Проценко Анна
Мальчики и девочки: развитие и воспитание, или Половые различия латерализации полушарий коры головного мозга
▼ Скачать + Заказать документы
Мальчики и девочки : развитие и воспитание или половые различия латерализации полушарий коры головного мозга.
I. Теория полов В. А. Геодаляна.
Публикация «Мальчики и девочки: развитие и воспитание, или Половые различия латерализации полушарий коры головного мозга» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Одежда, обувь, головные уборы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В основу теории легла теория доктора биологических наук, генетика В. А. Геодаляна. Его теория асинхронной эволюции полов предполагает 2 противоположных, тенденции, по которым развивается женская и мужская половины человечества. Первая - необходимость сохранить то, что уже создано, передать это, сделать потомков похожими. Вторая - необходимость прогресса дальнейшего поиска и изменений, расширение среды обитания для разнообразия потомков.
Реализация данных теорий происходит в процессе психического развития мальчиков и девочек соответственно. Данные тезисы нашли своё подтверждение и применение не только в теории, но и в процессе обучения и воспитания.
1) Цель: женского пола - сохранить изменения в генетической памяти.
Мужского пола - легко теряя старое, приобретает новое.
2) Ориентация женского пола на выживание, мужского - на прогресс.
3) Природа заботится о женском поле (бережёт, т. к. от неё зависит количество потомков, о мужском не заботится, отрабатывая на нём новое, разброс изменений как положительных, так и отрицательных (на 100 рождённых девочек - 180 мальчиков, логопедические группы преимущественно «в мальчиках», на 100 глухих девочек - 122 глухих мальчика).
II. Процесс психического развития.
Общее:
• Процесс психического развития протекает в общении и деятельности и должен соответствовать психофизическим возможностям ребёнка.
• Пластичность мозга на ранних этапах.
Различия.
• Латерализация полушарий ярко выражена у мальчиков и проявляется к 6 - 7 годам.
Толчком к активизации левого полушария служит осознание себя, «негативизм». Максимально выраженное упрямство временно оттесняет правое: замедленное восприятие и переработка информации. У мальчиков упрямство проявляется сильнее, т. к. процесс разделения функций идёт быстрее.
• Девочки рождаются зрелыми детьми на 3 - 4 недели раньше, ходить начинают на 2 - 3 месяца раньше, говорить - на 4 - 6 месяцев раньше.
Восприятие :
• острота слуха у мальчиков выше до 8 лет.
• девочки более чувствительны к шуму.
• в 7 - 8 лет у девочек выше кожная чувствительность - раздражает
дискомфорт.
• восприятие детализировано у девочек (им понятен внешний порядок).
1. Игры девочек опираются на ближнее зрение (куклы). Игры мальчиков - на дальнее зрение (горизонтальное и вертикальное пространство).
2. Девочки более конформны и внушаемы и превосходят мальчиков по вербальным способностям: правильность, сложность анатомии.
3. Мальчики более ориентированы на информацию, девочки на отношения между людьми. Мальчики задают вопросы ради информации, девочки - ради установления контакта.
4. Во время ответов мальчики смотрят в парту, в сторону, перед собой. Девочки - в лицо учителю, ищут подтверждение правильности, одобрения.
5. Время вхождения в урок зависит от пола: девочки сразу сосредоточены, мальчики - к середине урока, когда девочки устают.
6. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигая идеи. Но требования к качеству невелики: профессию придумывают мужчины, а доводят до совершенства - женщины. Обучая мальчиков необходимо опираться на их поисковую активность, сообразительность. Обучая девочек необходимо учить их действовать самостоятельно, а не только по заранее разученным схемам.
7. У девочек одна и та же тактика при изучении различных предметов (оценки ровные, запоминание механическое, получают пятёрки и забывают). Мальчики используют разные стратегии мышления на разных уроках, оценки неровные. Т. о. традиционное образование для девочек.
8. У мальчиков число соединяющих два полушария нервных волокон меньше, чем у девочек, т. е. им труднее сопоставить информацию, обрабатываемую в правом и левом полушариях. У мальчиков избирательно включаются в мыслительные процессы левое и правое полушария.
9. Для мальчиков характерна более высокая сосредоточенность на конкретной проблеме:
• большая степень специализации;
• меньшая степень межполушарности.
10. У мальчиков левое полушарие созревает к 12 годам, а у девочек правое.
11. Утомление сказывается неодинаково на работе мозга. У мальчиков страдают левополушарные (речевые) процессы. А у девочек страдают правополушарные (эмоциональное самочувствие и образное мышление).
12. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности. Изложите ему кратко своё недовольство в течение 1-1,5 минут. Ругая девочку, помните о её эмоционально бурной реакции, которая помешает ей понять, за что её ругают. Спокойно разберите её ошибки.
13. Мальчики кратковременно и ярко, но избирательно реагируют на эмоциональньный фактор. У девочек в эмоциональной ситуации резко нарастает общая активность. Мозг девочек готовится к ответу на любую неприятность, что повышает выживаемость. Мужчина быстро снимает напряжение и переключается на продуктивную деятельность.
14. Взрослые долго ругают мальчиков, нагнетают эмоции и сердятся, что он не переживает вместе с ними. Внешнее равнодушие - результат того, что у него прошёл пик эмоций на первых минутах разговора. Он не удерживает эмоциональное напряжение и отключает восприятие - информация не доходит.
15. Помните - нормой для ребёнка является что-то не уметь, ошибаться и учиться.
Список литературы:
1. А. Л. Сиротюк. «Обучение детей с учё том психофизиологии: практическое руководство для детей и родителей». - Москва: ТЦ «Сфера», 2000 г.
2. Е. Е. Данилова. Практикум по возрастной и педагогической психологии: для студентов средних педагогических учебных заведений / Е. Е. Данилова; Под редакцией И. В. Дубровиной. - Москва: Издательский центр «Академия».