Анна Конюшкина
Маленькие непоседы. Ох, уж эти дети
Педагог-психолог
Конюшкина Анна Викторовна
Маленькие непоседы.
Дети трех лет часто испытывают своих родителей – то утором не хотят одеваться, то не хотят делиться игрушками, то дерутся…
Все дети разные. Одни слушают родителей, а другие нет. На прием приходят родители и у каждого свои истории. Как заставить ребенка одеться? С таким вопросом пришла на прием мама трехлетней Вали. «Дело было утром, Рассказывает мама Вали. Мы сильно опаздывали в детский сад, а Валя ни за что не хотела одеваться». Ни на доводы, ни на убеждения мамы она не реагировала. Оставив без внимания просьбы и уговоры, Валя снова нырнула в постель и укрылась с головой. Затем мама говорит «И тогда я сорвала с нее одеяло и отшлепала, а Валя закатила истерический рев».
Публикация «Маленькие непоседы, Ох, уж эти дети» размещена в разделах
Валя оделась, но явно забыла, по какому поводу было применено «физическое наказание», так как отказы одеваться и куда-то идти с мамой были постоянным делом. Только мама себя винила: «Несколько дней я была сама не своя и бранила себя за то, что потеряла самообладание. Я не верю в пользу наказания» так она считает.
Часто родители приходят и рассказывают подобные ситуации. Дети не хотят делать то, что надо (одеваться, идти гулять, есть). Да, и у кого из родителей не лопнуло бы терпение. Ребенок (особенно в раннем возрасте) – это самое любимое чудо для родителя, которое его постоянно испытывает. Существует много книг на эти темы и взрослые задают вопрос «Что такое хорошее поведение и как привить ребенку его нормы?»
Ребенок может взять очки дедушки и напялить себе на нос. На площадке во время прогулки не делиться игрушками с другими детьми. Закатывает скандалы в магазине, хотя игрушку. Как же управлять ребенком, есть ли способ заставить сделать то, что хочет родитель и при этом не ожесточить ребенка? Дети познают мир им интересно то, что привлекает их. Исследование нового – главная их задача в детстве. Так же такое поведение способ провозгласить независимость, привлечь внимание к себе или просто реакция на свою неудачу. Детей в три года можно уже в чем-то убедить. Они начинают понимать, что должны уживаться с другими членами семьи, учитывать их интересы.
Вот несколько характерных примеров поведения в этом возрасте.
Ване три года, он знает, что ему нужно, знает, что в данный момент времени он делает и не любит изменений. По словам его мамы, «он чистит зубы так, а не иначе; влезает на свой стульчик определенным способом; он должен помогать мне, когда я выжимаю сок».
Недавно он поблагодарил бабушку, а та вместо «На здоровье» ответила «Не за что» - И этого оказалось достаточно, чтобы Ваня устроил истерику.
Можно сказать, родителям, что в возрасте трех лет дети часто устраивают скандалы. Истерики – естественная реакция ребенка, который таким образом выражает свой гнев и обиду, так же это способ управления взрослым. Обращать на них внимание не стоит. Будьте спокойным и уйдите в другую комнату, ребенку нужны зрители, а раз их нет, то скоро истерика закончиться. Вмешательство требуется, если эти скандалы (истерики) повторяются слишком часто, или не прекращаются с возрастом. Лучше обратиться к специалисту, так как нужно разобраться в причинах.
Родители Васи поступают в таких случаях в соответствии с рекомендацией специалиста – не ввязываются в скандал, но при этом говорят с сыном, стараясь объяснить ему причину его ярости. Иногда это помогает, иногда успокоить его не удается. Важно, что в попытках утихомирить ребенка нельзя уступать и соглашаться на его требования – это будет поощрять его и в дальнейшем вести себя так же.
Дети в возрасте трех лет еще не умеют делиться игрушками. Огорчаться не стоит, если ребенок вцепился в игрушку и не выпускает ее. Умение делиться возникает как результат таких контактов. Так же с возрастом ребенок начинает понимать, что у него взяли поиграть на время, а потом отдадут его игрушку.
Часто дети дерутся. Старайтесь не допускать, чтобы ребенок бил тех, кто находится рядом, объясняя ему спокойным голосом, что другим детям это не нравиться. Так произошло с Леной. Она ударила другого ребенка, ее папа сказал: «Так нельзя». Конечно, были случаи, при которых Лена била ребят, но беседы воспитателей и родителей дали результат. Сейчас Лене четыре года и подобные случаи не повторялись.
Кнут или пряник.
Как же поступать в ситуациях, когда ребенок становиться не управляем, не желает есть, колотит сестренку. ?
- Задуматься и перебрать в голове перечень всевозможных реакций, помня о том, что от того, насколько удастся вам приучить его к порядку, и какими методами вы будете это делать, зависит, станет ли он в три года сущим бедствием или вашей гордостью. Будете постоянно шлепать – превратиться в сорванца, который не будет слушаться. Сделаете вид, что не замечаете, - и поведение его будет несносным. Методов воспитания много, и разобраться какие именно подходят именно вам помогут специалисты центра.
- Проведенный опрос родителей показал, что 31% изредка или часто бьют своих детей. Хочется напомнить, что физическими методами воздействия можно быстро добиться покорности и повиновения, но одновременно и породить в душе ребенка злобу обиду и страх. Данное воздействие не решает конфликт, а создает иллюзию его разрешения. Изменение поведения ребенка после физического наказания происходит как правило в присутствии того кто наказывал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если вы хотите воспитать и приучить ребенка к правильным поступкам.
- Часто мы слышим слово пример. Слышим, но не принимаем всерьез, а ведь если родители ведут себя правильно, то дети заметят это и будут брать с них пример. Можно сказать, ведь я себя так не веду, давай ты будешь как я. Воспитание в детях эмпатии (умение поставить себя на место другого) в значительной степени зависит от личного примера. Успокаивая ребенка или просто в беседе с ним, родители непременно должны напоминать ему, что следует считаться с интересами окружающих.
Как же сделать наказание полезным для ребенка, не нарушающим, а, наоборот, создающим контакт между детьми и родителями?
В ситуации наказания, да и в других воспитательных воздействиях родителям нужно четко выделять три аспекта: индивидуальность ребенка, его возраст, допущенный им проступок. Собственное эмоциональное состояние, возникающее как реакция на поступок ребенка, метод воздействия в целях исправления поступка. Рассматривая поступок ребенка, старайтесь вникнуть в его причину, правильно оценить, какие слабости характера или неверные соображения привели ребенка к ошибке. Наказание должно не столько фиксировать поступок, а направляться на те внутренние причины, которые привили ребенка к ошибочному действию.