Ольга Перова
Мастер-класс для музыкальных руководителей «Средства выразительности в инсценировках. Способы и приемы их обыгрывания»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Березка»
Конспект мастер-класса для музыкальных руководителей на тему
«Средства выразительности в инсценировках. Способы и приемы их обыгрывания»
Подготовила музыкальный руководитель
Перова О. М.
Переславль-Залесский
2019
МАСТЕР-КЛАСС «СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В
ИНСЦЕНИРОВКАХ, СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ИХ ОБЫГРЫВАНИЯ»
Публикация «Мастер-класс для музыкальных руководителей „Средства выразительности в инсценировках, Способы и приемы их обыгрывания“» размещена в разделах
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В этом аспекте актуально проведение мастер-класса.
ЦЕЛЬ:
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных средств (мимика, пантомимика, интонация, дикция).
5. Активизировать словарный запас детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй.
6. Развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления.
7. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Искусство тетра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым создает условия для воспитания целостной творческой личности.
Каждому педагогу в его работе с детьми приходится заниматься театрализованной деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Для этого нам необходимо знать специальные методы и приемы. Чтобы познакомится со всеми, понадобиться не мастер-класс, а целый обучающий курс. Поэтому сегодня мы рассмотрим лишь некоторые аспекты театральной деятельности, необходимые для работы педагога детского сада.
Жизнь детей пронизана игрой. Именно этот вид деятельности отражает их основные интересы и переживания. Одной из разновидностей игр, которая помогает ребенку примерить на себя всевозможные образы и роли, является театрализованная игра (или инсценировка).
ИНСЦЕНИРОВКА – это игры-представления, в которых по ролям с помощью таких выразительных средств, как мимика, жест, поза разыгрывается литературное произведение, т. е. воссоздаются определенные образы.
Возрастные особенности подготовки к инсценировкам
Из многообразия средств выразительности в саду рекомендуется:
- в младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (учить имитировать характерные движения сказочных животных на занятиях, а также в свободной деятельности).
- в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомимике).
- в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения.
- в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и неречевых (пантомимических) действий.
Игра «Театральная разминка»
Давайте начнем с театральной разминки.
Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть?
Называется игра «Разминка театральная».
Сказки любите читать? Артистами хотите стать?
Тогда скажите мне, друзья, как можно изменить себя,
Чтоб быть похожим на лису? Или на волка, на козу,
Или на принца, на Ягу, иль на лягушку, что в пруду?
(изменить внешность с помощью костюма, грима, прически, головного убора).
А без костюмов можно превратиться, скажем, в ветер.
Или в дождик, иль в грозу, или в бабочку, осу?
Что ж поможет здесь, друзья? (жесты и мимика)
Что такое мимика? (выражение нашего лица)
Верно, ну, а жесты? (это движения)
Основным направлением моей работы над развитием художественно-творческих способностей детей является развитие пантомимики, мимики, интонации и дикции.
ПАНТОМИМИКА - сценическое искусство, в котором смысл передается посредством телодвижений, без использования текста и слов.
Работать над пантомимикой я начинаю с младшей группы. Существует несколько упражнений и игр на развитие пантомимики у детей дошкольного возраста.
Игра «Изобрази животное»
Целью игры является развитие самовыражения, а также эмоциональное раскрепощение.
Эту игру можно начинать использовать с младшей группы. Сначала педагог показывает того или иного подходящего по возрасту животного, а дети повторяют за ним.
В средней группе дети могут уже самостоятельно изображать знакомых животных. Обычно игра начинается с фанта: его владелец должен изобразить животное, которое ему назовут. Можно использовать карточки с изображением тех или иных животных. А также использовать загадки про животных. Тот, кто отгадал загадку, показывает это животное. Дети подготовительной к школе группы могут самостоятельно выбирать то животное, которое они хотят изобразить.
С каждым возрастом животные усложняются. Если в младшей группе дети могут показать зайку, медведя, лису, то к подготовительной группе становятся доступными для показа такие животные, как слон, дятел, цапля, лось, крокодил.
Ожидаемый результат: у детей обогащается словарь, развивается память, мышление, сообразительность, фантазия.
Игра «Дедушка Молчок»
Во второй младшей группе педагог от имени дедушки Молчок читает стихотворение (поет песенку) и показывает его содержание жестами. Затем повторно читает текст и вместе с детьми в движениях отражает его содержание.
«Зайка»
Заинька-зайка (дети прыгают, имитируя зайца)
Маленький зайка (садятся на корточки, показывая рукой вершок от пола)
Длинные ушки (приставляют ладошки к голове – «ушки»)
Быстрые ножки (бегут на месте)
Заинька-зайка (дети прыгают, имитируя зайца)
Маленький зайка (садятся на корточки, показывая рукой вершок от пола)
Деток боится (обхватывают себя руками)
Зайка трусишка («дрожат», изображая страх).
В средней группе можно сначала показать жестами содержание стихотворения (или песни, а дети должны догадаться, ЧТО показывает педагог.
«Мишка косолапый»
Мишка, Мишка косолапый, (поднять руки и округлить)
Мишка по лесу идет. (носки ног повернуть внутрь, идти переваливаясь)
Мишка хочет сладких ягод (погладить себя по животу, облизнуться)
Да никак их не найдет. (оглянуться по сторонам, пожать плечами)
Вдруг увидел много ягод (показать указательный палец)
И тихонько зарычал (нахмуриться).
Подошли к Мишутке детки, (помаршировать)
Мишка ягоды им дал. (протянуть руки вперед, имитируя жест «возьми»).
В старшей группе, прочитав один раз любой стих, можно предложить детям самим изобразить содержание стихотворения или песни, побудив их фантазировать и одновременно упражняя в выразительности жестов, мимики и движений. Если у детей возникают трудности в показе, педагог помогает ему наводящими вопросами.
Игры-пантомимы для старшего дошкольного возраста
«Жадный пес»
Жадный пес, дров принес.
Печку затопил, воды наносил.
Тесто замесил. Испек пирожок,
Сел в уголок и съел его сам. Ам!
«Был у зайки огород»
Был у зайки огород, ровненьких две грядки.
Там играл зимой в снежки, ну а летом в прятки.
А весною в огород зайка с радостью идет.
Но сначала все вскопает, а потом все разровняет,
Семена посеет ловко и пойдет сажать морковку.
Ямка-семя, ямка-семя и глядишь на грядке вновь
Вырастут горох, морковь.
А как осень подойдет, урожай свой соберет.
Творческие задания на развитие пантомимики
у детей старшего дошкольного возраста
Показать действие частями тела:
- плечами: «Я горжусь тобой»;
- спиной: «Я старый больной человек»;
- ухом: «Я слышу птичку».
«Покажи сказку»
С помощью мимики и движений надо воспроизвести сказку. Эта игра больше подходит для детей подготовительной к школе группе, т. к. требует от детей выразительных движений лица и тела для точной передачи содержания сказки и образа героя.
С пантомимикой мы закончили, а сейчас переходим к мимике.
МИМИКА - выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека. По ней (мимике) мы можем определить, какие эмоции чувствует человек (гнев, страх, грусть, радость, удивление, презрение).
Работу над мимикой я начинаю проводить со средней группы. Существует несколько упражнений на развитие мимики у детей дошкольного возраста.
Упражнения на развитие мимики
1. Педагог называет какую-либо эмоцию, а дети показывают ее. (грусть, радость, спокойствие, удивление, страх)
Можно в эту игру поиграть иначе: педагог показывает, а дети должны назвать то настроение, которое показывает педагог.
2. Съели кислый апельсин (дети морщатся)
Рассердились на драчуна (сдвигают брови)
Встретили знакомую девочку (улыбаются)
Испугались забияку (широко открывают глаза, приоткрывают рот)
Удивились (приподнимают брови, широко открывают глаза)
Обиделись (опускают уголки губ)
Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям мимика становится подвижнее и выразительней, движения приобретают большую уверенность и управляемость.
Переходим к следующему направлению работы над развитием театральных способностей детей.
ИНТОНАЦИЯ – это тон, манера речи, которые выражают ваши чувства и отношение к человеку, с которым вы говорите, или к предмету, о котором вы говорите. Это смена высоких и низких тонов. Интонацией выражают разные чувства и эмоции человека: радость, грусть, боль, страх и т. д.
Над интонацией я начинаю работать в средней группе, но дети еще плохо передают свои чувства и эмоции. Большое внимание уделяется этому уже в старших и подготовительных к школе группах. У всех по-разному получается передавать свои эмоции, но мы работаем над этим.
Для развития интонации существует ряд упражнений, которые помогают ребенку передавать свои чувства более эмоционально. Для этого надо повторить слова или фразы с разными чувствами (зло, радостно, задумчиво, с обидой, со страхом). В средней группе можно использовать легкие упражнения, например:
Кот рядом – сказать громко, тихо;
Маленький кот, Теленок мычит – сказать высоким голосом;
Старый кот, Бык мычит – сказать низким голосом;
(Фокус группа с мячиком)
Кот простудился – сказать хриплым голосом;
Бык рассердился – сказать грозным голосом;
Новые тапки у моего Потапки – сказать обычно, вопросительно, радостно, как робот;
Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать более сложные упражнения, которые передают больше разных чувств и эмоций.
Во дворе трава, на траве дрова
1. Сказать грустно («Ох, сколько здесь травы»)
2. Радостно («Ура, здесь можно интересно поиграть»)
3. Равнодушно («Ну, и что?»)
Также можно использовать упражнение, которое называется «Определи тон». Педагог произносит слово или фразу разным тоном, а дети должны определить характер тона, т. е. с каким чувство была произнесена фраза.
«Молодец!» - восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе
«Пришла» - с радостью, с тревогой, с презрением
Это упражнение сложное, потому что спектр эмоций в нем довольно разнообразный, и детям не всегда бывает легко показать или определить ту интонацию, с которой было произнесено то или иное слово или фраза. (больше для подготовительной группе)
От интонации переходим к дикции.
ДИКЦИЯ – это четкое произношение слов и звуков. Психологи отмечают, что правильное выговаривание слов и звуков влияет на общее развитие ребенка, способствует более быстрому формированию мыслительных операций. Нужно осознавать, что правильно поставленная, четкая и грамотная речь – элемент успешности ребенка.
На улучшение дикции прекрасно влияют скороговорки. Каждый человек знает их с детства, но лишь единицы могут похвастаться умением произносить их правильно, четко и быстро. При регулярной тренировке скороговорки эффективно устраняют речевые дефекты, значительно улучшают качество дикции.
Скороговорки – это особый текст, который представляет собой сочетание слов с труднопроизносимыми звуками. Они направлены на формирование правильного произношения согласных. Я начинаю вводить скороговорки в работу над дикцией со второго полугодия старшей группы. На первом этапе лучше всего выбрать не более 3-х скороговорок и произносить их надо сначала медленно и четко, потом все быстрей и быстрей.
Скороговорки и рифмовки для тренировки дикции.
Старшая группа
1. У Вани фантик, У Фани бантик.
2. Топали мы топали, дотопали до тополя.
Дотопали до тополя, да ноги все оттопали.
Подготовительная группа
3. Говорит попугай попугаю: я тебя, попугай, попугаю.
Попугай попугаю в ответ: попугай, попугай, попугай.
4. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Также можно использовать упражнения «скороговорки», слова которых необходимо произносить не только четко и быстро, но и с разной интонацией (соединение интонации и дикции)
«Проворонила ворона вороненка»
1. Произнести с сожалением («Жалко вороненка»)
2. С осуждением («Вот растяпа эта ворона»)
3. С удивлением («Не может быть»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над развитием художественно-творческих способностей дошкольников я начинаю с младшей группы, постепенно усложняя материал, предлагаемый детям. В силу возрастных особенностей в младшей группе большой акцент я делаю на развитие пантомимики, в средней группе я добавляю работу над мимикой. В старшей – над интонацией, а в подготовительной к школе группе работу над дикцией. Считаю такую систему работы эффективной, поскольку у большинства дошкольников к подготовительной группе творческие способности развиты достаточно хорошо.
Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению эмоций при исполнении ролей. От ребенка требуется решительность, систематичность в работе, трудолюбие, что способствует формированию волевых черт характера. Развивается интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Выступления на сцене перед зрителями способствует раскрепощению и повышению самооценки. Занимаясь театральной деятельностью, ребенок становится исполнителем и зрителем, что невольно формирует у него собственное отношение, умения, знания, развивает фантазию, а также способность к творчеству в любой области. Для ребенка театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, проверить себя, услышать первые в жизни аплодисменты.
Участвуя в театрализованных играх и представлениях, дети развивают свои актерские способности, овладевают навыками выразительной речи, у них формируется и совершенствуется пластика движений.
Театральная деятельность способствует эмоциональному раскрепощению ребенка, помогает устанавливать контакт между ребенком и взрослым, обогащает эмоциональную сферу. Играя в театр, дети делают свои первые шаги в мир прекрасного – в мир искусства.