Светлана Афиногентова
Мастер-класс для детей подготовительной к школе группы «В сказочном мире народных промыслов»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для детей подготовительной к школе группы
«В сказочном мире народных промыслов»
Подготовила и провела :
воспитатель высшей кв. категории
Афиногентова С. А.
Звучит народная музыка
Публикация «Мастер-класс для детей подготовительной к школе группы „В сказочном мире народных промыслов“» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Пед. : В течении длительного времени мы с вами совершали путешествия в мир красоты и добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Сегодня мы вспомним некоторые народные промыслы.
Входит Коробейник:
Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Покупают люди сушки
И чудесные игрушки.
Пед. : Вы знаете, кто к нам пришел? (ответы детей). Правильно, Коробейник. Он ходит по ярмаркам и продает товар.
Коробейник: Я на ярмарке спешу. Только мне сначала надо товар собрать. Вы мне поможете?
А вы знаете изделия народных мастеров? А мы сейчас это проверим.
(Коробейник показывает «Художественные часы»)
Коробейник: Сейчас заведем наши часы и посмотрим, где остановится стрелка?
Пед. : Если вы дадите правильный ответ, то мы с вами окажемся там, откуда все начиналось.
(Стрелка часов останавливается на Дымке)
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали и село большое
«Дымково» назвали.
Подходим к мольберту, выходит Мастерица в кокошнике, показывает дымковские игрушки.
- Здравствуйте, гости дорогие. Милости просим.
Веселая красная глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребетня,
Собачки, гусары и рыбы-
А ну, назовите меня?
(дымковская игрушка)
Пед. : Как в народе ласково называют эту игрушку? (Дымка) Откуда же такое удивительное название? У каждого народного промысла есть свои легенды. Есть они и у Дымки.
Дети: Глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда все готовились к весенней ярмарке «Свистунье». Чтобы обжечь глиняные игрушки, печи топили до поздней ночи, и все село было в дыму, в дымке. От этого и возникло название села – Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.
Пед. : Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было сыграть несложную мелодию. Свистульки в виде зверюшек и птичек делали не только для забавы детей. В старину люди встречали Ярилу – бога солнца и плодородия свистом глиняных свистулек. А еще старинная легенда рассказывает, что однажды город окружили враги. Казалось, что нет от них спасения. Но люди придумали «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки, подкрались к врагам темной ночью и подняли такой свист, что враги в страхе бежали прочь. Им показалось, что огромное войско пришло на помощь горожанам.
Дети: Позже стали изготавливать не только свистульки, но и яркие игрушки для продажи на ярмарке. Из обыкновенной свистульки игрушка превратилась в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».
Очень интересны игрушки, изображающие животных и птиц;
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Очень часто мастера изображают дымковских барынь:
Девица в венце, румянец на лице,
Собою хороша, стоит, не дыша.
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа.
Сидит кокошник горделиво,
Барышня уж так красива.
Кофточки цветные,
Юбки расписные,
Шляпы трехэтажные-
Статные и важные.
Пед. : Роспись дымковской игрушки очень нарядна. Кажется, что она проста, но сколько труда вложено.
Дети: На белом фоне сверкает синий, малиновый, красный, зеленый, желто-оранжевый цвета.
Пед. : А что обозначают элементы росписи на дымковских игрушках?
Дети: Синяя волнистая полоса – это вода,
перекрещенные полоски – сруб колодца,
круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила.
Используется геометрический орнамент из точек, прямых линий, зигзагов, кругов.
Змейки, ленточки и точки,
Клетки, кольца, завиточки.
Веселит, ласкает взор
Пестрый дымковский узор.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Пед. : Мы вспомнили об этих замечательных игрушках, о мастерах.
Коробейник дальше поворачивает стрелку. Стрелка останавливается на Хохломе.
Выходит Мастерица.
- Проходите, гости дорогие. «Много гостей – хозяину радость».
Роспись хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша Хохлома.
Пед. : Я предлагаю вам вспомнить историю этого промысла.
Недалеко от Нижнего Новгорода, на берегу реки Волги, раскинулось большое старинное село Хохлома. Жители села издавна занимались изготовлением деревянной посуды. (звучит музыка «Хохлома»)
Дети: Рассказывают, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то Жар-птица, он угостил ее. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и стала чашка золотой. И пошло отсюда название -Золотая Хохлома.
Пед. : А еще рассказывают, что жил в древние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня. И чтобы отразилась в нем красота земли русской. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили избы и селились рядом. Дошла слава мастера и до грозного царя. Повелел он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть к царю. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А сам сжег избу и ушел из этих мест. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство. И до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски на изделиях, радуют взгляд. Такова легенда. В ней, конечно, много вымысла, но правда в том, что большое мастерство сохраняется тогда, когда передается из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с Хохломой.
- Полюбуйтесь Хохломой! Какая посуда? (красивая, яркая, радостная, богатая, красочная).
- Из какого материала посуда изготовлена? (из дерева)
- А роспись одинаковая?
- Основной фон в росписи?
Каждому цвету народ придает свое значение:
красный – огонь, любовь, преданность
золотой – солнце, свет, тепло
черный – земля, торжественность
зеленый – жизнь
-Орнаменты?
травный орнамент или «травка» - так характерен для всей Хохломы, чудесный рисунок волшебной страны
Много элементов травной росписи:
«осочки» - самый простой элемент, выполняется легким движением кисти
«завитки» - как усики
«капельки» - выполняются прикладыванием кисти
«кустики» - непрерывная линия, закрученная в спираль
«завитки» - простые по форме, а радуют взор, богат и наряден чудесный узор, по золоту фона затейливой змейкой орнамент здесь вьется, попробуй, сумей-ка! (главный узор росписи)
«листики» - пожеланием добра и благополучия считался на Руси узор кустов и плодов
«ягодки» - мастера называют их ласково, и ни один мастер не пишет их одинаково
«смородина» - рисуется тычком
- А вот, посмотрите, знакомый сюжет. Узнали вы сказку? Узнали, иль нет?
Жар-птицу никто не видел, поэтому каждый мастер рисует ее по-своему.
Хохлома! Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
(слайды или рисунки)
Мастерица достает ложки. «глядя на них, так и хочется поиграть!» (дети играют под народную музыку на ложках)
Коробейник дальше поворачивает стрелку часов.
Пед. : А это что за народный промысел?
Выходит Мастерица : «Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим!»
Посмотрите на роспись:
Сочность красок манит.
Городецкая роспись
Душу нам веселит.
Пед. : Мы уже знаем, что у каждого русского промысла есть свои легенды. Есть они и у Городецкого промысла. Село Городец очень красивое. Жители часто вспоминают, как справляли когда-то праздник Иванов день. Называли его еще Иваном-Купалой. Справлялся он в ночь с 23 на 24 июня. У трав в эти дни заканчивался рост. И каждый хотел в эту ночь нарвать полезных трав. Многие шли в лес ночью за таинственным цветком папоротника, который расцветал только этой ночью, даже не ночью, а один час ночи. Каков из себя тот цветок? Никто точно не знает: одни утверждали, что он огненно-красный, как языки пламени; другие сказывали, что он алый, как уголек: а третьи говорили, что он светится синим цветом. Но все утверждали, что красоты он необыкновенной, потому что цветок папоротника – это цветок счастья. И многие мастера изображают этот чудесный цветок на своих изделиях.
Но есть еще легенда.
Дети: В некотором селе жили люди, которые очень любили свою землю. Они умели создавать красоту. И все, что делали мастера из дерева, украшали яркой нарядной росписью. Самой лучшей мастерицей была девушка Даша. Простые предметы ее кисточка превращала в сказочные. Узнал о ней царь и велел привести во дворец. Но Даша не хотела жить в неволе. Забежала она на высокий крутой берег, взмахнула руками и поднялась в небо, превратилась в прекрасную Жар-птицу и улетела. С тех пор летает красавица Жар-птица и роняет на землю свои перья. Кто их находит, тот становится городецким мастером.
Пед. : Мастера расписывают предметы яркими красками:
Городецкая роспись – как ее нам не знать,
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать,
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать!
Пед. : Какие же основные элементы городецкой росписи?
- Словно чудо тут и там распускается …. (розан)
- Она круглая, как чашка, а зовут ее….(ромашка)
- Ей в жару не будет жарко, она в воде, она….(купавка)
- Он не броский, круглый он, нераскрывшийся….(бутон)
Пед. : Что еще мастера рисуют в городецкой росписи, кроме цветочных гирлянд? (конь, птица, петух). А что делает нарядным и живым городецкий узор? ( оживка: белая и черная).
Гирлянды цветов располагаются и снизу, и сверху, и посередине, но везде в центре – ромашки и купавки. Основной цвет- цвет дерева (желтоватый, что создает радостное настроение. Что еще изображают городецкие мастера на своих изделиях? (конь, птица, всадник)
Замечательно, что есть умельцы, в которых до сих пор живет мечта о цветке счастья.
Городецкие узоры,
Сколько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
Коробейник дальше поворачивает стрелку часов.
Пед. : А это что за народный промысел?
Выходит Мастерица : «Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим!»
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь,
Известно всем в народе ее названье – Гжель.
Пед. : И у этого промысла есть своя история. Вспомним ее. В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель.
Дети: Давно-давно жили там умелые и веселые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как им свой край прославить, мастерство свое показать, всех людей порадовать. И придумали. Нашли они в родной сторонушке чудесную глину белую-белую и решили лепить из нее посуду разную. Один слепил чайник, другой – кувшин, третий – блюдо. Расписали посуду синей краской. Очень нарядной получилась посуда. Полюбилась она людям и стали называть ее «нежно-голубое чудо». На весь мир прославились гжельские мастера и прославили свой край.
Край фарфорового чуда,
А кругом него леса…
Синеглазая посуда –
Вазы, чайники и блюда
Ярко светятся оттуда,
Как родные небеса.
Пед. : А как мастера изготавливают эту посуду? (лепят из глины-сейчас литье в гипсовых формах; Сушка, обжиг в электропечах при очень высокой температуре; живопись)
Пед. : Чем Гжель отличается от других видов росписи? (синий и голубой цвет)
Пед. : Гжельских мастеров вдохновляла прохлада синих вечеров, голубизна неба, родные белоснежные просторы. В росписи используется белый цвет и все оттенки синего.
Пед. : Из каких элементов состоит гжельская роспись?
Дети: - «капелька» - она напоминает дождевую каплю или лепесток ромашки
- «бардюры и сеточки»
- «растительные узоры» (веточки, листики, усики, цветочки, самый любимый узор – гжельская роза
- орнаментальная роспись: шашечки, капельки, усики
- сюжеты: это природа и времена года, сценки из городской жизни, деревенские пейзажи, персонажи сказок
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Пед. : Ну что, Коробейник, пора на ярмарку продавать изделия?
Кор. : У меня беда. Пока мы пор городам и селам ходили, все узоры на изделиях дожди смыли.
Пед. : Не расстраивайся, мы поможем твоему горю. Наши ребята не только все знают о народных промыслах, но и сами умеют расписывать изделия. Выручим Коробейника? (приглашаем и гостей в мастерские).
пословицы о труде:
«Если очень стараться – будет все получаться»
«Будет терпение, будет и умение»
«Работу делать не спеши, нельзя делать ее без души»
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Глаза боятся, а руки делают»
«Дело мастера боится»
«По труду и награда»
пальчиковая гимнастика:
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни (смотрим на раскрытые ладошки, верим ими)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак (потираем руки)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять (встряхиваем кистями).
Постучали, повертели.
Рисовать мы захотели.
Под музыку все расписывают различные изделия и рассказывают о них.
Кор. Вот спасибо, выручили меня. А я угощу вас за ваши добрые сердца ароматными баранками с ярмарки.
Пед. : Спасибо, все постарались, вложили в свои работы душу и сердце. «Сделал дело – гуляй смело». А о каких народных промыслах мы сегодня не говорили?