Юлия Николаенко
Конспект мастер-класса «Бумагопластика — современная коррекционная технология в работе с детьми ОВЗ»
▼ Скачать
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах использования современных коррекционных технологий.
Задачи: обучить участников мастер-класса методам и приёмам бумагопластики, овладение техникой изготовления из бумаги. Повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер-класса через передачу опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов и приёмов.
Публикация «Конспект мастер-класса „Бумагопластика — современная коррекционная технология в работе с детьми ОВЗ“» размещена в разделах
- Бумагопластика, бумажная пластика
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ход мастер-класса
Мир, в котором живёт, учится и воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Найти значимое, здесь и сейчас, для каждого ребёнка с ОВЗ - вот главная задача современного педагога.
Основная задача педагогов и специалистов нашего дошкольного образовательного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми с ОВЗ, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребёнка.
Поэтому, мы находимся в постоянном поиске новых приёмов, методов и технологий обучения. И в настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске эффективных путей усовершенствования воспитательно-образовательного коррекционного процесса.
Итак, что включает в себя понятие «технология»? Технология - это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств (Б. Т. Лихачёв).
Сегодня насчитывается множество образовательных технологий, применяемых в процессе коррекционной работы : технология дифференцированного (разноуровневого) обучения, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, музейная педагогика и другие.
Одной из наиболее эффективных коррекционно-развивающих технологий является арт-терапия. Арт-терапия - это целая планета, на которой есть страна-психология, страна-медицина, страна-педагогика и страна-искусство. Ребенок путешествует, а мы его гиды, педагоги, сопровождающие, объясняющие, знакомящие, открывающие неизведанное.
Существует множество арт-терапевтических направлений, к которым относится: изотерапия, цветотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия, пескотерапия.
Одним из самых универсальных и доступных для детей с ОВЗ направлений арт-терапии, на мой взгляд, является методика изотерапии, и одна из её техник - бумагопластика.
Так почему же техника бумагопластики полезна для детей с ОВЗ?
Осознавая важность развития мелкой моторики рук детей с ОВЗ в старшем дошкольном возрасте, я озадачилась поиском эффективных методов и средств решения данной задачи: так как в первую очередь, в своей работе речевое развитие детей является приоритетным, следовательно, развивая кисть руки и пальцы ребёнка, мы активируем развитие речевой зоны.
Также, мной было отмечено, что большая часть раздела «Изобразительное искусство и художественная деятельность», (Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет) уделена рисованию, лепке, аппликации. А вот для работы дошкольников с бумагой отведено недостаточное количество часов. Поэтому я выбрала именно технику бумагопластики приоритетным направлением своей работы.
Бумагопластика – это искусство работы с бумагой. Занятия с бумагой превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные изделия из бумаги. Доступный материал, несложная техника выполнения работ не превышают возможностей детей дошкольного возраста. Заниматься бумажной пластикой не только интересно и увлекательно, но и полезно.
Чтобы заинтересовать детей я рассказываю о свойствах бумаги как материала. Они узнали, что бумага бывает : писчая, для печати, оберточная, крашеная, переводная, картон. Проделали с бумажным листком ряд опытов. В результате механического воздействия увидели, что бумага : сминается, рвется, сгибается, скручивается, разрезается, соединяется различными способами (склеивается, сшивается, переплетается); горит; впитывает воду; окрашивается.
Чтобы у дошкольников не пропал интерес к занятиям, использую различные приемы и методы: показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки. Для создания мотивации использую игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяю художественное слово.
Изучив более детально и опробовав самые разнообразные техники работы с бумагой, были отобраны более действенные и приемлемые техники для работы с дошкольниками :
- аппликации из «ладошек;
- аппликация отрывная;
- поделки из мятой бумаги;
- оригами;
- поделки из салфеток.
Уважаемые коллеги! И сегодня я предлагаю вам на практике, познакомится с некоторыми техниками бумажного творчества, с методами и приёмами, применяемыми мною в работе с дошкольниками с ОВЗ, и приглашаю для участия в мастер-классе 4 педагога.
Всю жизнь цветы не оставляют нас,
Прелестные наследники природы.
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят.
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков.
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
Я уверена, многие со мною согласятся в том, что живые цветы прекрасны в любое время года и всегда разбавляют нашу жизнь яркими красками, приносят солнечное настроение и позитивные эмоции. Но это не дает нам повода относиться к искусственным цветам скептично. Если живые цветы - чудесное творение природы, которым мы не перестаем восхищаться, то неживые могут оказаться настоящим произведением искусства в умелых руках мастера и буквально ожить.
И сейчас я предлагаю вам из простой ладошки изготовить первый весенний цветок пролеску.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРОЛЕСКИ:
Вам потребуются: цветная бумага голубого, зелёного, жёлтого цветов, карандаш, ножницы, зеленые трубочки для коктейля, клей, степлер.
Вначале нам нужно обвести на листе бумаги голубого цвета свою ладошку и вырезать её. Но я Вам предлагаю воспользоваться уже вырезанной ладошкой, в целях экономии времени.
Каждый пальчик закрутите при помощи карандаша.
Бумага (гофрированная, креп-бумага, бумажные салфетки) является отличным материалом для детского творчества. Работая с бумагой, ребёнок овладевает различными приёмами и способами - сгибание листа, надрезание, склеивание. Бумага дает возможность ребёнку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Кроме того предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования,
способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику рук, воспитывает усидчивость и самостоятельность.
Сверните ладошку конусом, так чтобы пальчики заворачивались наружу. Склейте края конуса. Наденьте цветок на трубочку для коктейля и закрепите степлером.
Аппликации из «ладошек» настолько многогранна и разнообразна, что её творческое воплощение ограничено лишь фантазией! Сколько ладошек, столько прекрасно выполненных идей могут показать дети! Данный вид аппликации направлен на то, чтобы развивать у детей воображение, воспитывать нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.
Возьмите полоску желтого цвета, и сделайте надрезы по всей длине, не дорезая до края; сверните и вложите в трубочку.
Работа с ножницами, как правило, вызывает у дошкольников определённую трудность, так как приоритет отдаётся занятиям, которые наименее трудоёмки и безопасны. А ведь работа с ножницами способствует развитию речи ребёнка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для речевого развития и дальнейшего обучения в школе.
Закрепите их на стебельках при помощи степлера.
Я показываю приём изготовления цветка на примере аппликации в нетрадиционной технике «Ладошки». Данную технологию можно использовать как в организованной образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это даёт возможность объединить детей общим делом, помочь раскрыть творческий потенциал.
У вас получился красивый цветок, который можно использовать в качестве подарка, реквизита для спектакля.
Салфетка очень приятный материал для творчества. Из ярких бумажных салфеток можно самостоятельно сделать очень красивые цветы – хризантемы, гвоздики, одуванчики…. Всё будет зависеть только от вашей фантазии. Причём поделка эта настолько проста, что справиться с ней может
даже ребёнок-дошкольник. Цветы из салфеток всегда смотрятся оригинально и своеобразно, а работать с этим материалом одно удовольствие, в чём вы сейчас убедитесь.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ :
(Демонстрирует воспитатель) Итак, для изготовления одуванчика нам потребуется трёхслойная салфетка жёлтого цвета. Первый этап – разделить салфетку на слои. Взять два тонких слоя и сложить каждый вчетверо. Сложить каждый слой ещё раз вчетверо. Наложить слои друг на друга. Соединить все слои, пробив их степлером. Вырезать круг. Дошкольникам даём заготовки.
Выполняют участники мастер – класса :
Сделайте надрезы по кругу глубиной примерно 10 мм через равные промежутки.
Процесс создания таких цветов - прекрасная «гимнастика» для развития творческого мышления, фантазии, а также возможность для родителей позаниматься творчеством со своим ребёнком.
Поднять каждый слой и сжать вокруг центра.
Работа в данной технике очень привлекательна для детей, так как она напоминает игру и открывает большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом, формирования полноценной личности, развития художественного вкуса и познания окружающего мира. Процесс детского творчества приобретает характер дизайнерской деятельности.
Получился пышный цветок. Что ещё напоминает? Цыплёнка, солнце, гусеницу, если выложить их в ряд….
Можно предложить разные варианты речевых игр с этими героями. Так, например, игра «Сравнение» с целью практического усвоения словосочетаний путём подбора признаков к предмету. Этот цветок желтый, как…цыпленок, как солнце… Этот цветок пушистый, как…. котенок… Игры на отработку уточнений понятий большой – маленький, один – много.
Следовательно, решаются и коррекционные задачи : развивается зрительное и слуховое внимание, память, мыслительные процессы: анализ, синтез, обобщение, совершенствуется общую и мелкую моторика.
Приклейте готовые листья к основе.
Работа по бумагопластике ведётся с учётом индивидуальных возможностей детей и в соответствии возрастными особенностями дошкольников. Строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, и тактичного отношения к личности ребенка.
Уважаемые участники, а сейчас я попрошу Вас, посмотрите на это болото. Оно красивое, тихое, спокойное. И в нём живет одинокая грустная лягушка. А грустная потому, что ей не с кем попрыгать, поквакать, половить комаров, она всё время одна. Ей так наскучило одиночество, что она просит у нас помощи: давайте сделаем ей много лягушек – подружек.
Постановка вот такой проблемной ситуации способствует тому, что дети сочувствуют игровому персонажу и откликаются на то, чтобы ей помочь. Мы ведь с вами тоже ей поможем? Выполнять лягушку мы будем в технике оригами, использую следующие методы и приёмы, применяемые в
работе с детьми в данной технике : показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки.
А вот перед тем, как сделать лягушку, было бы уместно провести пальчиковую гимнастику, которая широко распространена как в общей, так и в логопедической практике.
Что даёт пальчиковая гимнастика детям?
Способствует развитию мелкой моторики.
Помогает развивать речь.
Повышает работоспособность коры головного мозга.
Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
Снимает тревожность.
Итак, участники готовы?
Пальчиковая игра «Две лягушки»
Две веселые лягушки
(сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз)
Ни минуты не сидят
(резко распрямляют пальцы руки, как бы подпрыгивают над столом)
Ловко прыгают подружки.
(кладут ладони на стол)
Только брызги вверх летят.
(резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол)
Способ выполнения лягушки:
1. Согните квадрат по диагонали.
2. Загните острые углы полученного треугольника навстречу друг другу, чтобы их концы перекрестились.
3. Эти же острые углы отогните, но уже в противоположные стороны.
4. Переверните поделку и нарисуйте ей глаза, рот с помощью фломастера.
При изготовлении лягушки я использовала приём устной инструкции. С дошкольниками данный прием используется тогда, когда дети в совершенстве овладели техникой складывания. Показ изготовления поделки произвожу на мольберте (или доске) на общем занятии, на столе в индивидуальной работе.
Лягушки получились у Вас красивыми, забавными и давайте мы их поселим в болото.
Продуктивная деятельность позволяет решать такие коррекционно-воспитательные задачи как : воспитание положительных качеств: самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность.
А предлагая воспитанникам придумать рассказ о дружбе лягушек, о том, чем они будут заниматься, мы учим детей связно, последовательно,
грамматически правильно излагать свои мысли, тем самым развивая речь, фантазию, воображение.
Я вижу, что в нашем болоте появилось много лягушек.
Используя ещё один вид бумагопластики как мятая бумага, я предлагаю Вам, уважаемые участники, сделать кочки в болоте. Технология мятой бумаги проста. Она не требует никаких инструментов кроме клея, чтобы впоследствии наклеить готовые элементы на основу (показ способа изготовления кочки).
Ква-ква-ква!» - поют лягушки.
Приходите к нам подружки!
Здесь и кочки и болото –
Красота. И петь охота!
Или:
Слышен шорох в камышах
От него шумит в ушах:
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шёпотом страшат.
Логоритмика (система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, используемая в процессе деятельности, направлена на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Ведь любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Ритм речи, а особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, чистоговорок способствует развитию координации, общей и тонкой моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память.
Готовя, данный мастер-класс я ставила перед собой цель показать вам, уважаемые коллеги, что действительно, творческая деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка, для развития психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, моторики, речи для любого ребенка и тем более для ребенка с ОВЗ. Учитывая, что дети с ОВЗ имеют свои особенности необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим и основными принципами обучения при работе с бумагой будут : доступность - постепенность – системность. Техника и приёмы работы при создании поделок строятся по принципу простоты и эффективности. Усилия, которые затрачивает дошкольник, интересны и оригинальны, приятны ребёнку.
Рефлексия
Я предлагаю Вам одним предложением закончить нашу встречу, выберите фразу, которая Вам близка
Сегодня я узнала….
Было интересно….
Я выполняла задания….
Я поняла, что….
Теперь я могу….
Я приобрела….
Я научилась….
У меня получилось….
Я попробую….
Меня удивило….
Мне захотелось….
Подводя итог всему вышесказанному, хочется сказать следующие слова А. Довженко: «Одобряйте и окрыляйте, воодушевляйте творческие начинания. Чтобы потрясать, надо самому быть потрясенным и сердце свое держать высоко».
Благодарю вас за сотрудничество! Творческих вам успехов!