Получи документы

Мастер-класс для детей подготовительной к школе группы «В сказочном мире народных промыслов»

Светлана Афиногентова
Мастер-класс для детей подготовительной к школе группы «В сказочном мире народных промыслов»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для детей подготовительной к школе группы

«В сказочном мире народных промыслов»

Подготовила и провела :

воспитатель высшей кв. категории

Афиногентова С. А.

Звучит народная музыка

Публикация «Мастер-класс для детей подготовительной к школе группы „В сказочном мире народных промыслов“» размещена в разделах

Пед. : В течении длительного времени мы с вами совершали путешествия в мир красоты и добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Сегодня мы вспомним некоторые народные промыслы.

Входит Коробейник:

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

Покупают люди сушки

И чудесные игрушки.

Пед. : Вы знаете, кто к нам пришел? (ответы детей). Правильно, Коробейник. Он ходит по ярмаркам и продает товар.

Коробейник: Я на ярмарке спешу. Только мне сначала надо товар собрать. Вы мне поможете?

А вы знаете изделия народных мастеров? А мы сейчас это проверим.

(Коробейник показывает «Художественные часы»)

Коробейник: Сейчас заведем наши часы и посмотрим, где остановится стрелка?

Пед. : Если вы дадите правильный ответ, то мы с вами окажемся там, откуда все начиналось.

(Стрелка часов останавливается на Дымке)

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали и село большое

«Дымково» назвали.

Подходим к мольберту, выходит Мастерица в кокошнике, показывает дымковские игрушки.

- Здравствуйте, гости дорогие. Милости просим.

Веселая красная глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребетня,

Собачки, гусары и рыбы-

А ну, назовите меня?

(дымковская игрушка)

Пед. : Как в народе ласково называют эту игрушку? (Дымка) Откуда же такое удивительное название? У каждого народного промысла есть свои легенды. Есть они и у Дымки.

Дети: Глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда все готовились к весенней ярмарке «Свистунье». Чтобы обжечь глиняные игрушки, печи топили до поздней ночи, и все село было в дыму, в дымке. От этого и возникло название села – Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Пед. : Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было сыграть несложную мелодию. Свистульки в виде зверюшек и птичек делали не только для забавы детей. В старину люди встречали Ярилу – бога солнца и плодородия свистом глиняных свистулек. А еще старинная легенда рассказывает, что однажды город окружили враги. Казалось, что нет от них спасения. Но люди придумали «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки, подкрались к врагам темной ночью и подняли такой свист, что враги в страхе бежали прочь. Им показалось, что огромное войско пришло на помощь горожанам.

Дети: Позже стали изготавливать не только свистульки, но и яркие игрушки для продажи на ярмарке. Из обыкновенной свистульки игрушка превратилась в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».

Очень интересны игрушки, изображающие животных и птиц;

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Очень часто мастера изображают дымковских барынь:

Девица в венце, румянец на лице,

Собою хороша, стоит, не дыша.

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа.

Сидит кокошник горделиво,

Барышня уж так красива.

Кофточки цветные,

Юбки расписные,

Шляпы трехэтажные-

Статные и важные.

Пед. : Роспись дымковской игрушки очень нарядна. Кажется, что она проста, но сколько труда вложено.

Дети: На белом фоне сверкает синий, малиновый, красный, зеленый, желто-оранжевый цвета.

Пед. : А что обозначают элементы росписи на дымковских игрушках?

Дети: Синяя волнистая полоса – это вода,

перекрещенные полоски – сруб колодца,

круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила.

Используется геометрический орнамент из точек, прямых линий, зигзагов, кругов.

Змейки, ленточки и точки,

Клетки, кольца, завиточки.

Веселит, ласкает взор

Пестрый дымковский узор.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Пед. : Мы вспомнили об этих замечательных игрушках, о мастерах.

Коробейник дальше поворачивает стрелку. Стрелка останавливается на Хохломе.

Выходит Мастерица.

- Проходите, гости дорогие. «Много гостей – хозяину радость».

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша Хохлома.

Пед. : Я предлагаю вам вспомнить историю этого промысла.

Недалеко от Нижнего Новгорода, на берегу реки Волги, раскинулось большое старинное село Хохлома. Жители села издавна занимались изготовлением деревянной посуды. (звучит музыка «Хохлома»)

Дети: Рассказывают, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то Жар-птица, он угостил ее. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и стала чашка золотой. И пошло отсюда название -Золотая Хохлома.

Пед. : А еще рассказывают, что жил в древние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня. И чтобы отразилась в нем красота земли русской. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили избы и селились рядом. Дошла слава мастера и до грозного царя. Повелел он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть к царю. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А сам сжег избу и ушел из этих мест. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство. И до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски на изделиях, радуют взгляд. Такова легенда. В ней, конечно, много вымысла, но правда в том, что большое мастерство сохраняется тогда, когда передается из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с Хохломой.

- Полюбуйтесь Хохломой! Какая посуда? (красивая, яркая, радостная, богатая, красочная).

- Из какого материала посуда изготовлена? (из дерева)

- А роспись одинаковая?

- Основной фон в росписи?

Каждому цвету народ придает свое значение:

красный – огонь, любовь, преданность

золотой – солнце, свет, тепло

черный – земля, торжественность

зеленый – жизнь

-Орнаменты?

травный орнамент или «травка» - так характерен для всей Хохломы, чудесный рисунок волшебной страны

Много элементов травной росписи:

«осочки» - самый простой элемент, выполняется легким движением кисти

«завитки» - как усики

«капельки» - выполняются прикладыванием кисти

«кустики» - непрерывная линия, закрученная в спираль

«завитки» - простые по форме, а радуют взор, богат и наряден чудесный узор, по золоту фона затейливой змейкой орнамент здесь вьется, попробуй, сумей-ка! (главный узор росписи)

«листики» - пожеланием добра и благополучия считался на Руси узор кустов и плодов

«ягодки» - мастера называют их ласково, и ни один мастер не пишет их одинаково

«смородина» - рисуется тычком

- А вот, посмотрите, знакомый сюжет. Узнали вы сказку? Узнали, иль нет?

Жар-птицу никто не видел, поэтому каждый мастер рисует ее по-своему.

Хохлома! Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

(слайды или рисунки)

Мастерица достает ложки. «глядя на них, так и хочется поиграть!» (дети играют под народную музыку на ложках)

Коробейник дальше поворачивает стрелку часов.

Пед. : А это что за народный промысел?

Выходит Мастерица : «Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим!»

Посмотрите на роспись:

Сочность красок манит.

Городецкая роспись

Душу нам веселит.

Пед. : Мы уже знаем, что у каждого русского промысла есть свои легенды. Есть они и у Городецкого промысла. Село Городец очень красивое. Жители часто вспоминают, как справляли когда-то праздник Иванов день. Называли его еще Иваном-Купалой. Справлялся он в ночь с 23 на 24 июня. У трав в эти дни заканчивался рост. И каждый хотел в эту ночь нарвать полезных трав. Многие шли в лес ночью за таинственным цветком папоротника, который расцветал только этой ночью, даже не ночью, а один час ночи. Каков из себя тот цветок? Никто точно не знает: одни утверждали, что он огненно-красный, как языки пламени; другие сказывали, что он алый, как уголек: а третьи говорили, что он светится синим цветом. Но все утверждали, что красоты он необыкновенной, потому что цветок папоротника – это цветок счастья. И многие мастера изображают этот чудесный цветок на своих изделиях.

Но есть еще легенда.

Дети: В некотором селе жили люди, которые очень любили свою землю. Они умели создавать красоту. И все, что делали мастера из дерева, украшали яркой нарядной росписью. Самой лучшей мастерицей была девушка Даша. Простые предметы ее кисточка превращала в сказочные. Узнал о ней царь и велел привести во дворец. Но Даша не хотела жить в неволе. Забежала она на высокий крутой берег, взмахнула руками и поднялась в небо, превратилась в прекрасную Жар-птицу и улетела. С тех пор летает красавица Жар-птица и роняет на землю свои перья. Кто их находит, тот становится городецким мастером.

Пед. : Мастера расписывают предметы яркими красками:

Городецкая роспись – как ее нам не знать,

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать,

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать!

Пед. : Какие же основные элементы городецкой росписи?

- Словно чудо тут и там распускается …. (розан)

- Она круглая, как чашка, а зовут ее….(ромашка)

- Ей в жару не будет жарко, она в воде, она….(купавка)

- Он не броский, круглый он, нераскрывшийся….(бутон)

Пед. : Что еще мастера рисуют в городецкой росписи, кроме цветочных гирлянд? (конь, птица, петух). А что делает нарядным и живым городецкий узор? ( оживка: белая и черная).

Гирлянды цветов располагаются и снизу, и сверху, и посередине, но везде в центре – ромашки и купавки. Основной цвет- цвет дерева (желтоватый, что создает радостное настроение. Что еще изображают городецкие мастера на своих изделиях? (конь, птица, всадник)

Замечательно, что есть умельцы, в которых до сих пор живет мечта о цветке счастья.

Городецкие узоры,

Сколько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Коробейник дальше поворачивает стрелку часов.

Пед. : А это что за народный промысел?

Выходит Мастерица : «Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим!»

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе ее названье – Гжель.

Пед. : И у этого промысла есть своя история. Вспомним ее. В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель.

Дети: Давно-давно жили там умелые и веселые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как им свой край прославить, мастерство свое показать, всех людей порадовать. И придумали. Нашли они в родной сторонушке чудесную глину белую-белую и решили лепить из нее посуду разную. Один слепил чайник, другой – кувшин, третий – блюдо. Расписали посуду синей краской. Очень нарядной получилась посуда. Полюбилась она людям и стали называть ее «нежно-голубое чудо». На весь мир прославились гжельские мастера и прославили свой край.

Край фарфорового чуда,

А кругом него леса…

Синеглазая посуда –

Вазы, чайники и блюда

Ярко светятся оттуда,

Как родные небеса.

Пед. : А как мастера изготавливают эту посуду? (лепят из глины-сейчас литье в гипсовых формах; Сушка, обжиг в электропечах при очень высокой температуре; живопись)

Пед. : Чем Гжель отличается от других видов росписи? (синий и голубой цвет)

Пед. : Гжельских мастеров вдохновляла прохлада синих вечеров, голубизна неба, родные белоснежные просторы. В росписи используется белый цвет и все оттенки синего.

Пед. : Из каких элементов состоит гжельская роспись?

Дети: - «капелька» - она напоминает дождевую каплю или лепесток ромашки

- «бардюры и сеточки»

- «растительные узоры» (веточки, листики, усики, цветочки, самый любимый узор – гжельская роза

- орнаментальная роспись: шашечки, капельки, усики

- сюжеты: это природа и времена года, сценки из городской жизни, деревенские пейзажи, персонажи сказок

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Пед. : Ну что, Коробейник, пора на ярмарку продавать изделия?

Кор. : У меня беда. Пока мы пор городам и селам ходили, все узоры на изделиях дожди смыли.

Пед. : Не расстраивайся, мы поможем твоему горю. Наши ребята не только все знают о народных промыслах, но и сами умеют расписывать изделия. Выручим Коробейника? (приглашаем и гостей в мастерские).

пословицы о труде:

«Если очень стараться – будет все получаться»

«Будет терпение, будет и умение»

«Работу делать не спеши, нельзя делать ее без души»

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

«Глаза боятся, а руки делают»

«Дело мастера боится»

«По труду и награда»

пальчиковая гимнастика:

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни (смотрим на раскрытые ладошки, верим ими)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак (потираем руки)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять (встряхиваем кистями).

Постучали, повертели.

Рисовать мы захотели.

Под музыку все расписывают различные изделия и рассказывают о них.

Кор. Вот спасибо, выручили меня. А я угощу вас за ваши добрые сердца ароматными баранками с ярмарки.

Пед. : Спасибо, все постарались, вложили в свои работы душу и сердце. «Сделал дело – гуляй смело». А о каких народных промыслах мы сегодня не говорили?

Публикации по теме:

«Шедевры народных промыслов Вологды». Мои впечатления. Фоторепортаж«Шедевры народных промыслов Вологды». Мои впечатления. Фоторепортаж На Вологодской земле зародилось много замечательных народных промыслов. Приглашаю в Центр ремёсел «Резной Палисад». Это центр народных,.

Детский мастер-класс по объёмной аппликации «Матрёшки» по мотивам народных промысловДетский мастер-класс по объёмной аппликации «Матрёшки» по мотивам народных промыслов Мастер – класс по объёмной аппликации «Матрёшки» по мотивам народных промыслов выполняли ребята подготовительной к школе группы –.

Детский мастер-класс по созданию коллективной работы «Масленичный хоровод» по мотивам народных промысловДетский мастер-класс по созданию коллективной работы «Масленичный хоровод» по мотивам народных промыслов Мастер – класс по созданию коллективной работы «Масленичный хоровод» по мотивам народных промыслов в технике объёмной аппликации выполнили.

Дидактическое пособие по обучению рисованию народных промысловДидактическое пособие по обучению рисованию народных промыслов Дидактическое пособие по обучению рисованию народных промыслов. Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств художественного.

Физкультурный досуг «Путешествие по местам народных промыслов» для детей подготовительной группыФизкультурный досуг «Путешествие по местам народных промыслов» для детей подготовительной группы Физкультурный досуг «Путешествие по местам народных промыслов» для детей подготовительной группы Подготовила и провела инструктор По физической.

Фотоотчёт «По мотивам народных промыслов»Фотоотчёт «По мотивам народных промыслов» Доброго времени суток всем уважаемым коллегам! Хочу поздравить всех победителей и претендентов на звание "Лучший педагог 2015" очень.

Фотоотчёт о продуктивной деятельности детей «Рисуем в стиле народных промыслов» в рамках кружковой работы с детьмиФотоотчёт о продуктивной деятельности детей «Рисуем в стиле народных промыслов» в рамках кружковой работы с детьми В детском саду дети учатся предметному, сюжетному и декоративному рисованию. Последний вид более других имеет эстетическую направленность.

Квест ко Дню знаний «Необыкновенные приключения в Сказочном городе» для детей подготовительной группы дошкольного возрастаКвест ко Дню знаний «Необыкновенные приключения в Сказочном городе» для детей подготовительной группы дошкольного возраста Ход праздника: Дети подг. гр. собираются на центральной площадке. Звучит песня «Ура, друзья!» муз. Л. Некрасовой, муз. В. Витлина, Ведущий:.

Проект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культурыПроект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культуры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 58 «Белочка» Проект «Многообразие.

Проектная деятельность второй младшей группы «В мире русских народных сказок» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 2» г. Челябинска Проектная деятельность по теме: «В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для детей подготовительной к школе группы «В сказочном мире народных промыслов»
Опубликовано: 25 апреля 2023 в 21:42
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для детей подготовительной к школе группы «В сказочном мире народных промыслов»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Афиногентова (УИ 11095) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД