Наталья Никитина
Конспект НОД группы общеразвивающей направленности для детей «Масленица» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности группы общеразвивающей направленности для детей 4 – 5 лет
«Масленица».
Программные задачи: Познакомить детей с праздником «Масленица».Упражнять детей вручать и принимать подарки вежливо, исполнять речевые обороты.
Совершать навыки работы с бросовым материалом.
Развивать глазомер, мелкую и общую моторику, тактильное восприятие.
Развивать логическое и конструктивное мышление.
Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.
Публикация «Конспект НОД группы общеразвивающей направленности для детей „Масленица“ для средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные технологии: игровая, деятельностная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Материал и оборудование: чучело Масленицы, силуэты животных для тактильной игры, иллюстрации животных на экране, заготовки для «подарков», карточки для «Игры в снежки», угощение (снеговики из блинов, изображение блинов с цифрами, фольклорный материал: потешки, загадки, заклички.
Ход занятия :
(Дети с воспитателем входят в группу, проводится игра)
Игра «Матушка весна»
Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя «ворота». Остальные ребята, взявшись за руки, цепочкой проходят через «ворота» и напевают:
Идет матушка весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март прошел,
Всех детей провел.
А за ним апрель
Отварил окно и дверь.
А уж как прошел май –
Сколько хочешь ты гуляй.
(Дети обращают внимание на чучело Масленицы)
В: Масленица – веселый народный праздник, который появился очень давно, но так полюбился людям, что его празднуют до сих пор Масленица продолжается целую неделю – семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и посвящен этот праздник.
Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели, а масло и другие молочные продукты еще можно было кушать.
Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы. Вот у нас здесь есть блины- солнышки. Их столько, сколько дней длится Масленичная неделя. Догадались, сколько здесь блинов-солнышек? Тоже семь. Каждый блинок расскажет про свой день и свою забаву вам предложит.
(Детям предлагается найти в группе блин с цифрой 1)
«Первый блин»
В: А помните, ребята, как называется первый день Масленицы?
(ответы детей)
В: Начинается празднование в первый день недели – понедельник, его называют «встреча». В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и, конечно же, начинают печь блины.
В: Раньше считалось, что с приходом Масленицы наступает весна, а весной просыпается вся природа: растения, животные.
(Воспитатель рассказывает о медведе, зайце, лисе, баране, козе, кошке, демонстрируя слайд-шоу с изображением данных животных)
Дидактическая игра на развитие тактильного восприятия.
Игра «Угадай животное».
(Воспитатель предлагает детям потрогать, погладить животных, обращая внимание на то, какая у каждого из животных шерсть. Затем ребенок с закрытыми глазами угадывает, какое это животное.)
В: Давайте, ребята, вспомним потешку про зверей «Тень-тень, потетень…».
(Дети в соответствии с текстом изображают движение животных).
В: Ребята, найдите в группе 2-ой блин с цифрой 2.
«Второй блин»
В: Второй день Масленицы – вторник, называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр. И я вам предлагаю поиграть в игру - «Попади снежком в ледяную крепость».
(Детям раздаются карточки с изображением крепости из геометрических фигур, цветные карандаши в коробках).
В: Давайте с вами раскрасим ледяную крепость из различных геометрических фигур разными цветами.
(Воспитатель дает задание – определенным цветом закрасить определенную геометрическую фигуру. Карандаши дети выбирают из коробки сами).
А теперь нужно бросить снежок точно в крепость. Каждый снежок соответствует цвету геометрической фигуры.
(Дети проводят карандашом линии от снежков к крепости).
В: Давайте найдем блин с цифрой 3.
«Третий блин»
В: Как называется третий день недели? (Среда). Среда называется «лакомка». В этот день приходят в гости на блины. Отгадайте мои вкусные загадки:
Вкусные загадки для детей :
1. Теплый, мягкий и блестящий,
С корочкой такой хрустящей!
Спросим мы у детушек:
«Что же это?» (Хлебушек)
2. Пчелки летом потрудились,
Чтоб зимой мы угостились.
Открывай пошире рот,
Ешь душистый, сладкий (мед)
3. Из крупы ее сварили,
Посолили, подсластили.
Эй, ну где же ложка наша!
Так вкусна на завтрак… (каша)
4. Лук, капуста и картошка,
Разных овощей немножко.
Ты в кастрюле их ищи.
Это суп с названьем (щи)
5. Подготовим место,
Раскатаем тесто.
Вот повидло, вот творог.
Мы хотим испечь (пирог)
6. Сахаристая рубашка,
Сверху - яркая бумажка.
Сладкоежки любят это
Что за лакомство? (конфета)
7. Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это (сыр)
8. Сварит бабушка из ягод
Что-то вкусненькое на год.
Ах, какое объеденье –
Ароматное (варенье)
9. Завернули эту плитку
В серебристую простынку.
Скушать плитку каждый рад
Что же это (шоколад)
10. Спрыгнул он со сковородки,
Подрумяненный в середке.
Знать, готов еще один
С пылу с жару тонкий….(блин)
В: Какой по счету следующий блин? (С цифрой 4)
«Четвертый блин»
В: В четверг - «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются на горках, песни поют, начинают колядовать. Колядовать – значит ходить по дворам, петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Водим хороводы».
(Разделить детей на две команды. Каждая из них должна встать в круг, участники встают спиной к центру хоровода, берутся за руки, тем самым формируется «блин». Включается музыка, все начинают танцевать – водить хоровод. Затем музыка резко обрывается, дети должны застыть. Выбирается самый ровный блинчик).
В: Кто видит в группе блин с цифрой 5?
«Пятый блин»
В: А пятница называется «вечерки».Папа бабушку к себе приглашает, блинами угощает.
Масленичные блины - просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ масленицу нашу.
Веселее не найдешь праздника и краше!
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины?»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами.
Слушайте внимательно!
Подсказывайте старательно!
На тарелке он один - называем просто….(блин).
Много испекли их мы – тогда назовем….(блины).
Испекли для дочек – назовем….(блиночек).
Будет кушать их сынок – назовем тогда….(блинок).
Огромный, как домище – назовем (блинище).
В: А где же 6-ой блин с цифрой?
«Шестой блин»
В: Суббота – «посиделки».Ходят друг к другу в гости, дарят подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
В: Давайте приготовим друг для друга маленькие подарочки.
(Дети выполняют аппликацию «Масленички»)
В: Давайте полюбуемся на наши Масленички и подарим их друг другу. Да не просто отдайте в руки, а скажите добрые слова. Посмотрите, как мы с Любовь Александровной обменяемся подарочками:
- Любовь Александровна, примите, пожалуйста, от чистого сердца, этот подарочек.
- Спасибо большое! Наталья Николаевна, Мне очень приятно получить от вас этот скромный подарок.
Дидактическое упражнение «Вручи подарок».
(Дети проговаривают, с помощью каких слов они будут преподносить подарки)
В: Ну а теперь и последний, седьмой блин.
«Седьмой блин»
В: Последний день Масленицы – «проводы». Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.
А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье».
Ведь последний день недели – воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то, что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека.
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте.
А теперь пора и настоящих масленичных блиночков попробовать.
Тщательно вымойте руки и принимайтесь за угощения. А блины-то на масленицу пекут вкусные, просто объедение. Недаром этот праздник ласково называли масленица-объедуха.
В: А теперь пойдемте на улицу провожать нашу масленицу и встречать весну!
Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!
Чтобы все метели разом улетели.
Чтобы птицы пели, травы зеленели,
Небеса синели и колосья зрели.
Чтобы все невзгоды, холод, непогоды,
Зимние морозы, неудачи, слезы –
Пусть они сгорают, к солнцу улетают.