Ирина Андреева
«Ярмарка дымковских игрушек». Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-7лет)
«Ярмарка дымковских игрушек»
(Художественно - эстетическое, познавательно-речевое направление)
Воспитатель Андреева И. В.
Программное содержание:
Публикация «„Ярмарка дымковских игрушек“, Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
1. Закрепить знания о Родине дымковской игрушки, её истории,особенностях изготовления, использования в быту.
Закрепить у детей умение расписывать силуэт игрушки элементами дымковской росписи : кольцами, дугами, волнистыми линиями, сеткой, точками и пр.
2. Закрепить знания о типично используемых при росписи цветах, структуре узора, особенностях его расположения.
3. Упражнять в распознавании игрушек по силуэту (развитие образного мышления, в умении представлять результат своей работы,умение планировать свою деятельность, разбивать её на этапы.
4. Развивать мелкую моторику рук при работе с кистью нескольких размеров. Закреплять технические навыки работы с изобразительными материалами.
5. Воспитывать интерес к истории России, к народным промыслам и творчеству, приобщить детей к истокам национальной культуры.
Организация НОД:
дети разделены на 2-3 подгруппы. В водной части НОД расположение свободное.
Материалы к НОД:
силуэты дымковских игрушек (барышни, лошадка, козлик, свистулька и пр.)
коробка –посылка, расписанная дымковскими узорами
Материалы для рисования (кисти, краски)
Карта России.
Предварительная работа:
Долгосрочный проект «Народные промыслы России»
Рассматривание тематических альбомов «Дымковские игрушки»
Дидактическая игра «Назови узор»
Сбор картинки из частей «Игрушки»
Взаимодействие с семьями воспитанников:
Помощь родителей в организации выставки «Ярмарка дымковских игрушек»
Ход образовательной деятельности:
(раздается звонок в дверь, входит почтальон с посылкой)
Почтальон :-Здравствуйте! Это детский сад! Тогда распишитесь и получите посылку из города Киров.
Воспитатель:- Странно…. Посылка из далекого города …
Посмотрите, вот наш город, в котором мы живем. И сейчас мы с вами найдём город Киров на карте. (находят город, делают отметку).
Это довольно далеко от нас! Что же это могло бы быть! Наверно,это что-то необычное (осматривают посылку, находят записку «УСЛОВИЕ,ПРИ КОТОРОМ МОЖНО ОТКРЫТЬ ПОСЫЛКУ)
-Смотрите, в записке написано, что открыть посылку мы сможем только в том случае, если отгадаем то, что там лежит. А тут загадка:
Рождаемся мы в Дымкове
Из глины всех нас вылепили,
Огнем калили, молоком белили,
Красками расписали-
И мы игрушками стали : веселыми, задорными и
всем вам хорошо знакомые…
В- ль: -Да, подсказка хорошая, непростая, но я уже знаю, о чем она. А кто из детей догадался о чём идёт речь?
-Верно, это игрушки, Дымковские расписные игрушки.
Сейчас Саша нам развяжет посылку и тут уж совсем станет нам ясно: правы мы или нет.
-Правильно ли мы отгадали что за предметы лежат в коробке? А что нам подсказало, что там лежат глиняные, расписные игрушки? Кто нам может подробно ответить на эти вопросы!
В- ль:- Мастера- мудрый народ, они прислали нам не только игрушки, но и картинки-тени этих игрушек (силуэты черного цвета, к ним дубляж- силуэты белого цвета) И здесь для нас опять трудная задача: разложить силуэты к нужной игрушке.
-Сейчас мы внимательно посмотрим: какие у нас игрушки стоят в ряд. Давайте, их назовём… А теперь, этот силуэт какой игрушки?
( например: козлика) Куда мы его должны положить? Верно, к козлику (аналогично проводят поиск игрушки по силуэту)
В-ль:- Как называется эта игрушка? Как ты догадался, что это лошадка? Что есть у козлика и нет у лошадки? Чем они отличаются?
-Кто у нас может сказать как из всех игрушек отличить свистульку? Как найти барышню? Где она?
В- ль:- Посмотрите, сколько нам прислали игрушек? Посчитайте их? Сколько у нас лошадок? Сколько барышень? Каких игрушек больше? Какая игрушка одна (индюк)
- А кто может ответить на сложный вопрос? Чем эта птичка отличается от настоящей? Чем отличается эта лошадка от игрушечной?
Вот какие хитрые мастера, но мы и тут справились с их тайнами ремесла… Молодцы!
В- ль:- Хотите узнать об их тайнах? Как можно узнать по игрушке, что она именно Дымковская? Как ты думаешь, Наташа?
-Конечно, всё зависит от материала из чего она сделана и от росписи, которой она украшена. Есть узоры, которыми украшают только Городецкие игрушки, Семеновские, Каргопольские…И кто же может нам рассказать что это за особенные Дымковские узоры!
-Молодец, Катя! А теперь все вместе повторим какие бывают элементы Дымковского узора (точки, волнистые линии, кольца, перекрещивающиеся линии и пр.)
В- ль: - Есть и ещё одна особенность Дымковских игрушек. Какая? (они все делаются из глины, которая прокрашивается молоком, т. е. все игрушки белого цвета до росписи)
-Верно, а какие цвета присущи Дымковскому узору? (красный, синий, зеленый, желтый, черный)
В- ль: -Вы сейчас называли цвета. Давайте представим себе красный цвет…теперь жёлтый…синий… Какое настроение вызывают эти цвета?
Как вы думаете, отчего мастера используют такие цвета?
В- ль: -Верно, чтобы игрушки получались особой красоты!
-Мы с вами как-то говорили, для чего мастера делали эти игрушки. Кто вспомнил!
В- ль:- Молодец, Андрюша, вспомнил! Эта игрушка делалась к народным праздникам, гуляниям, ярмаркам, базарным дням, потому она нарядная, яркая, красочная давала радость, веселье! Праздник людям приносит радость! И в праздник всегда дарят подарок, и Дымковская игрушка очень подходит для подарка - она украшает дом, забавляет детей….
В- ль : - Теперь мне хочется спросить каждого из вас, вы хотели бы превратиться в мастеров по росписи игрушек? Тогда мы с вами должны настроиться на хорошее настроение, на творческий лад. Мы закроем глазки и представим игрушку, которую мы бы расписали! И главное, как бы это сделали!
Представили! Вот теперь мы готовы к работе. Каждый из вас выберет себе игрушку и сядет за свой мастеровой стол. Обратите внимание, что на каждом столе стоят указатели. Если вы видите барышню -за тем столом расписывают только барышень, если лошадку- то только лошадок.
Это нужно нам для того, чтобы наши расписные игрушки мы могли бы сравнить друг с другом: козлика с козликом, свистульку со свистулькой….
Итак, приступаем к работе.
(индивидуальное сопровождение изобразительной деятельности : помощь, уточнение, совет и пр.
Вопросы к детям : - С чего начнешь свою работу? Как тебе работается? Что мастеру росписи игрушек помогает в работе? Какое у тебя настроение? По мере выполнения работ детьми оформляется выставка дымковских игрушек. Оформляется уголок «Ярмарка»)
В- ль: - Посмотрите, у нас работы мастеров заняли свои места на ярмарке веселой, разудалой! А какие же красивые у нас получились работы!
Чудо -игрушки! Нарасхват! От них веет добром, теплом, трудолюбием, усердием, творчеством!
-Молодцы! Как вы думаете, мы справились с такой трудной работой!
Конечно, справились, потому что в свою работу мы вложили свою душу, тепло своих рук, хорошее настроение!
Посмотрите, как играют красками наши свистульки, лошадки, барышни!
Потрудились мы на славу и как на Руси говорится «Дело мастера боится!»
На нашу выставку мы пригласим всех! Пусть все подивятся тем, что мы создали своими руками.
-А теперь «Делу время- потехе час!» Можно и отдохнуть и заняться другими интересными делами.