МААМ-картинки

Мастер-класс  (2 часть) «Методические рекомендации по организации лыжной подготовки дошкольников старшего возраста»

Алексей Чайкин
Мастер-класс  (2 часть) «Методические рекомендации по организации лыжной подготовки дошкольников старшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд № 11

Основные правила поведения на занятиях лыжами в ДОУ.

При проведении занятий на лыжах особенно важно помнить о профилактике травматизма.

Основной причиной является отсутствие последовательности во время обучения. Выполнение непосильных детям упражнений или быстрый переход от простых и легких упражнений к сложным и трудным часто ведет к травмам.

• Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м, при спусках с горы - не менее 30 м.

• При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки.

Публикация «Мастер-класс  (2 часть) „Методические рекомендации по организации лыжной подготовки дошкольников старшего возраста“» размещена в разделах

• После спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками.

• Не подниматься на склоны в том месте, где другие скатываются.

• Во избежание потертостей ног не ходить на лыжах в тесной или слишком свободной обуви.

• Во время занятия не утолять жажду снегом, не расстегивать одежду, не снимать шапочку если стало жарко.

• Не разговаривать на дистанции, вдыхать через нос – выдыхать через рот.

• Если на пути неожиданно возникает препятствие, постараться мягко упасть на бок.

Слайд № 12

Построение и методика проведения занятий

Чтобы проверить готовность детей подготовительных групп к занятию, хорошо использовать построение в шеренгу. Цель построения – проверить одежду детей, соответствие лыж и лыжного инвентаря росту детей. Построение проводится быстро и помогает организовать детей. В шеренге ребенок ставит скрепленные лыжи у носка правой ноги ходовой поверхностью от себя.

Наиболее эффективной формой обучения детей ходьбе на лыжах являются организованные занятия.

Каждое занятие проводится с учетом особенностей физического развития и физической подготовленности детей и должно быть эмоционально насыщенным. Занятия состоят из трех частей :

• вводной,

• основной

• заключительной

Основной целью вводной части является подготовка организма к выполнению предстоящей физической нагрузки, так называемое «разогревание» организма.

Например, после построения дети оставляют лыжи на снегу и делают пробежку, или проводятся игры без лыж: «След в след» (ходьба друг за другом) — для детей 6— 7 лет.

Можно провести пробежку по склону (15—20 м вверх и вниз) или игру «Кто скорее к своим лыжам». Пробежка для детей шести лет — 18 сек и семилетних — 20—22 сек. Пробежка должна чередоваться с ходьбой.

Задачами основной части занятия является обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее, развитие ловкости, решительности, смелости. Так, в основной части занятия дети ходят по учебной лыжне на расстоянии от 30 до 100 м. Это может быть ходьба по кругу, в обход ряда предметов, за флажком, за самым быстрым ребенком, за инструктором, ходьба на дистанцию до 100 м для отработки длинного скользящего шага. В основной части занятия проводятся упражнения (ходьба под воротца, ходьба с приседанием, с хлопками, поворотами, скольжением и пробежкой). Сюда же входит проведение спусков, подъемов на склоны. Занятия строятся с учетом постепенного нарастания и снижения физической нагрузки. Наибольшую физическую нагрузку на организм ребенка дают спуски со склонов и игры на лыжах: «Кто скорее до флажка?», «Кто пройдет и ни разу не упадет?».

Задачей заключительной части занятия является постепенное снижение нагрузки. подведение итогов, организованный переход к новым видам деятельности. Содержанием заключительной части может быть ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа.

Слайд №13

Способы передвижения на лыжах детей дошкольного возраста.

В первую очередь надо обучить ребенка правильному стоянию на лыжах, то есть привить навык держать стопы параллельно и сохранять одно и то же расстояние между ними при движении. Очень важно, чтобы на первых порах у него не создавалось впечатление, что на ноги надели какой-то неприятный груз. Он должен почувствовать, что лыжи - интересное занятие и катание на них доставляет удовольствие. Самое трудное - первые шаги

Сначала обучают детей ходьбе на лыжах ступающим шагом без палок. Этот способ передвижения развивает равновесие и ритм, подготавливает к освоению более сложных лыжных ходов. Кроме того, при ходьбе без палок легче сосредоточить внимание на положении ног, на координации движений, на сохранении равновесия. Раннее же использование палок приучает детей «висеть» на них.

Скользящий шаг - это основа всех ходов. Когда дети освоили ступающий шаг, надо объяснить и показать, как на лыжах можно двигаться

быстрее: надо не шагать, а толкаться и скользить на лыжах отталкиваясь поочередно то правой, то левой ногой. Рекомендуется разучивать на хорошо накатанной лыжне с чуть заметным уклоном. Лучше всего самим стать на лыжи, тогда обучение будет наиболее эффективным.

Попеременный двухшажный ход с лыжными палками – цикл передвижения состоит из двух скользящих шагов и толчка на каждый из них разноименной ногой и рукой с палкой. Толчок ногой начинается сразу же после остановки лыжи. Одновременно с началом толчка нужно перенести вес тела на скользящую лыжу

Слайд № 14

Способы поворотов на лыжах.

Повороты на лыжах выполняются на месте и в движении. Чаще всего используют поворот переступанием. Повороты на месте переступанием вокруг пяток и вокруг носков лыж несложны, но желательно отработать их еще раз до полной автоматизации.

Разворот переступанием следует начинать разучивать на ровном месте. Отставляя в стороны палки, следят за тем, чтобы пятки лыж не перекрещивались, и слегка приподнимая носки, совершается поворот на 90 или больше градусов Начинать переступание нужно с той ноги, которая ближе к направлению предполагаемого поворота. Шаги при этом должны быть обычными - не большими, не маленькими. После выполнения разворота на снегу от лыж должен оставаться след в виде веера. Разворот переступанием можно выполнять как вокруг задников, так и вокруг носков лыж.

Слайд № 15

Способы подъемов на склон.

При подъемах на горку используются различные способы: ступающим шагом, «лесенкой», «полуелочкой». Подъем ступающим шагом применяется на пологих склонах. Движения такие же, как при обычном ходе, но с несколько большим наклоном туловища вперед и более сильной опорой на палки. Подниматься на горку можно прямо, а также наискось, зигзагом. Сначала детей учат подниматься без палок, так как они вызывают напряженность и скованность движений.

Подъем «лесенкой» применяется на крутых и обрывистых склонах и выполняется с продвижением только вверх или вперед-вверх. Стоя боком к склону, нужно сделать шаг в сторону подъема и поставить лыжу на внешнее ребро, чтобы она не соскальзывала, и одновременно переставить палку. Опираясь на палку и лыжу, стоящую выше по склону, приставить к ней вторую лыжу, опираясь на ее внутреннее ребро, и затем переставить палку. Сначала детей учат переступать на ровном месте, затем при подъемах на горку.

Подъем «полуелочкой» применяется при подъеме (передвижении) наискось. Лыжа, находящаяся выше по склону, ставится в направлении движения, а другая - с разворотом носка в сторону поперек склона. Обе лыжи

ставятся на ребро.

Слайд №16

Способы спусков со склона.

Спускам с гор (склонов) детей обучают одновременно с подъемами. Для этого подбирается пологий и ровный склон, не слишком твердая и накатанная поверхность, иначе у детей будут разъезжаться ноги и они могут упасть. Спускаться с гор можно скольжением в разной стойке (низкой, основной, высокой).

Основная стойка применяется на сложных спусках с поворотами и неровностями местности; низкая — для увеличения скорости, высокая — на пологих склонах для отдыха мышц ног.

В низкой стойке лыжник приседает как можно ниже и наклоняет туловище вперед. Ноги стоят на всей ступне, руки вытягиваются вперед. При спусках в основной стойке положение лыжника свободное, непринужденное. Ноги слегка сгибаются в коленях и голеностопных суставах, голени наклонены вперед, руки немного согнуты в локтях.

В основной стойке следует добиваться того, чтобы ноги были не напряжены и амортизировали толчки на неровностях. Высокая стойка применяется для уменьшения скорости спуска. При спуске в высокой стойке лыжник выпрямляется.

Детям дошкольного возраста доступны подъемы и спуски с пологих склонов, крутизна склона до 15°, длина ската до 20 м.

Слайд № 17

Способы торможения на лыжах.

Для замедления скорости или остановки движения при спусках производится торможение различными способами.

При спусках с горы детей нужно научить тормозить. Дошкольников обучают простейшим способам торможения - «плугом» и «упором». Торможение применяется не только для полной остановки, но и для замедления движения.

При торможении «плугом», давя пятками на лыжи и сжимая колени, задние концы лыж раздвигают в стороны, а носки лыж сближают «плугом». Лыжи ставят на внутренние ребра. Палки держат близко к коленям, сзади.

Для торможения «упором» необходимо, чтобы одна лыжа продолжала скользить по прямой, а вторая в это время отводилась в сторону, ставилась на ребро и упиралась им в снег.

Необходимо повторить стойки при спусках со склона ещё раз. Самый простой в основной стойке, в конце склона применить торможение «плугом», затем «упором». Не забывать правила безопасности при спусках.

Необходимо также научить детей экстренному торможению. Оно применяется в исключительных случаях; когда на спуске неожиданно появляется препятствие, а расстояние до него остается слишком мало.

Вот тогда применяется способ «безопасного падения»

Способ экстренного торможения заключается в том, что дошкольников необходимо научить безопасно падать. Тормозят дети на спусках чаще всего падением.

Способ «безопасного падения» заключается в следующем;

• Перед падением необходимо присесть, а затем падать, как бы последовательно садясь в снег назад – в сторону – на бедро и на бок. Вставать надо только после полной остановки.

• Одновременно лыжи следует развернуть поперек склона. Руки раскинуть в стороны, кольца палок отбросить назад.

Безопасному падению можно обучать на месте, без лыжных палок, главное чтобы снег на площадке был пушистый без наста.

Слайд №18

Основные методы обучения дошкольников ходьбе на лыжах.

Основными методами обучения детей ходьбе на лыжах являются:

• наглядные — показ физических упражнений, слуховые, зрительные ориентиры (флажки, палки, бубен, непосредственная помощь инструктора;

• словесные — описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указания, команда;

• практические — повторение движений, применение элементов соревнования и т. д. Особое место занимает сочетание показа и объяснения. Слово помогает ребенку понять движение, выделить его отдельные качества, осознать мышечные ощущения.

На первом этапе формирования двигательных навыков, когда складываются общие представления о движении, ведущую роль играет показ, который сопровождается объяснениями.

На втором этапе показ и объяснение уже сочетаются с конкретными заданиями,

На третьем этапе объяснение носит характер кратких словесных указаний. Четкий, правильный и красивый показ способствует созданию правильных и точных представлений о движении, вызывает желание выполнить его. Показ движения следует проводить непосредственно перед его выполнением, так как ребенок не может надолго удержать в памяти систему движений.

Все перечисленные методы и соответствующие приемы используются в тесной взаимосвязи друг с другом, подбираются с учетом стоящих задач, этапа обучения, подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, способа и характера спортивных упражнений.

Слайд №19

Способы обучения детей дошкольного возраста при ходьбе на лыжах.

Наиболее эффективными способами обучения передвижения на лыжах детей дошкольного возраста являются фронтальный, групповой и индивидуальный;

• При фронтальном способе все дети выполняют упражнение одновременно. Дошкольники размещаются так, чтобы инструктор мог видеть всех, оказывать им необходимую помощь и индивидуализировать нагрузку.

• При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. Инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой. Этот способ требует от детей самостоятельности и ответственного выполнения задания.

• Индивидуальный способ организации заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Инструктор при этом должен помочь ребенку исправить недостатки при выполнении задания.

Слайд №20

Игровые упражнения на лыжах.

Используются игровые задания с направленностью на совершенствование отталкивания ногами, одноопорного скольжения, чувства равновесия. Они дают возможность совершенствовать навыки ходьбы на лыжах по ровной местности, выполнять спуски, подъемы и торможение. Вот упражнения, которые помогут дошкольникам привыкнуть к лыжам (постарайтесь облечь их в игровую форму) :

• приседать, стоя на двух лыжах;

• прыгать на месте с ноги на ногу или на двух лыжах;

«аист» - поднять согнутую в колене ногу, удерживая лыжу горизонтально;

«рисуем забор» - приставные шаги на лыжах в сторону;

«рисуем веер, снежинку» - поворот переступанием на месте вокруг пяток, а затем вокруг носков лыж, на 90 и на 360

«пружинка» поочерёдное поднимание, опускание ног; полуприседание;

«разгладим снег» отставить ногу с лыжей в сторону и вернуться в исходное положение и т. д.

«лыжный самокат» - скользить на одной лыже, отталкиваясь другой;

Слайд №21

Подвижные игры на лыжах

Большая роль при обучении детей ходьбе на лыжах принадлежит играм. Они вызывают интерес к передвижению на лыжах, являются своеобразными упражнениями, при которых совершенствуются двигательные навыки ходьбы, спусков, подъемов; развивается функция динамического равновесия. Игровые приемы способствуют выработке умений управлять своими движениями.

Кроме того, игры на лыжах формируют положительные черты

характера, воспитывают настойчивость в достижении определенных целей (добежать до флажка, спуститься, не задевая лежащих веток, и т. п.). Развивают чувства товарищества, взаимопомощи.

Необходимо тщательно отбирать игры для проведения их на участке детского сада в зимнее время. Чтобы все дети были активны, не стояли в бездействии на морозе, следует выбирать те игры, в которых бы участвовала вся группа детей. С этой же целью в игре следует как можно чаще менять водящих. Объяснение игры должно быть коротким, четким.

Очень осторожно следует подходить к продолжительности игр. В зимнее время игра проводится в быстром темпе. Каждую игру следует вовремя закончить, чтобы не наступило утомление, не угас интерес к игре.

При отборе игр необходимо также учитывать постепенное увеличение и снижение физиологической нагрузки. Если занятие включает 2—3 игры, то последняя из них должна быть менее подвижной.

Заключение

Занятиям по лыжной подготовке предшествует длительная подготовительная работа : изучение литературных источников, написание плана-конспекта занятия, подготовка места для занятий, сооружение стоек для хранения лыж, ремонт и обслуживание лыжного инвентаря. С целью облегчения работы по обучению детей ходьбе на лыжах, для инструкторов по физическому воспитанию, мною был разработан этот мастер класс.

Таким образом, проведение занятий по лыжной подготовке детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях возможно и необходимо.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 1 Одним из основных направлений руководства речевым развитием детей является – работа над артикуляцией. Упражнения преподносятся детям в виде.

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 2 Дорогие коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию 2- ую часть артикуляционных упражнений, знакомство и выполнение которых сопровождается.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста»Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семьеРекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс  (2 часть) «Методические рекомендации по организации лыжной подготовки дошкольников старшего возраста»
Опубликовано: 11 февраля 2021 в 07:55
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс  (2 часть) «Методические рекомендации по организации лыжной подготовки дошкольников старшего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Алексей Чайкин (УИ 753356) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД