МААМ-картинки

Мастер-класс «Дары Фрёбеля» (4 фото)

Анастасия Новоселова
Мастер-класс «Дары Фрёбеля»
▼ Скачать +Заказ

Мастер-класс «Дары Фребеля»

Здравствуйте, коллеги! Сегодня я вам предлагаю отправиться в удивительную игровую страну, где я вас познакомлю с игровым пособием «Дары Фрёбеля».

Фридрих Фрёбель - немецкий педагог. Известен как создатель первого детского сада. Фребель придумал поэтичное название - "детский сад". В термин «детский сад» Фребель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать. А тех, кто растит эти "цветы жизни", называли "садовницами". Фребель разработал основы методики обучения детей в детском саду.

Принципы педагогики Фребеля:

Публикация «Мастер-класс „Дары Фрёбеля“» размещена в разделах

• Признание уникальности каждого ребенка;

• Признание целостности детства в его проявлениях;

• Целостный взгляд на развитие каждого ребёнка;

• Выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка и создание условий для их проявления в окружающей среде;

• Единство воспитания и образования с социумом и природой, следование природе ребёнка, его внутренним законам;

• Создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка;

• Признание ребенка как части семьи и общества.

Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Во всех занятиях действие соединялось со словом, и это было обязательное требование!

В детский сад он ввел разнообразные виды детской деятельности:

• подвижные игры,

• рисование,

• работа с мягкими материалами,

• плетение и вырезание из бумаги,

• вышивание,

• выкладывание фигур из металлических колец, палочек, гороха, бус,

• выпиливание,

• конструирование и др.

Ведущее место в своей системе Фребель отдал игре: специально созданной обучающей игре и игрушке. Он писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».

Фребель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля».

Во времена педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовали всего шесть «даров». В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей.

Дар первый: семь разноцветных вязаных мячей на верёвочке. Почему мяч? Мяч используется как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды. Играть с ним можно с 3 месяцев. Как вы думаете, какие игры можно провести с ребенком, используя мягкий мяч?

Покатать, потрогать, покружить, поднять и опустить, бросить.

Давайте поиграем.

Мячик в руки мы возьмем

И туда-сюда качнем.

Мячик баловаться стал

И по кругу побежал.

Побежал бегом-бегом,

Все кругом-кругом-кругом.

Выше-ниже прыгать стал,

Баловаться не устал.

Спрятался в коробку мяч

И опять пустился вскачь!

Игры с мячом помогают: познакомить детей с цветами; дать первичное понимание формы; развивать пространственное мышление; развивать мелкую моторику.

Второй дар - шар, кубик и цилиндр. Шар символ движения, куб символ покоя, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. Он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен. Знакомим с этим даром примерно в 3-4 года. Цель: познакомить с геометрическими телами и различиями между ними, развивать исследовательские навыки.

В младшей группе сравниваем мячик и шар. У меня в руке мячик, он круглый. Его можно катать. Выбери фигуру, которая похожа на мячик. Это шар. Мячик тоже имеют форму шара. Все шары умеют кататься, покатаем шар и мячики. А как поведут себя они при броске? Если мячик кинуть, то он упадет тихо и бесшумно. Если уронить деревянный шар, то звук будет громкий.

В старшей группе знакомим с цилиндром и сравниваем с кубом. Покатаем цилиндр и куб. Какая из двух фигур больше похожа на шар. Шар весь гладкий и ровный, а у цилиндра есть острые края. Просим ребенка найти ребра. Затем обращаем внимание, что у цилиндра есть два основания в форме круга.

В подготовительной группе организуем наблюдение за вращающимися на шнурке фигурами и сравниваем их поведение при вращении. Выявляем факты: 1. Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличие от куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.

Третьий дар - кубик, разделенный на восемь одинаковых кубиков. Игры с кубиками Фрёбель вводил с 4 лет.

Фрёбель предлагает три основных типа игр:

1. Жизненные формы. Конструирование предметов из окружающей жизни.

2. Изящные формы (формы красоты). Выкладывание кубиков в виде различных симметричных абстрактных узоров.

3. Математические формы (формы познания). Использование кубиков в качестве счетного материала.

При занятиях жизненными и изящными формами следует соблюдать правила: готовые фигуры не разрушаются, новые создаются путем трансформации предыдущей фигуры.

Предлагаю вам построить по образцу стол, а теперь мы его превращаем в стул.

Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого.

Четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (бруски, мелкие кубики, призмы, полуцилиндры). Эти фигуры используются как конструктор для построек. Дети знакомятся с геометрическими формами, получают представления о целом и его частях.

Это целая фигура. Целое разделим пополам. Получаются две равные, одинаковые части. Если их соединить, то у нас опять получается целая фигура.

Что входит в дополнительные материалы Фрёбеля.

1. Попробуйте угадать, что находится в ящике?

Геометрические тела разного цвета (на стол ставятся несколько геометрических тел)

• Как называется эта фигура зелёного цвета?

• Сколько здесь всего цветов? Какие?

• Сколько здесь всего разных фигур? Какие?

• Сколько здесь одинаковых фигур одного цвета?

• Что можно сделать с этими материалами?

В шарах есть дырочки. Можно детям предложить собрать бусы по определенному цвету, форме, или заданному коду.

Попробуйте и вы собрать бусы по заданному коду.

2. Модуль с плоскостными фигурами: квадратиками, треугольниками, кругами. Требование – плоскость, на которой ребенок будет выкладывать фигуры, должна быть ограничена, для того чтобы композиция была законченной и он смог отделить свою работу от чужой. Это может быть лист бумаги, крышка от ящика.

Исследуя фигуры, ребенок понимает, что у них есть грани, углы, одни дружат-соединяются гранями, а другие нет.

Используя «Дар» можно выложить елочку, обращая внимание на форму и цвет фигур, украсить ее к Новому году шарами. Обратить внимание на то, что шар это круг.

3. Модуль с палочками разного цвета и размера.

Младшим дошкольникам предлагаем выполнить из палочек:

- дорожку;

- лесенку;

- квадрат – «Четыре палочки сложил и квадратик получил»;

- треугольник - «У треугольника три стороны, и они могут быть разной длины»;

- «Прямоугольник квадрата длиннее, фигура «попроще» рисуем смелее»;

- флажок – «В руки я флажок возьму и на праздник с ним пойду»;

- забор – «Сад забором оградили, чтоб деревья не сломили».

В старшей группе игры усложняем и определяем условие: выложи человечка с короткими руками и длинными ногами (используем несколько «даров»).

Послушайте стихотворение и изобразите его, используя палочки и фигуры на столе.

Наша елка велика, (сложить елочку из треугольников)

Наша елка высока. (продолжаем строить елочку всё выше и выше)

Выше папы (сложить человечка из наборов)

Выше мамы. (сложить второго человечка из наборов)

Достает до потолка. (выложить схематично потолок из набора)

А на ней игрушки, (выложить на елочку игрушки используя детали из набора)

Бусы да хлопушки. (выложить на елочку бусы из набора)

Стихи Е. Ильина.

4. Модуль с кольцами

Широко используется в создании «форм красоты». Для ознакомления ребенка с построением таких форм воспитатель выбирает удачный момент - случайное сочетание ребенком элементов «дара», при котором образуется сооружение, не похожее ни на «формы познания», ни на «формы жизни». Со слов воспитателя «Это красиво!» начинается знакомство детей с «формами красоты». После серии преобразований полюбоваться своим творением.

Все «формы красоты» строятся по одному принципу - расположение всех элементов «дара» вокруг воображаемого центра. Повороты и перемещения осуществляются по кругу.

Игра «Настроение». Представьте, что мы с вами живем в необыкновенном городе, где у всех жителей всегда, что бы ни случилось одно настроение

5. Фишки (со среднего возраста)

Вспоминаем сказку «Кот и петух» и приговорку лисы «Петушок, петушок, золотой гребешок, шелкова головушка, красная бородушка, выгляни в окошко. Мужик зерно вез, мешок рассыпал, куры клюют, петухам не дают» На пол рассыпается любое количество фишек и дается инструкция «Самые вкусные зернышки не красные и не желтые».

С помощью фишек можно закреплять состав числа и выкладывать задачи.

Используем как заместители, для украшения построек.

6. Мозайка

Задания: «пришить» детали, выполнить узор по образцу, составить цепочку в определенной последовательности. Можно использовать при развитии математических представлений.

Вынимая материал из ящиков необходимо учить детей убирать его обратно. Дети приучаются к организации и порядку. Поэтому и вам я предлагаю весь материал сложить на место.

«Дары Фребеля» позволяют в соответствии с ФГОС построить образовательный процесс. Разработаны игры с использованием «даров» и распределены по образовательным областям. С ними вы можете ознакомиться самостоятельно.

Наше путешествие в игровую страну «Даров Фребеля» подходит к концу. Сейчас я вам предлагаю подумать, что же дало вам это путешествие и собрать бусы. Красная бусинка будет означать, что вам было интересно, познавательно, будете использовать в своей работе. Синяя бусинка будет означать, что вам было не интересно, услышанная информация вам знакома. Желтая бусинка – информацию необходимо переработать, примите к сведению.

Благодарю за работу!

В результате поиска новых современных подходов, форм, методов работы мы обратили внимание на игровой набор «Дары Фребеля», поставили перед собой задачу - адаптировать и использовать его в своей работе. Почему именно он?

Игровой набор «Дары Фребеля» - это конструктор, состоящий из деревянных, объемных и плоскостных деталей. Использование в работе конструктора, яркого функционального развивающего средства, позволяет процесс обучения превратить в игру, сказку, и одновременно специалистам решать поставленные коррекционно-развивающие задачи.

Данный игровой набор для дефектологов и логопедов в решении как образовательных, так и коррекционных задач, стал настоящим помощником в разнообразных формах работы.

Мы широко используем данный игровой набор в ОД. Например, детали конструктора удобно применять на занятиях по формированию элементарных математических представлений: пересчитать, отсчитать, сравнить, сгруппировать по цвету, форме, величине, построить цифру, расположить на плоскости, формируя пространственные представления.

Формируя у детей понятие звук, на занятиях по подготовке обучению грамоте, используем детали – круги красного, зеленого, фиолетового цвета. Дети выкладывают из них звуковую схему слогов, слов.

В ОД по ознакомлению с окружающим миром, после знакомства с той или иной лексической темой в конце занятия предлагаем детям сконструировать объект. Создание построек животных, деревьев, транспорта и т. п., расширяют представления, формируя зрительный образ предмета, и помогает правильно видеть и воспринимать окружающий мир. Анализируя созданные постройки, устанавливая причинно-следственные связи, дети учатся отвечать на вопросы, рассуждать, делать выводы, что развивает и связную речь, и мыслительные процессы.

Мастер-класс «Дары Фрёбеля»
Фото «Дары Фрёбеля»
Мастер-класс - фото
Фото №1 Мастер класс Дары Фребеля Здравствуйте коллеги Сегодня я вам предлагаю отправиться в удивительную игровую страну где я вас познакомлю с игровым пособием Дары Фрёбеля
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игры для детей раннего возраста по технологии «Дары Фрёбеля» (первый дар)» Игровой набор для раннего развития по технологии Фридриха Фрёбеля Фридрих Фрёбель – немецкий педагог 19 века. С его именем связано возникновение.

Цветотерапия «Даров Фрёбеля». Свободная мозаикаЦветотерапия «Даров Фрёбеля». Свободная мозаика Вся наша жизнь наполнена цветом и поэтому мы постоянно занимаемся цветотерапией даже не подозревая об этом. У каждого из нас есть свои цветовые.

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми в ДОУИспользование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми в ДОУ Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием.

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с дошкольниками (фотоотчет)Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с дошкольниками (фотоотчет) Игровой набор «Дары Фрёбеля» включает в себя четырнадцать видов образовательных материалов, разработанных Фрёбелем и его последователями.

Коллективная работа «Дары лета». Мастер-классКоллективная работа «Дары лета». Мастер-класс Мастер-класс по изготовлению коллективной работы "Дары лета" в средней группе. Работа выполнена в сочетании техники традиционного рисования.

Консультация «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками» «Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как.

Мастер-класс «Дары осени» дерево из природного материалаМастер-класс «Дары осени» дерево из природного материала Киселева Мария Михайловна Мастер-класс "Дары осени" дерево из природного материала. Для того чтобы сделать картину "Дары осени", нам.

Мастер-класс корзинки «Дары осени»Мастер-класс корзинки «Дары осени» Чтобы сделать корзинку нам понадобиться: пластиковая бутылка (большая 5литров, клей два вида, ножницы, скотч, "дары осени"(.

Мастер-класс по изготовлению осеннего топиария «Дары осени»Мастер-класс по изготовлению осеннего топиария «Дары осени» Топиарий - берет свое начало еще из глубокой древности. В то время, кустарники и деревья в садах, эстетично подстриженные в форме разнообразны.

Мастер-класс по изготовлению чаши изобилия «Дары лета»Мастер-класс по изготовлению чаши изобилия «Дары лета» Чаша изобилия - символ достатка в доме. Давно хотела сделать чашу изобилия. И вот пока нахожусь в отпуске, решила смастерить её. Обычно.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс «Дары Фрёбеля»
Опубликовано: 10 декабря 2022 в 17:31
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Дары Фрёбеля»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Новоселова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД