Ирина Жуй
Малоизвестные нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь современных детей интересна и разнообразна, у них наблюдается повышенный интерес к познанию окружающего мира. Они устают от однотипных занятий. Поэтому педагогу требуется искать различные формы работы с детьми. Существует большое количество нетрадиционных техник для развития мелкой моторики, которые привлекут внимание и очень понравятся детям. Выполнение ребенком упражнений и сопровождение их стихотворными строчками делает его речь более ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями. Одновременно с этим у ребенка развивается воображение.
Темочки:
Нетрадиционное использование различных материалов и предметов стимулирует умственную деятельность, увеличивает словарный запас, развивает координацию движений пальцев рук, способствуют хорошему настроению, приучает руку ребенка к точным и целенаправленным движениям, развивается концентрация внимания. Существует большое количество интересных и увлекательных способов развития мелкой моторики. Одним из них является нетрадиционное рисование. Нетрадиционные методы рисования развивают моторику и творческие способности детей. Нетрадиционное рисование- искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами это деятельность, которая удивляет и увлекает детей. Особенностью нетрадиционного рисование является отсутствие слова «нельзя». Можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, а также использовать свою необычную технику. Каждому ребенку интересно пори совать пальчиками, ладошками, поставить кляксу и дорисовать ее, получив какойнибудь необычный рисунок. Очень нравится детям рисовать, например, перышками. Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются. В старшем возрасте добавляются новые более сложные техники рисования – рисование нитками, кляксами, рисование методом напыления, печатание бумагой и т. д. Рисование необычными материалами и различные техники обеспечивают детям незабываемые положительные эмоции.
К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся : массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, иглотерапия, пуговичная терапия.
Массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.
Прямолинейные движения колючего шарика:
– по тыльной и ладонной стороне кисти рук (предварительно попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки). Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
Круговые движения по ладони:
– сначала одной руки, потом другой руки.
Спиралевидные движения:
– по тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).
Зигзагообразные движения:
– по ладоням обеих рук ( можно использовать игровой образ в общении с детьми: обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).
Слабое покалывание всех пальцев:
– подушечек одной руки;
– подушечек другой руки
Иглотерапия
Термин «Иглотерапия» дословно обозначает лечение с помощью игл. Иглотерапия с детьми проводится с помощью аппликатора Кузнецова – игольчатого лечебно-профилактического массажера, который разработан в виде сборной конструкции, простейшим элементом которой является модуль, представляющий собой пластмассовую пластину с рабочей игольчатой поверхностью.
Техника игольчатого массажа: в игровой форме предложите ребенку положить руки на аппликатор. Причем такая игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера: то полной ладошкой, то одним пальчиком, то еле-еле, то со значительным усилием.
Так же можно разнообразить эту деятельность:
-предлагать прошагать по дорожке;
-искать отдельные модули в сухом бассейне, в песке, емкости с водой,
-использовать как фишки в настольно-печатных играх, жетоны в соревнованиях;
-закреплять знание цвета, счета, предложно-падежных конструкций, делить слова ни слоги и звуки, выкладывая схемы на столе из модулей массажера, играть в шашки.
Пуговичная терапия
Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.
Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться.
Поднимание пуговиц
С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки
на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди). Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки. Игра на время: кто за определенное время соберет больше пуговиц?
Расти, пальчик!
Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик. Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно.
Подбери пуговицу
Подобрать пуговицу по размеру и цвету к соответствующему ей месту на картинке – шаблоне.