Ольга Старикова
Малые формы фольклора как средство развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дети любят читать и слушать литературные произведения различной
направленности: и рассказы, и стихи, и сказки. Очень близки детям
произведения народного творчества, т. к. стиль написания таких сказок, былин
понятен и, в хорошем смысле слова, прост. Недаром и называется этот вид
литературного творчества – народный, что означает «тесно связанный с
народом, соответствующий духу народа, его культуре, мировоззрению.
[С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка, 1992]. Эти
Публикация «Малые формы фольклора как средство развития речи» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
бесценные знания передавались из уст в уста с давних времен, и дошли до нас.
При чтении сказок у детей развивается воображение, творческое
мышление, память и, безусловно, речь. Е лексико – грамматическая сторона в частности. Лексикон реб нка пополняется новыми словами, которых,
возможно, он прежде и не слышал. Например: амбар, хворост, лукошко,
подобру-поздорову. И это лишь малая часть того, что реб нок может взять для
себя из прочитанной книги. Очень нравятся детям необычные словесные
обороты, такие как:
«Красны девицы, добры молодцы»;
«Ни в сказке сказать, ни пером описать»;
«И пустился наут к»;
«И я там был, м д-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
Такие фразы надолго остаются в памяти реб нка и чаще всего
проявляются уже в активной речи.
Ещ более способствующей к восприятию новой информации является
стихотворная форма повествования, сюда относятся: сказки в стихах, потешки,
скороговорки, заклички, прибаутки, загадки (например, в игре «Доскажи
словечко» чаще используется рифмование). Реб нку гораздо проще понять и
запомнить слова, которые изложены в стихах.
Уч ные выяснили, что при прослушивании или чтении стихов нейроны
мозга реагируют практически на каждое слово. Тем самым, можно сказать, что
реб нок не потеряет нить повествования, а будет анализировать, обдумывать
то, о ч м изложено в произведении. С прозой же дело обстоит немного сложнее
и часто мы можем наблюдать, как дети теряют интерес во время прочтения или
прослушивания монотонного текста. Возможно, вс дело в мелодичности,
напевности стихов, в ч тком ритме повествования.
Очень нравятся детям короткие стихи: потешки, считалочки, прибаутки,
скороговорки. Обычно они описывают знакомые детям ситуации из жизни, а за
сч т своего маленького объ ма, легко запоминаются и воспроизводятся.
Зачастую, детские стихи содержат в себе юмористический подтекст, что,
безусловно, привлекает детей и вызывает у них много положительных эмоций.
В работе логопеда необходимо использовать рифмование, как ещ один
очень хороший метод развития лексико-грамматической составляющей и
фонематического восприятия, что, несомненно, скажется на развитии образной
стороны речи. Кроме того, «рифмовки» развивают фонематических слух и
слуховое внимание. Реб нок учится правильно и красиво расставлять
интонационные ударения, менять ритм речи, насыщать свои выражения
литературными оборотами. Развиваются такие способности, как
словообразование и словотворчество.