Светлана Лебедева
Мастер-класс «Блоки Дьенеша» для педагогов дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Блоки Дьенеша» для педагогов дошкольного образования
Составила: воспитатель Лебедева Светлана Геннадьевна
Цель мастер-класса :
повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного участия
по освоении опыта работы педагога.
Задачи: -
Публикация «Мастер-класс „Блоки Дьенеша“ для педагогов дошкольного образования» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико – математических игр в работе с детьми дошкольноговозраста.
- Обучить участников мастер-класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе
- Развивать интерес к оригинальной образовательной игровойтехнологии, инициативу, желание применять на практикеданную технологию.
- Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
В процессе разнообразныхдействий с логическими блоками дошкольникиовладевают различными мыслительными умениями, такими как, умения анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать. А также логические операции отрицания или замещения. В специально разработанных играх и упражнениях с блокамиу детей развиваются элементарные навыки алгоритма, способность производить действия в уме. С помощью блоков тренируют внимание, память, восприятие.
Логические блокипредставляют собой эталоны форм – геометрические фигуры: круг,квадрат, прямоугольник, треугольник. Они являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами. В наборе есть методическое пособие, в котором визуально изображеныи описаны возможные варианты игр «Давайте вместе поиграем»
. Формы работы с детьми в детском саду:
• Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
• Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения).
• Совместная и самостоятельная игровая деятельность детейНаряду с логическими блокамиприменяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков :
цвет, форма, толщина, размер
Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразныхпредметно
-
игровых действий.
• Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образногомышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств –мостик к словесно-логическому мышлению. Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы. Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как «Такой же», «Не такой». Давайте представим, что вы дети 3-4 лет.
1. Покажите блок такого же цвета как этот.
2. Найди блок такой же формы.
3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.
4. Найди не такой блок по цвету; по форме. Данный вид игры проводим индивидуально.
5. Более сложный вариант: Найди такую же как этот по цвету и форме, но другого размера. Проводим индивидуально.
6. Можно использовать и задания с игрушкам. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки?», «Какие фигуры у зайца?» и т. д.
Вот мы с вами разобрали несколько игр для детей младшей группы. Теперь представим, что вы дети 4-5 лет, т. е. средняя группа.
В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. Так цвет обозначается пятном (красный, желтый, синий, величина – силуэтом домика (большой, маленький, форма– контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный, толщину – условным изображением человеческой фигуры (толстый, тонкий).
И глядя на модель, выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.
Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»).
Например, игра «Цепочка» : Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы. Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.
В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами: Например, Чебурашка не любит касные игрушки и не хочет играть с круглыми. Какую он возьмет?
Коллеги, мы с вами разобрали игры с младшими и средними дошкольниками, а как вы думаете, какие игры можно проводить с детьми старшего возраста?
Для детей старшей и подготовительной группы все задания усложняются. Самое главное, что в этом возрасте дети должны выполнять игровую задачу быстро и качественно. А также ребенок в этом возрасте уже умеет описать свойства любого блока с противоположной стороны. Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? (ответы присутствующих). Ответ: он некрасный, несиний, некруглый, нетреугольный, неквадратный, нетолстый, немаленький. Что можно сказать о красном треугольнике?
А сейчас я вам предлагаю, немного подвигаться. Проведем подвижную игру с блоками Дьенеша.
«Посадим красивую клумбу»
Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.
Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада.
На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина. Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока, если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.
Вот и посмотрели мы с вами работу с логическими блоками Дьенеша. Скажите мне пожалуйста, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?
- Скажите, уважаемые коллеги, полезен ли был для вас предоставленный мастер – класс. Думаю, что мои методы и приемы пригодятся вам в работе, не смотря на то, что данная тема сложная для понимания детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала. Желаю вам творческих успехов в работе!