Папки-передвижки

Мастер-класс «Чек-лист как инновационный способ взаимодействия учителя-логопеда с родителями»

Фокеева Надежда Ивановна
Мастер-класс «Чек-лист как инновационный способ взаимодействия учителя-логопеда с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги!

Наверное, вы со мной согласитесь, что родители детей с ОНР видят главной задачей пребывания детей в логопедической группе – постановку звуков. Многие родители не обращают должного внимания на развитие слоговой структуры слова. Есть родители, которые видят проблемы ребенка, но считают их временными трудностями.

Как же организовать логопедические занятия дома? Как показать важность участия семьи в логопедической работе и конкретно в формировании слоговой структуры слова?

Публикация «Мастер-класс „Чек-лист как инновационный способ взаимодействия учителя-логопеда с родителями“» размещена в разделах

Учитывая большую загруженность родителей домашними делами, и накопленную усталость к концу рабочего дня, игры и упражнения не должны требовать материальной оснащенности, длительных временных затрат, быть понятными не только ребенку, н и родителю.

Среди множества инновационных форм работы взаимодействия с родителями является применение ЧЕК – ЛИСТА. Что же такое ЧЕК ЛИСТ и как с ним работать?

Чек-лист служит напоминанием о том, чем с ребенком можно заняться по той или иной теме. И вы можете в любую свободную минуту выбрать из списка то, к чему у вас лежит душа. Ничего не забывается, все перед глазами. При этом, когда вы отмечаете сделанное за сегодня и видите наглядно, чем вы занимаетесь больше, а чем меньше, вам легко управлять процессом развития ребенка и что-то корректировать, при необходимости.

Такая система станет хорошим мотиватором к занятиям - когда все перед глазами, очень легко собраться и сделать. А с другой стороны, она гораздо проще выполнима, чем недельные планы, подходит для творческих мам, у которых занятия проходят "под настроение" и для тех, кто переживает, если запланированное на день было не сделано.

ЧЕК ЛИСТ по слоговой структуре разрабатывался соответственно периодам по формированию слоговой структуры слова :

Подготовительный период включает:

1. Неречевые игры

2. Игры на развитие чувства ритма и темпа.

Коррекционный период включает :

1. Игры на формирование умения различать длинные и короткие слова.

2. Восприятие и воспроизведение слов различной слоговой структуры.

3. Формирование умения производить слоговой анализ и синтез.

В игры, содержащиеся в ЧЕК – ЛИСТАХ можно играть не только дома, но и во время прогулки, одевания, уборки комнаты. В каждом задании приведен (в качестве примера) оптимальный объем дидактического материала. Родители в дальнейшем могут подбирать материал самостоятельно по аналогии.

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым, увлекает ребенка и развивает его!

Особенно примечательно и удобно в использовании вышепоказанных игр является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать.

Задача данной формы взаимодействия - вооружить родителей практическими приёмами работы по формированию слоговой структуры слова.

Примеры чек - листов:

НЕРЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

Упражнение 1.

Предложите ребёнку хлопнуть столько раз, сколько выставлено игрушек или сколько показано пальцев.

Упражнение 2.

«Что сначала, что потом»

Взрослый дает ребенку задания: вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши.

Упражнение 3.

«Найди предмет»

Прячется небольшой предмет или игрушка. Взрослый направляет поиски хлопками «громко» – если цель близка, и «тихо», если ищут совсем в другой стороне.

Упражнение 4.

«Посмотри и повтори»

Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности.

Упражнение 5.

«Поезд»

Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?».

Упражнение 6.

«Угадай, что звучало».

Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?

Упражнение 7.

«Шумящие мешочки».

Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА И ТЕМПА

Упражнение 1.

«Умелые ручки»

Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, …

2) Колечки — ушки — рожки, …

3) Пальчики здороваются.

Упражнение 2.

«Послушай и повтори»

Игра на развитие ритмического слуха. эта игра проводится дома за столом. Взрослый берет карандаш, простукивает им любой ритмический рисунок по столу. Предлагает ребенку повторить его, прохлопав в ладоши.

Упражнение 3.

Предложите ребёнку прохлопать ритмический рисунок слова (хлопок на каждый слог слова). Сначала предлагаются односложные слова (кот, дом, затем двух- и трёхсложные (стена, мышка, улица, рубашка).

Упражнение 4.

Предложите ребёнку произнести слово «от лица робота». Слово произносится по слогам (си-нич-ка, и на каждый слог выполняется резкий поворот или наклон, имитирующий движение робота. Движения должны совпадать с моментом произнесения очередного слога.

Упражнение 5.

Прыжки вправо — влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе.

упа-опа-ипа-апа

па-по-пу-пы

паф-поф-пуф-пыф

хоп-хоп-хоп-хоп.

Упражнение 6.

«Согреемся»

Ребенок произносит в медленном темпе слова. Повторить упражнение несколько раз, каждый раз ускоряя темп.

Поиграем мы немножко-

Мы похлопаем в ладоши:

Хлоп-хлоп-хлоп. (в среднем темпе)

Ножки тоже мы погреем –

Мы потопаем скорее: Топ-топ-топ.

УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ КОРОТКИЕ И ДЛИННЫЕ СЛОВА

Упражнение 1.

Назовите два слова (дыня, малина) и предложите ребёнку определить, какое из этих слов длиннее (звучит дольше, а какое короче (звучит меньше).

Упражнение 2.

Предложите ребёнку сравнить слова «карандаш» и «карандашик». Определить какое из этих слов короче и почему.

Упражнение 3.

«Хлопни - топни»

Предложите ребёнку хлопнуть в ладоши, когда он услышит длинное (большое) слово (машина, молоко, черепаха) и топнуть ногами, когда услышит маленькое слово (кит, дыня, ком).

Упражнение 4.

«Лишнее слово».

Внимательно прослушать ряд слов и назвать не похожее на остальные. (Мак, бак, так, банан. Сом, ком, индюк, дом).

Упражнение 5.

«Прошагай слово»

Взрослый показывает, что при произнесении разных слов можно сделать разное количество шагов («сыр» - 1 шаг, «молоко» - 3 шага). Затем ребенок сам прошагивает придуманные им слова.

Упражнение 6.

«Длинное – короткое»

Взрослый произносит слова, ребенок поднимает верх длинную или короткую полоску бумаги (дом, гриб, молоко, кот, черепаха, кукла).

ВОСПРИЯТИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОГОВ И СЛОВ

Упражнение 1.

«Кто как передвигается?»

Я буду задавать вопросы, а ты отвечать.

Взрослый: Ребенок:

Ползает (кто) змея, паук.

Летает (кто) филин, лебедь.

Ходит (кто) олень, кабан, хомяк.

Плавает (кто) рыба.

Упражнение 2.

«Один-много»

Взрослый называет один предмет, а ребенку предлагает назвать несколько этих предметов.

кошка – кошки, утка – утки.

Упражнение 3.

«Кто у кого»

Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает.

Взрослый: Ребенок:

У кошки - котята.

У коровы - телята.

У гусыни - гусята.

Упражнение 4.

«Узнай по описанию»:

Взрослый называет признаки предмета и просит угадать и сказать ребенка, о каком предмете идет речь

Летает, жужжит (кто) муха.

Играют, бегают, шалят (кто) дети.

Голубое, безоблачное (что) небо.

Упражнение 5.

«Слушай и называй»

Взрослый называет обобщающее понятие и ряд слов. Ребенок выбирает подходящее слово и повторяет его.

Взрослый: Ребенок:

Ягоды: дыня, малина, мак малина

Мебель: дом, комната, диван диван

Овощи: помидор, липа, мука помидор

Фрукты: какао, лилии, лимон лимон

СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Упражнение 1.

«Переставь слоги или звуки»

Взрослый называет ребенку слова и предлагает поменять в них местами слоги, а затем повторить новое слово.

(Банка - кабан. Мышка - камыш. Волос - слово. Баян - баня. Марка - рамка. Капал - палка. Насос – сосна).

Упражнение 2.

«Придумай слово с определенным количеством слогов»

Взрослый отхлопывает или отстукивает определенное количество слогов, а ребенок должен придумать подходящие к ним слова. Если он затрудняется назвать слово, взрослый повторяет ритм и произносит первый слог.

Упражнение 3.

«Конец слова за тобой»

Взрослый начинает слово ребенок добавляет одинаковый слог (например ША: ка, ва, Да, Ма, Ми).

Упражнение 4.

«Назови одинаковый слог»

Ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко,, мороженое).

Упражнение 5.

«Какой новый слог появился в слове?»

Взрослый называет пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом : ребенок должен определить, какой слог появился или изменился во втором слове.

Например: рука - ру-баш-ка; корка - кор-зин-ка; розы - мо-розы; мушка - кор-мушка; ребенок - же-ребенок.

Публикации по теме:

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда»Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда» Мастер – класс для педагогов «Использование конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда» Цель: ознакомление педагогов с технологией Лего.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Мастер-класс как форма взаимодействия с родителями дошкольного возраста на тему «Рамка для фото»Мастер-класс как форма взаимодействия с родителями дошкольного возраста на тему «Рамка для фото» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14» Мастер-класс как форма взаимодействия с родителями дошкольного.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группыПерспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группы Учебно-тематический план работы учителя-логопеда Голубевой Т. В. в адаптационной группе "Цыплята" МБДОУ «Детский сад № 38 «Золотой петушок».

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Семейный мастер класс как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. Из опыта работыСемейный мастер класс как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. Из опыта работы «Ничто так не сближает, как совместное творчество, совместный поиск, совместные неудачи и находки, когда два совершенно разных и чужих человека.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Чек-лист как инновационный способ взаимодействия учителя-логопеда с родителями»
Опубликовано: 3 сентября 2023 в 21:15
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Чек-лист как инновационный способ взаимодействия учителя-логопеда с родителями»» (включая файлы) размещена пользователем Фокеева Надежда Ивановна (УИ 1347083) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД