Анастасия Новоселова
Мастер-класс «Дары Фрёбеля»
▼ Скачать +Заказ
Мастер-класс «Дары Фребеля»
Здравствуйте, коллеги! Сегодня я вам предлагаю отправиться в удивительную игровую страну, где я вас познакомлю с игровым пособием «Дары Фрёбеля».
Фридрих Фрёбель - немецкий педагог. Известен как создатель первого детского сада. Фребель придумал поэтичное название - "детский сад". В термин «детский сад» Фребель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать. А тех, кто растит эти "цветы жизни", называли "садовницами". Фребель разработал основы методики обучения детей в детском саду.
Принципы педагогики Фребеля:
Публикация «Мастер-класс „Дары Фрёбеля“» размещена в разделах
• Признание уникальности каждого ребенка;
• Признание целостности детства в его проявлениях;
• Целостный взгляд на развитие каждого ребёнка;
• Выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка и создание условий для их проявления в окружающей среде;
• Единство воспитания и образования с социумом и природой, следование природе ребёнка, его внутренним законам;
• Создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка;
• Признание ребенка как части семьи и общества.
Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Во всех занятиях действие соединялось со словом, и это было обязательное требование!
В детский сад он ввел разнообразные виды детской деятельности:
• подвижные игры,
• рисование,
• работа с мягкими материалами,
• плетение и вырезание из бумаги,
• вышивание,
• выкладывание фигур из металлических колец, палочек, гороха, бус,
• выпиливание,
• конструирование и др.
Ведущее место в своей системе Фребель отдал игре: специально созданной обучающей игре и игрушке. Он писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».
Фребель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля».
Во времена педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовали всего шесть «даров». В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей.
Дар первый: семь разноцветных вязаных мячей на верёвочке. Почему мяч? Мяч используется как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды. Играть с ним можно с 3 месяцев. Как вы думаете, какие игры можно провести с ребенком, используя мягкий мяч?
Покатать, потрогать, покружить, поднять и опустить, бросить.
Давайте поиграем.
Мячик в руки мы возьмем
И туда-сюда качнем.
Мячик баловаться стал
И по кругу побежал.
Побежал бегом-бегом,
Все кругом-кругом-кругом.
Выше-ниже прыгать стал,
Баловаться не устал.
Спрятался в коробку мяч
И опять пустился вскачь!
Игры с мячом помогают: познакомить детей с цветами; дать первичное понимание формы; развивать пространственное мышление; развивать мелкую моторику.
Второй дар - шар, кубик и цилиндр. Шар символ движения, куб символ покоя, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. Он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен. Знакомим с этим даром примерно в 3-4 года. Цель: познакомить с геометрическими телами и различиями между ними, развивать исследовательские навыки.
В младшей группе сравниваем мячик и шар. У меня в руке мячик, он круглый. Его можно катать. Выбери фигуру, которая похожа на мячик. Это шар. Мячик тоже имеют форму шара. Все шары умеют кататься, покатаем шар и мячики. А как поведут себя они при броске? Если мячик кинуть, то он упадет тихо и бесшумно. Если уронить деревянный шар, то звук будет громкий.
В старшей группе знакомим с цилиндром и сравниваем с кубом. Покатаем цилиндр и куб. Какая из двух фигур больше похожа на шар. Шар весь гладкий и ровный, а у цилиндра есть острые края. Просим ребенка найти ребра. Затем обращаем внимание, что у цилиндра есть два основания в форме круга.
В подготовительной группе организуем наблюдение за вращающимися на шнурке фигурами и сравниваем их поведение при вращении. Выявляем факты: 1. Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличие от куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.
Третьий дар - кубик, разделенный на восемь одинаковых кубиков. Игры с кубиками Фрёбель вводил с 4 лет.
Фрёбель предлагает три основных типа игр:
1. Жизненные формы. Конструирование предметов из окружающей жизни.
2. Изящные формы (формы красоты). Выкладывание кубиков в виде различных симметричных абстрактных узоров.
3. Математические формы (формы познания). Использование кубиков в качестве счетного материала.
При занятиях жизненными и изящными формами следует соблюдать правила: готовые фигуры не разрушаются, новые создаются путем трансформации предыдущей фигуры.
Предлагаю вам построить по образцу стол, а теперь мы его превращаем в стул.
Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого.
Четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (бруски, мелкие кубики, призмы, полуцилиндры). Эти фигуры используются как конструктор для построек. Дети знакомятся с геометрическими формами, получают представления о целом и его частях.
Это целая фигура. Целое разделим пополам. Получаются две равные, одинаковые части. Если их соединить, то у нас опять получается целая фигура.
Что входит в дополнительные материалы Фрёбеля.
1. Попробуйте угадать, что находится в ящике?
Геометрические тела разного цвета (на стол ставятся несколько геометрических тел)
• Как называется эта фигура зелёного цвета?
• Сколько здесь всего цветов? Какие?
• Сколько здесь всего разных фигур? Какие?
• Сколько здесь одинаковых фигур одного цвета?
• Что можно сделать с этими материалами?
В шарах есть дырочки. Можно детям предложить собрать бусы по определенному цвету, форме, или заданному коду.
Попробуйте и вы собрать бусы по заданному коду.
2. Модуль с плоскостными фигурами: квадратиками, треугольниками, кругами. Требование – плоскость, на которой ребенок будет выкладывать фигуры, должна быть ограничена, для того чтобы композиция была законченной и он смог отделить свою работу от чужой. Это может быть лист бумаги, крышка от ящика.
Исследуя фигуры, ребенок понимает, что у них есть грани, углы, одни дружат-соединяются гранями, а другие нет.
Используя «Дар» можно выложить елочку, обращая внимание на форму и цвет фигур, украсить ее к Новому году шарами. Обратить внимание на то, что шар это круг.
3. Модуль с палочками разного цвета и размера.
Младшим дошкольникам предлагаем выполнить из палочек:
- дорожку;
- лесенку;
- квадрат – «Четыре палочки сложил и квадратик получил»;
- треугольник - «У треугольника три стороны, и они могут быть разной длины»;
- «Прямоугольник квадрата длиннее, фигура «попроще» рисуем смелее»;
- флажок – «В руки я флажок возьму и на праздник с ним пойду»;
- забор – «Сад забором оградили, чтоб деревья не сломили».
В старшей группе игры усложняем и определяем условие: выложи человечка с короткими руками и длинными ногами (используем несколько «даров»).
Послушайте стихотворение и изобразите его, используя палочки и фигуры на столе.
Наша елка велика, (сложить елочку из треугольников)
Наша елка высока. (продолжаем строить елочку всё выше и выше)
Выше папы (сложить человечка из наборов)
Выше мамы. (сложить второго человечка из наборов)
Достает до потолка. (выложить схематично потолок из набора)
А на ней игрушки, (выложить на елочку игрушки используя детали из набора)
Бусы да хлопушки. (выложить на елочку бусы из набора)
Стихи Е. Ильина.
4. Модуль с кольцами
Широко используется в создании «форм красоты». Для ознакомления ребенка с построением таких форм воспитатель выбирает удачный момент - случайное сочетание ребенком элементов «дара», при котором образуется сооружение, не похожее ни на «формы познания», ни на «формы жизни». Со слов воспитателя «Это красиво!» начинается знакомство детей с «формами красоты». После серии преобразований полюбоваться своим творением.
Все «формы красоты» строятся по одному принципу - расположение всех элементов «дара» вокруг воображаемого центра. Повороты и перемещения осуществляются по кругу.
Игра «Настроение». Представьте, что мы с вами живем в необыкновенном городе, где у всех жителей всегда, что бы ни случилось одно настроение
5. Фишки (со среднего возраста)
Вспоминаем сказку «Кот и петух» и приговорку лисы «Петушок, петушок, золотой гребешок, шелкова головушка, красная бородушка, выгляни в окошко. Мужик зерно вез, мешок рассыпал, куры клюют, петухам не дают» На пол рассыпается любое количество фишек и дается инструкция «Самые вкусные зернышки не красные и не желтые».
С помощью фишек можно закреплять состав числа и выкладывать задачи.
Используем как заместители, для украшения построек.
6. Мозайка
Задания: «пришить» детали, выполнить узор по образцу, составить цепочку в определенной последовательности. Можно использовать при развитии математических представлений.
Вынимая материал из ящиков необходимо учить детей убирать его обратно. Дети приучаются к организации и порядку. Поэтому и вам я предлагаю весь материал сложить на место.
«Дары Фребеля» позволяют в соответствии с ФГОС построить образовательный процесс. Разработаны игры с использованием «даров» и распределены по образовательным областям. С ними вы можете ознакомиться самостоятельно.
Наше путешествие в игровую страну «Даров Фребеля» подходит к концу. Сейчас я вам предлагаю подумать, что же дало вам это путешествие и собрать бусы. Красная бусинка будет означать, что вам было интересно, познавательно, будете использовать в своей работе. Синяя бусинка будет означать, что вам было не интересно, услышанная информация вам знакома. Желтая бусинка – информацию необходимо переработать, примите к сведению.
Благодарю за работу!
В результате поиска новых современных подходов, форм, методов работы мы обратили внимание на игровой набор «Дары Фребеля», поставили перед собой задачу - адаптировать и использовать его в своей работе. Почему именно он?
Игровой набор «Дары Фребеля» - это конструктор, состоящий из деревянных, объемных и плоскостных деталей. Использование в работе конструктора, яркого функционального развивающего средства, позволяет процесс обучения превратить в игру, сказку, и одновременно специалистам решать поставленные коррекционно-развивающие задачи.
Данный игровой набор для дефектологов и логопедов в решении как образовательных, так и коррекционных задач, стал настоящим помощником в разнообразных формах работы.
Мы широко используем данный игровой набор в ОД. Например, детали конструктора удобно применять на занятиях по формированию элементарных математических представлений: пересчитать, отсчитать, сравнить, сгруппировать по цвету, форме, величине, построить цифру, расположить на плоскости, формируя пространственные представления.
Формируя у детей понятие звук, на занятиях по подготовке обучению грамоте, используем детали – круги красного, зеленого, фиолетового цвета. Дети выкладывают из них звуковую схему слогов, слов.
В ОД по ознакомлению с окружающим миром, после знакомства с той или иной лексической темой в конце занятия предлагаем детям сконструировать объект. Создание построек животных, деревьев, транспорта и т. п., расширяют представления, формируя зрительный образ предмета, и помогает правильно видеть и воспринимать окружающий мир. Анализируя созданные постройки, устанавливая причинно-следственные связи, дети учатся отвечать на вопросы, рассуждать, делать выводы, что развивает и связную речь, и мыслительные процессы.