля можно использовать во всех образовательных областях. В набор входят куб из кубиков; куб из брусков; кубики и призмы; кубики, столбики, кирпичики; палочки; кольца и полукольца; фишки; цветные тела; мозаика, шнуровка; башенки; арки и цифры. Педагог может работать не только по методике, предложенной Фрёбелем, но и вправе проявить свое творчество и фантазию.
В нашей с вами профессии очень важно самим уметь делать то, чему мы хотим научить детей. Сделать мы это попробуем в форме творческого квеста (приглашаю ассистентов).
Понятие ДАР - это аббревиатура и в ней зашифровано название «Детская Академия Развития». И сегодня я вас приглашаю в Академию, где мы и будем выполнять творческие задания. Но чтобы попасть туда, нужно выполнить первое задание квеста - доехать на Фрёбель - экспрессе, правильно заняв свои места. Подходите к Фрёбель-экспрессу.
У меня в руках геометрические тела из набора 11, это - геобилеты. Предлагаю каждому взять геобилет и занять свои места в экспрессе согласно схеме рассадки.
Слайд 7 «Схема рассадки» (берут геометрические тела и садятся на стулья)
Все заняли свои места, отправляемся. (включить музыку). А пока мы едем, скажите, пожалуйста, какие навыки развивает эта игра? (эта игра развивает сенсорные и познавательно-исследовательские навыки, математические навыки, внимание, умение читать схему, расширяет кругозор, познавательную активность и готовность к совместной деятельности).
Отлично! Задание выполнено!
Слайд 8 «Детская Академия Развития»
Вот мы и добрались до Детской Академии Развития, присаживайтесь за стол. Здесь нас ждёт следующее задание и дары Фребеля (8,9,10). Открывайте коробки. Что Вы видите? (плоскостные фигуры).
Слайд 9 «Садовницы»
В детских садах Фрёбеля женщин, которые ухаживали за детьми называли «Садовницами», давайте украсим садовниц в стиле дымковской росписи с помощью этих даров.
Слайд 10 «Дымковская роспись»
Вспомните, какие цвета используются для раскрашивания, какие узоры и элементы росписи (во время работы рассказываю, что дары 8,9,10 это кольца, полукольца, палочки разной длины и цвета и точки).
Эта игра формирует интерес к изобразительному творчеству, способствует развитию эстетического вкуса, развитию представлений о видах народного творчества, развитие сенсорных навыков, цветового восприятия (рассматриваем результат выполнения работы)
Молодцы! Какие замечательные садовницы у вас получились! Задание выполнено! Приглашаю Вас перейти к следующему заданию.
Слайд 11 «Цветущий сад с детьми»
Детский сад Фрёбеля - это цветущий сад, место общения ребёнка с природой. Методика Фрёбеля предполагает изучение взаимосвязей в природе, наблюдение, сравнение. С помощью загадки-подсказки смоделируйте отгадку.
Увидев на клумбе прекрасный цветок
Сорвать я его захотел,
Но стоило тронуть рукой стебелёк
И сразу цветок улетел….(Бабочка)
Я предлагаю вам поработать в командах, поэтому сейчас с помощью красных и синих кругов из набора 7 мы поделимся.
(из чудесного мешочка вытягивают круги красного и синего цвета. Те, у кого круги одинакового цвета, работают в одной команде, моделируют бабочку).
Как по - вашему, что развивает эта игра? (развитие познавательных способностей, формирование представлений о разнообразии мира природы, умение передавать образы природного мира, расширение кругозора, развитие воображения, коммуникативных навыков, развитие общения со сверстниками, умение договариваться, сотрудничать и на развитие совместной творческой деятельности).
Очень красивые, оригинальные бабочки у вас получились! Молодцы! Задание выполнено!
Слайд 12 «Вкусный обед»
Ну и конечно же, наши дети никак не могут обойтись без вкусного и питательного обеда в детском саду. Поэтому сейчас я предлагаю вам пофантазировать, и приготовить вкусное блюдо. Использовать можно те же модули (7, 8, 9, 10). Как вы думаете, что развивает эта игра? (расширяет кругозор, развивает воображение, творчество, сенсорные и познавательно-исследовательские навыки).
Расскажите, что вы приготовили. Молодцы! Задание выполнено!
Это конечная точка нашего квеста.
Мы выполнили все задания и стали обладателями уникального дара - развивать в детях способности, таланты с помощью дидактических материалов Фрёбеля. Встаньте, пожалуйста, полукругом. Я хочу подарить вам бабочек (раздаю бабочек). Возьмите каждый бабочку и спрячьте её в ладонях, это не просто бабочка, это символ. Послушайте, пожалуйста, притчу.
«Жил в древности мудрец. Один из его учеников захотел перехитрить учителя, поймал прекрасную бабочку и спрятал в ладонях. Пришел ученик к мудрецу и спросил: «Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?» Если он скажет-мертва, я выпущу бабочку, если скажет-жива, я сожму ладони - подумал ученик. Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: «Всё в твоих руках!»
Заключительное слово: Уважаемые коллеги, от нашего мастерства зависит, каким выпорхнет ребёнок из детского сада. Пусть эта бабочка станет вам напоминанием о том, что всё в наших руках!
Слайд № 10 Спасибо за внимание и сотрудничество!