Юлия Штыркова
Мастер-класс для конкурса «Искусство быть в профессии»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, меня зовут Штыркова Юлия Владимировна, я воспитатель 126 д/с, имею первую квалификационную категорию и 13 лет педагогического стажа.
Как известно, именно нестандартные формы проведения занятий повышают познавательную активность детей, и способствуют поддержанию интереса к занятиям, а также лучшему освоению программы. Одной из основных задач педагога является умение увлечь детей, превратить занятие в игру. Есть уникальный, очень простой метод запоминания и систематизации информации, а главное очень интересный и увлекательный – это ментальные карты.
Публикация «Мастер-класс для конкурса „Искусство быть в профессии“» размещена в разделах
Изучая ФГОС, понимаешь, что акцент делается на формирование и развитие мобильной, самореализующейся и способной к обучению личности. Позиция воспитанника должна быть активной, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя. Мы должны воспитать любознательного и инициативного ребенка, который пытается самостоятельно объяснять различные явления окружающей действительности.
Проанализировав педагогическую диагностику по познавательной активности в старшей группе, я определила ряд проблем, таких как низкая активность и инициативность, отсутствие самостоятельности в проявлении любознательности и познавательного поиска. Многие проблемы, источником которых являются познавательные затруднения воспитанников, могут быть решены, если сделать процессы мышления наблюдаемыми. Именно это и позволяют осуществить ментальные карты.
Ментальные карты или интеллектуальные, как их еще называют, - это простой метод запоминания информации. Запоминаемость материала существенно увеличивается за счет зрительных образов и эмоционального восприятия. Ментальные карты отлично подходят для всех детей с разными типами восприятия: визуалов, аудиалов и кинестетиков.
Целью моей работы является развитие познавательной активности посредством ментальных карт. Осуществления данной цели я достигну через ряд задач:
Формировать представления о разных объектах и явлениях окружающей жизни.
Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать любознательность, инициативность, самостоятельность, познавательный интерес.
Воспитывать самостоятельность и настойчивость в различных видах деятельности, а также позитивное эмоциональное переживание при получении новой информации.
В ходе реализации образовательной программы, я использую ментальные карты на занятиях по ознакомлению с окружающим и природным миром, например, по таким темам как «Предметы, облегчающие труд человека в быту», «В мире металла», «Птицы нашего края». В совместном взаимодействии с детьми вне занятий были составлены ментальные карты «Зима», «Домашние животные». Ментальные карты не заменимы и в индивидуальной работе, когда необходимо быстро и доступно объяснить ребенку какую-либо тему. На моем слайде индивидуальная работа представлена по теме «Времена суток».
Удобно применение таких карт и в опытно-экспериментальной деятельности, когда необходимо визуализировать полученный результат и обобщить знания, например по темам «Живая и неживая природа», «Материалы и их свойства» и др.
И конечно, не стоит забывать, что во время работы с ментальными картами задействованы такие виды деятельности как изобразительная и конструктивная.
Результатом проделанной работы стало повышение познавательной активности: дети самостоятельно придумывают ментальные карты, предлагают темы, по которым может быть разработана такая карта. По оценке родителей дети стали чаще задавать вопросы репродуктивного характера, появилась самостоятельность в принятии решений, возросла любознательность, познавательный интерес.
И сейчас я хочу представить фрагмент занятия «По морям и океанам», а поможет мне в этом фокус группа.
Сегодня, на электронную почту нашего детского сада пришло необычное письмо из далекой Франции. Я вам его переведу. (Видео).
«Здравствуйте, меня зовут Жак, я известный исследователь морей и капитан корабля «Калипсо». Сегодня, ребята, я хочу предложить вам стать моими помощниками и вместе со мной опуститься на морское дно. Вы поможете мне вести учет морских обитателей».
В: Но сначала, капитан Жак хочет узнать, что вы знаете о водном мире. И он подготовил для вас несколько вопросов.
-Итак, что такое водный мир? (Это океаны, моря, реки и озера)
-Какие воды мы можем объединить? Почему?
-Правильно, в море и океане - Морская вода - соленая, а в реках и озёрах пресная.
Ну что ж, а теперь мы садимся в батискаф и погружаемся на морское дно. (Видео).
-Посмотрите, сколько здесь водных обитателей. Назовите, кого вы видите.
-Каких подводных обитателей вы еще знаете? (Ответы).
- Почему они живут под водой? (умеют дышать и двигаться в воде)
-Все ли они дышат одинаково? (Нет). Кто дышит по-другому? Как?
- Как двигаются? Почему так?
-Чем они питаются?
- Как называют обитателей морей и океанов, которые едят других рыб? (Хищники)
- Обозначьте хищников и мирных рыб.
Посмотрите, у нас получилась настоящая карта о морских обитателях. Мы ее сфотографируем и отправим по почте капитану Жаку.
-А теперь мы снова поднимемся на поверхность на нашем батискафе.
Что мы сегодня с вами узнали и вспомнили?
(Что такое водный мир? Какая бывает вода? Какие там обитают жители? Хищники и мирные рыбы. Как дышат подводные обитатели)
Если вам понравилось сегодняшнее занятие, и было интересно, и увлекательно поднимите мирную веселую рыбку, а если нет – то хищную.
Большое спасибо. Я вижу, что всем очень понравилось.
В своей работе я пользовалась следующей литературой и интернетресурсами.