Лариса Сидельникова
Мастер-класс «Безопасность детей-забота общая»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс хочу начать с высказывания Николая Островского «Самое дорогое у человека- это жизнь».
Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности, забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказываются дети.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.
Публикация «Мастер-класс „Безопасность детей-забота общая“» размещена в разделах
Поэтому возникла необходимость научить ребенка — дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь им овладеть элементарными навыками поведения.
Что же такое безопасность? - умение правильно себя вести в различных ситуациях.
Для детей она зарифмована в стихах:
Безопасности формула есть :
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Цель работы по данному направлению – охрана жизни и здоровья детей, воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
Основными задачами являются:
• Обеспечить здоровый и безопасный образ жизни ребенка.
• Расширять знания детей об общепринятых нормах поведения для охраны жизни и здоровья человека.
• Обучить воспитанников умению распознать и оценить опасности окружающей среды.
• Учить детей адекватно и осознанно действовать в той или иной нестандартной обстановке.
• Развивать у детей самостоятельность и ответственность за свое поведение и поступки.
• Формировать у родителей воспитанников личную и социальную ответственность за безопасность своего ребенка.
Безопасность не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях, но и безопасность образовательного процесса:
• В ДОУ должна быть безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности)
• Необходимо правильно хранить различные материалы, медикаменты (ножницы, иголки, моющие средства должны находиться в недоступном для детей месте; лекарства только в аптечке в недоступном для детей месте)
• Мебель должна быть подобранна по росту детей
• Правильное освещение (количество света, угол падения света при посадке детей на занятиях).
Уважаемые коллеги, скажите пожалуйста, что необходимо сделать перед началом рабочего дня?
Проверить санитарное состояние всех помещений и проветрить их, убедиться в исправности электрооборудования; проверить правильность расстановки детской мебели; температуру в помещении после проветривания.
При проведении образовательной деятельности и использовании ТСО необходимо соблюдать правила и нормы СаНПиН (ростовые показатели, наличие индивидуального рабочего места; целостность и безопасность учебного материала и оборудования, временного интервала при проведении ООД; проведение физкультминуток и комплексов упражнений для глаз, для кистей рук и т. д.
Давайте вспомним правила безопасности при проведении прогулок:
- Проверка территории прогулочной площадки на предмет нахождения посторонних предметов;
- Точное знание количества детей в группе;
- Осмотр одежды для воспитанников по сезону;
- Соблюдать правила безопасности выхода и входа с прогулки;
- Не допускается на одной территории прогулка двух групп одновременно;
- Запрещается оставлять детей во время прогулки без присмотра;
- Обеспечить контроль за соблюдением личной гигиены;
- Следить за организацией игр детьми.
При проведении игры дети должны находиться под наблюдением воспитателя, проводить игры в интересной для детей форме; следить за безопасностью и целостностью игрушек; за правилами безопасного поведения во время игр.
Во время приёма пищи детьми необходимо следить за правильным использованием столовых приборов во время еды; состоянием посуды; температурным режимом пищи.
Во время дневного сна воспитатель должен находиться с детьми; запрещается проводить проветривание во время сна.
Что необходимо сделать по окончании рабочего дня:
- Подготовиться к ООД и продумать план следующего рабочего дня;
-Проверить электричество, воду, оборудование и закрыты ли двери и окна
- Сдать количество детей по смене;
- Привести в порядок рабочее место воспитателя.
- Уходя из помещения выключить свет.
Программа по безопасности жизнедеятельности включает в себя 5 разделов: Назовите их.
I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.
II раздел. Ребёнок и природа.
III раздел. Ребёнок дома.
IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.
V раздел. Ребёнок на улицах города.
В разделе «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» важным является формирование у детей мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
О загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе, о ядовитых растениях, о контактах с животными детей знакомят в разделе «Ребенок и природа.
В направлении «Ребенок дома» рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
Предметы домашнего быта делятся на три группы:
• предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);
• предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож);
• предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).
Знакомство в дошкольном возрасте с противопожарными правилами, позволяет сформировать устойчивую модель поведения и умение верно ориентироваться в создавшейся ситуации. Любознательность детей, их тяга к игре с огнём и спичками часто приводят к пожару. Взрослые должны настойчиво объяснять ребенку основные правила пожарной безопасности.
Главная цель работы с детьми – сформировать чувство опасности огня, привить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара.
В разделе «Ребенок и другие люди» дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.
Воспитатель знакомит детей с правилами поведения на улицах города в разделе «Ребенок на улице» : рассказывает о правилах дорожного движения; объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.
В нашем детском саду создана и реализуется программа дополнительного образования «ЮИД – Зеленый свет». Совместно с ОГИБДД Благодарненского городского округа проводятся родительские собрания, развлечения, акции, участвуем в конкурсах. Активно привлекаем родительскую общественность по данной теме. Результатом данной работы являются многочисленные награды и отсутствие травматизма детьми нашего ДОУ на дорогах.
Успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи.
Согласно разделу «Формирование основ безопасности», необходимо:
- Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности.
- Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, и т. д., о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости — фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи —«01», «02» и «03» и т. д.).
- Подчеркивать роль взрослого в формировании безопасного поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т. д.
- Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья.
Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, какие формы работы вы используете при ознакомлении дошкольников с правилами безопасного поведения?
-комплексные занятия;
- досуги и развлечения;
- беседы;
- заучивание правил безопасного поведения
- чтение художественной литературы;
- беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;
- игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- эксперименты и опыты;
- игровые тренинги;
- «минутки безопасности»;
- моделирование заданных ситуаций;
- театрализованные представления;
-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
- отгадывание загадок, кроссвордов;
- сбор фотоматериалов,
- просмотр фильмов, мультфильмов;
- встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС)
- мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать).
При обучении дошкольников правилам безопасности наиболее эффективной формой является ситуативно-имитационное моделирование.
Моделирование ситуаций дает ребенку практически применять полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
Предлагаю разыграть один из вариантов ролевой ситуации. (Надеваю на голову каждому участнику маску с изображение, участники встают в ряд к зрителям).
Даю установку: Каждый участник по очереди задаёт вопрос про себя. Зрители отвечают ему ответом «Да-Нет».
Пока участник не догадается, что за маска на нём.
Участники узнали свои роли.
А теперь вы мне скажете, ваши действия в соответствии с ролью, например:
- телефон (звонит)
- пожарный рукав (изображает действия подачи воды)
- огонь (полыхает, горит)
- пожарный (спасает, тушит и т. д.)
- ребенок ….
И сейчас мы с вами разыграем по ролям ситуацию «Один дома».
Ситуация:
«Как-то дома Ванечка самолётик мастерил. Мастерил, мастерил, засиделся допоздна. Тут по неведомой причине в целом доме свет погас. Не беда сказал Ванюша и за спичками пошел, и при свечке можно самолетик мастерить. Зажигал он, зажигал, Ваня свечку в темноте. Вместо свечки, почему-то загорелись занавески. Дым заполнил всю квартиру, распоясался Огонь. Убежал он быстро с кухни и забрался под кровать. Тут увидел под кроватью Телефонный аппарат. Вспомнил вдруг знакомый номер: 01 и 112. Быстро цифры он набрал. Тут приехала машина, вышел дяденька большой. Он Пожарный назывался. Размотал Рукав он быстро и огонь он потушил. Отыскал он под кроватью испугавшегося Ваню. Вытер Ване нос и слезы и сказал он вот такие задушевные слова:
«Дети, Машеньки и Вани, дорогие вы мои! Это надо бы запомнить, ну а лучше записать! Спички детям не игра. И пожалуйста, не прячьтесь при пожаре под кровать. А, пожалуйста, звоните 01 и 112!».
Выработав поведение в сымитированных игровых условиях дошкольники будут намного увереннее чувствовать себя в реальных условиях.
Приглашаю «Что? Где? Когда?» поиграть
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
Физминутка
Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».
РАУНД 1
Задание от заведующего «ДС №28» Переверзевой Светланы Александровны
«Противопожарная зарядка для ума».
1. Синонимы слова Огонь (пламя, огонёк, искра, факел, костёр, костерок, огнище, пламень, пожар, жар, вулкан)
2. Самый спортивный огонь – это. Какой? (олимпийский) 3. Самые новогодние виды огня (бенгальские огни, елочные свечи)
4. Пожарище – это очень большой пожар или место, где был пожар? (место где был пожар)
5. Из какого дерева делают спички? (Осина.)
6. Какой старинный русский праздник сопровождался прыжками через огонь? (праздник Ивана Купала)
РАУНД 2
С вами играет старший воспитатель Алатырцева Любовь Владимировна
1. Что такое безопасность? (умение правильно вести себя в различных ситуациях, безопасность образовательного процесса)
2. Сколько разделов включает в себя Программа по безопасности жизнедеятельности, назовите их. ( 5 разделов: Ребёнок в общении с другими людьми. Ребёнок и природа. Ребёнок дома. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка. Ребёнок на улицах города).
3. К какой образовательной области относится обучение детей основам безопасности? (социально-коммуникативное развитие)
4. С какими видами безопасности знакомим детей младшего дошкольного возраста (безопасное поведение в природе, безопасность на дорогах, безопасность собственной жизнедеятельности)
РАУНД 3 «Черный ящик»
В черном ящике предмет, который у сибирских шаманов олицетворял строение мира. У нас в детском саду он используется исключительно в области физкультуры. Что же это? (БУБЕН)
РАУНД 4
Вопросы от педагога-психолога Найденовой Натальи Николаевны
1. Четверо пожарных одновременно тушили пожар 4 часа. Сколько времени тушил пожар каждый пожарный? (4 часа)
2. Представьте, что в темную комнату ночью вошёл мужчина, у него в кармане спичечный коробок с одной спичкой. В комнате есть свеча, керосиновая лампа и газовая плита. Что он зажжет в первую очередь? (спичку)
3. Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом полицейские начнут тушить первым? (полицейские огонь не тушат)
4. Почему в детских учреждениях выходы из помещений открываются наружу? (Для более быстрой эвакуации детей при пожаре.)
РАУНД 5 «Черный ящик»
В черном ящике переносимый или перевозимый аппарат для ликвидации загораний огнетушащими средствами. Назовите этот аппарат и расскажите, как им пользоваться. ( ответ: огнетушитель. Правила пользования: сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить сопло в сторону очага возгорания на расстоянии 1 метра и нажать на рычаг).
РАУНД №6 Блиц – турнир от ведущего: Пословицы о здоровье
1) В здоровом теле…. (здоровый дух)
2) Здоровье всему…. (голова)
3) Кто спортом занимается…. (тот силы набирается)
4) Забота о здоровье лучшее (лекарство)
5) Двигайся больше, проживешь…. (дольше)
6) Здоровье в порядке… (спасибо зарядке)
7) Здоровье дороже (денег, богатства)
8) Береги платье снову…. (а здоровье смолоду)
9) Болен лечись, а здоров…. (берегись)
10) Здоровье сгубишь, новое …. (не купишь)
Спасибо за плодотворную работу.
В заключении хотим поблагодарить всех педагогов за активное участие, пожелать успехов в обучении и воспитании детей.