Попова Алина
Проект «Масленичная неделя» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №73»
141300 г. Сергиев Посад, ул. Владимирская, д. 2
Тел. / факс 8(496) 540-86-40
Проект
Сроки работы над проектом : 4 марта 2019 – 10 марта 2019
Воспитатели группы № 5 :
Попова А. В
г. Сергиев Посад
Публикация «Проект „Масленичная неделя“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Подготовительная группа
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
ПРОЕКТ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»
Возрастная группа : подготовительная группа
Длительность: недельный, 4 марта – 10 марта
Тим проекта : познавательно- творческий, игровой
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественное –эстетическое развитие, физическое.
Подготовила Воспитатель : Попова А. В
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками.
Один из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «МАСЛЕНИЦА».
На нем всегда находятся желающие помериться силой, показать свою удаль, отведать вкусных и румяных блинов.
МАСЛЕНИЦА один из самых радостных и светлых праздников на Руси
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Знакомство с традицией проведения народного праздника «МАСЛЕНИЦА».
Задачи:
Познакомить детей с традицией проведения старинного праздника.
Провести праздник через эмоциональное сопереживания и участие в игре – действии.
Приобщить дошкольников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА :
1. МОТИВАЦИОННЫЙ.
1.1. Разработка проекта :
Обсуждение вариантов проведения и возможностей участия в празднике родителей и детей.
Подготовка информации для родителей о народном празднике «Масленица».
Планирование и проведение занятий, совместной и игровой деятельности с детьми.
2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ.
2.1. Разработка праздника:
- Планирование проведения праздника;
Обсуждение оформления группы.
Подбор необходимых атрибутов для игр на празднике.
Оформление уголка для родителей с информацией о народном празднике «Масленица»
Ожидаемые результаты:
- приобщение детей к традиции проведения народного праздника масленицы, через непосредственное участие их в общем действии.
- создание атмосферы радости приобщение к традиционному народному празднику.
- повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Понедельник.
Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с народным праздником «Масленица»
(совместная деятельность взрослого и детей)
Воспитатель: Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.
Зима силу теряет, чуете?
Тёплые дни наступают
Пора зимушку провожать
Весну - красну встречать.
Еще у древних славян был праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам Масленица, честная Масленица, широкая Масленица. Любили на Руси Масленицу - праздник озорной, веселый, отчаянный.
Масленица несла свет и радость скорой весны. Ее повсюду ожидали с большим нетерпеньем. В народе говорили: '"Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить". Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой нужде. Масленицу называют широкая. Как вы думаете почему? Масленица была самым весёлым и разгульным праздником. Длился праздник целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. За это и величали в народе широкой Масленицей!
Имя свое Масленица получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой на Масленице едой были блины круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие на лик солнца. Объедание - самая примечательная черта праздника. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.
Масленицу величаем
И чего ей только не обещаем:
Реки сметаны,
Горы блинов,
Лишь бы скорей приехала она
Честная, веселая, широкая боярыня
Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись большие во всю сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и т. д. Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей. Как в пословице говорится: "Без блинов не Масленица". "Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце".
Чтение стихотворения «Масленица»
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем, есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней – Великий пост,
Время, чтоб молиться.
Воспитатель:
Масленицу начинаем отмечать с понедельника.
Ей устраивали встречу. Каждый день Масленицы имеет свое название.
Утро. ПОНЕДЕЛЬНИК. Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер.
Накатавшись вволю, все блины едят.
Понедельник - "Встреча", гостей встречали и Масленицу тоже.
Ребята скатывались с гор на салазках, кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!" Девушки приносили на гору с собой блины, клали их на голову, когда пели песни о Масленице.
Беседа «Как делали чучело масленицы?»
Воспитатель: Из тряпок и соломы делали фигуру с длинной косой, одетую в женский наряд. В руках у фигуры помазок и блин - символы Масленицы.
Физкультминутка (выполняется в парах).
Брынцы - брынцы, (ладушки)
Пеките блинцы!
(хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)
Мажьте масленее
(поглаживают друг другу ладони)
Будьте повкуснее!
Трын - трынца, (ладушки)
Подайте блинца!
(протягивают руки вверх ладонями)
Воспитатель: Дети в этот день обходили дома, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блин.
Тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка -прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
Поговорки про масленицу :
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.
И самый хладнокровный человек любит горячие блины.
Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают
Масленица идет, блин да мед несет
Масленица объедуха, деньгам приберуха.
Масленица семь дней гуляет.
На Масленой неделе повеселись, да блинком угостись.
На горах покататься, в блинах поваляться.
Не житье - бытье, а Масленица.
Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить
Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло.
Заклички про Весну:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший.
Вторник
Беседа «О праздновании второго дня масленицы»
"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин.
В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.
Есть старая русская игра "Золотые ворота", в нее-то мы и поиграем.
Разучивается игра "Золотые ворота".
Половина участников игры встают в круг лицом к центру, подняв вверх сцепленные руки. Через эти "ворота" пробегает цепочка остальных игроков, взявшись за руки. При этом они обегают каждого из стоящих змейкой.
Стоящие произносят:
Золотые ворота пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй - запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последней фразе опускают руки. Те, кто остался внутри круга, встают в него, увеличивая число "ворот". Не пойманные, восстанавливают цепочку и снова бегут.
Два-три игрока, которых не поймали, считаются победителями. Запрещается останавливаться перед "воротами", боясь быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя заранее опускать руки (закрывать "ворота").
Знакомство с народной игрой.
Давайте и мы с вами попробуем "испечь блины".
Игра "блины".
Дети делятся на две команды. Каждая команда получает "сковородки" (теннисные ракетки, "блины" (вырезанные из бумаги или пластинки).
Воспитатель: Ваша задача добежать до финиша со "сковородкой" и "блином" в руках так, чтобы "блин" не упал. Там положить "блин" в тарелку, не прикасаясь к нему руками. Если "блин" упал, участник выбывает из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь "испечет" все "блины" считается победительницей.
Рассматривание рисунков детей нарисованных дома по теме «Масленица пришла».
Среда
Беседа о праздновании третьего дня масленицы.
Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!
Среда - "Лакомка", готовили самые вкусные блюда и, конечно же, блины. Самым главным событием в этот день было посещение зятьями тещи, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир, если зять был по душе.
Игра «Галя по садочку ходила».
Правила игры: Дети становятся в круг, не держась за рук. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.
Галя по садочку ходила, Свой платочек там уронила.
Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.
Обошла тут Галя садочек,
Ищет голубой свой платочек.
Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).
Не горюй, подруженька Галя,
Мы платочек твой разыскали
Под малиновым под кусточком,
Под зелененьким под листочком.
Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.
Четверг
Беседа о праздновании четвертого дня масленицы.
Воспитатель:
А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои.
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.
"Разгуляй", "Перелом" - так называют четверг.
Чтобы помочь солнцу, катались на лошадях "по солнышку" (по часовой стрелке, исполняя различные обрядовые песни. Парни и девушки катались с горок в санях (демонстрация картины). Сани по этому случаю украшались цветными лоскутами, увешивали, бубенчиками. На лошадей, надевались расписные дуги. Парни демонстрировали свою удаль, лихо, запрыгивая в несущиеся сани. Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка. Как это проходило?
На реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями, стенами и воротами. Внутри крепости помещалась "стража". Потом атаковали крепость. Стража крепости оборонялась. После окончания боя победители и побеждённые вместе шли пировать.
Посмотрите, это картина художника В. И. Сурикова «Взятие снежного городка». Давайте вместе рассмотрим её.
(рассматривание картины вместе с детьми)
Давайте поиграем.
Проводится игра: "Петушиный бой".
От каждой команды выбирается по одному представителю. Рисуется круг, в который становятся два участника. Левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом вытолкнуть противника из круга.
Пятница
Беседа о праздновании пятого и последующих днях масленицы
ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ".
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
"Тещины вечерки" наступали в пятницу. Папы приглашали вашу бабушку, мамину маму на блины. Бабушка обязательно должна была прийти и отведать блинов.
Рассказ воспитателя:
Близится СУББОТА - "УГОЩЕНИЯ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
Суббота - "Посиделки".
В этот день все родственники папы ходили в гости к вашей маме.
А для ребятишек продолжались масленичные забавы : катание с горок, игра в снежки, катание на лошадях.
Игра "Снежки" (проводится как в группе, так и на улице)
Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает по ведёрку с шарами (или снежками из ткани). На небольшом расстоянии от команд ставятся пустые ведёрки. Даётся задание попасть снежком в пустое ведёрко. Команда, набравшая большее количество снежков считается победительницей. (За каждый снежок команда получает жетон.) :
Рассказ воспитателя:
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.
Завершало Масленицу воскресенье - "Прощеный день".
Родственники и друзья просили прощения друг у друга за огорчения и обиды.
С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу. Ельник, березник. На чистый понедельник! Уж то ли дрова - Осиновы дрова, Березовы дрова! Подавайте их сюда,На Масленицу, на горельщицу!
В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: "Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!" Мы катались с горы от зари до зари, А сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!
Сегодня мы с вами пойдем на праздник и тоже будем прощаться с «Масленицей»
Как у наших у ворот собирается народ. Жаль с Масленицей расставаться, да делать нечего.
Пришла пора её провожать.
ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МАСЛЕНИЦА»
Март
Намеченные мероприятия
Совместная деятельность с детьми
Связь со специалистами
Знакомство детей с народным праздником масленица
- беседа «Что за праздник Масленица?
- чтение стихотворения «Масленица»
- рассматривание иллюстраций как изготавливается чучело - масленицы.
Первый день Масленицы
«ВСТРЕЧА» -Рассказ о праздновании первого дня
- Знакомство с поговорками про масленицу.
- заучивание стихотворения «Масленица»;
- знакомство с народным фольклором закличка;
Продуктивная деятельность:
- изготовление вместе с детьми кукол - масленичек.
- Лепка «Масленица – блиноедка»
Знакомство с народными играми на НОД
по физической культуре «Лошадки»(эстафета, «Силачи»(перетягивание каната, «Ловкачи» (бег в мешках).
Второй день Масленицы
«ЗАИГРЫШ»
- Рассказ о праздновании второго дня;
- подвижные народные игры на улице во время НОД по физической культуре на воздухе
«Блины», «Ледышка», «Масленичные ворота»
Художественно – творческая деятельность:
- рисование на снегу.
рисование «Масленица пришла»
(домашнее задание)
родители
- слушание русских наигрышей и песен «Блины»
Третий день масленицы
«ЛАКОМКА»
- рассказ о праздновании дня «Лакомка»,
- информация о праздновании дня «Разгуляй»;
- рассматривание картины В. И. Сурикова
«Взятие снежного городка»;
- разучивание и проведение хороводных игр.
«Галя по садочку ходила», «Карусели»; «Петушиный бой».
Четвертый день
«РАЗГУЛЯЙ МАСЛЕНИЦЫ»
- закрепление разученных ранее подвижных игр
- игра в «Снежки»
- пение песен
-чтение стихов
- продуктивные виды деятельности по выбору и замыслу детей.
Пятый день
«ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ»
- рассматривание игрушек народных мастеров, раскрашивание русской матрешки. (вечерний отрезок времени)
- игра в «Снежки»
музыкально-художественная деятельность:
- веселый праздник на улице с играми плясками, блинами, чаепитием.