Людмила Слободяник
Май. Картотека занятий (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Май
Карточка №1.
Наблюдение за майским жуком.
Цели: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука; воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
Ход наблюдения
Чок-чок-чок-чок! Прилетел в сад жучок.
На березу сел Все листочки съел.
Позову скворцовСо всех концов,
Позову грачей Летите скорей!
Жука проглотите И мой сад спасите! вопросы.
Как выглядит майский жук?Как он передвигается?
Где живет майский жук?Чем питается майский жук?
Почему майских жуков называют вредителями лесов и садов?Какие враги есть у майских жуков?
Публикация «Май, Картотека занятий (часть 1)» размещена в разделах
Где зимуют майские жуки?
Майские жуки крупные, похожи на гладкие коричневые желуди. Майские жуки опасные вреди
Особенный вред приносят их личинки: они живут в почве и питаются корнями растений. Живут личинки майских жуков долго — три-четыре года. А вот век майских жуков короткий. Весной они откладывают яйца и вскоре погибают.
У майских жуков в природе есть враги: летучие мыши и совы ловят их, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве.
Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы, медведи, ежи — все они не прочь полакомиться жирными личинками и жуками.
Трудовая деятельность
Посадка семян гороха, фасоли
Цель: формировать трудовые умения.
Подвижные игры
«Гуси-гуси», «Уголки», «.Затейники»
Цели: Развивать умения организовывать игры, исполнять роль ведущего. развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений; тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалки.
Творческие игры
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Май.
Карточка №2.
Наблюдение за цветником
Цели: продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов;
— закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.
Ход наблюдения
Мне не нужен огород, ягода клубника — Лучше клумбы разобью, пусть растет гвоздика. Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку. Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку. Первый опыт у меня не совсем удачен, Но тюльпаны, посмотри, выросли на даче! Быть садовником хочу, когда стану взрослым, Буду разводить цветы, хоть это и непросто.
Воспитатель задает детям вопросы.
Ребята, как называются цветы, которые мы посадили?
Что надо сделать, чтобы наши семена взошли?
Почему некоторые растения называют однолетними, двулетними и многолетними?
Трудовая деятельность Посадка цветов.
Цели:
— формировать умение коллективно работать, выполнять поручения воспитателя;
— закреплять знания о росте и развитии растений.
Подвижные игры
«Ловишка, бери ленту», «Коршун и наседка», «Волк во рву»
Цель: развивать умение быстро бегать, прыгать, увертываться от ловишки.
Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Магазин», «Полегон», «Космодром» - формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
— упражнять в развитии ловкости;
закреплять навыки мягкого приземления.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Май.
Карточка №3.
Наблюдение за облаками.
Цели: побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений; закреплять знания о неживой природе.
Ход наблюдения
Могу я бесконечно
Смотреть на небеса,
Но шлепнул дождик в речку,
И скрылись чудеса. А. Сиголаев
По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры — жди хорошую погоду.
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака.)
Из чего состоят облака?
Всегда ли они бывают одинаковыми?
Чем отличаются облака в солнечную погоду?
Трудовая деятельность
Подметание дорожек на участке, сбор мусора.
Цели: закреплять умение трудиться сообща; воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры
«Гуси-лебеди», «Уголки», «.Затейники»
Цели: Развивать умения организовывать игры, исполнять роль ведущего. учить по сигналу быстро бегать и переносить предметы по одному; развивать точность, быстроту, ловкость.
Творческие игры
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях.
Индивидуальная работа
— «Перебрось за линию».
Цели: упражнять в метании предметов; развивать быстроту реакции.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Май.
Карточка №4.
Наблюдение за божьей коровкой.
Цели: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
Ход наблюдения
Божья коровка, алая спинка,
Уцепилась ловко коровка за травинку.
Вверх неспешным ходом
Ползет по стебельку
К пахнущему медом
Яркому цветку.
Поедает быстро
Коровка вредных тлей,
И цветок душистый
Спасибо скажет ей!
Воспитатель загадывает детям загадку и предлагает ответить на вопросы.
Всех жуков она милей,
Спинка алая у ней,
А на ней кружочки —
Черненькие точки. (Божья коровка.)
Как выглядит божья коровка?
Как она передвигается?
На кого охотятся божьи коровки?
Где они живут?
Какую пользу приносят божьи коровки?
Где зимуют?.
Подвижные игры
«Гуси-лебеди», «Волк во рву», «.Затейники»
Цели: Развивать умения организовывать игры, исполнять роль ведущего. учить по сигналу быстро бегать и переносить предметы по одному; развивать точность, быстроту, ловкость.
Творческие игры
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях.
Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Магазин», формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Трудовая деятельность
Расчистка участка от остатков снега и мусора.
Цели: приучать к чистоте и порядку на участке; воспитывать дружеские отношения.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность.
Май.
Карточка №5.
Наблюдение за одуванчиком.
Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.
Ход наблюдения
Желтая головушка, Розовая ножка.
Одуванчик-солнышко Подержу в ладошке.
Появилось солнышко В мае на лугу,
На него любуюсь, Очень берегу.
Жаль, недолго солнышко Будет золотым,
Побелеет солнышко И расстанусь с ним. В. Мирясова
Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко. Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка.
Одуванчик лекарственный — многолетнее травянистое растение, произрастает по всей территории нашей страны. Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Корни и корневища можно заготавливать только после созревания и осыпания семян, часть корней и корневищ желательно оставлять в земле для возобновления растений.
Трудовая деятельность
Уборка участка после таяния снега.
Цели: приучать к чистоте и порядку; воспитывать чувство прекрасного.
Подвижные игры
«Мы весёлые ребята», «Уголки», Затейники»
Цели: Развивать умения организовывать игры, исполнять роль ведущего, учить по сигналу быстро бегать и переносить предметы по одному; развивать точность, быстроту, ловкость.
Творческие игры
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях.
Индивидуальная работа
Развитие движений: прыжки с продвижением вперёд
Цели: упражнять в развитии ловкости;
закреплять навыки мягкого приземления.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Май.
Карточка №6.
Наблюдение за комаром.
Цели: расширять представления об особенностях внешнего вида комара; формировать реалистические представления о природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит.
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)
Как выглядит комар? Как он передвигается?
Есть ли у комаров уши? Чем питаются комары?
Почему возле рек, прудов и болот всегда много комаров? Почему комаров называют вредными насекомыми? Какие враги есть у комаров?
Какие загадки и сказки о комарах вы знаете?
Надо мной комарик вьется
И звенит, звенит, звенит,
Кровушки моей напьется
И в окошко улетит.
У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков. У комаров есть «уши», которые находятся в усах.
Комары-самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений, а самки сосут кровь.
Комары — вредные насекомые, так как разносят опасные болезни.
Лягушки и жабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаются комарами стрекозы и птицы.
Трудовая деятельность
Цель: обеспечивать участие в трудовой деятельности каждого ребенка.
Подвижные игры
«Бездомный заяц», «Караси и щука», «Лапта»
Цель: Учить играть по правилам. упражнять в беге, умении действовать по сигналу. Развивать интерес к народным играм.
Индивидуальная работа
«Пустое место», «Брось за флажок».
Цели: закреплять умение быстро бегать;
развивать глазомер.
Самостоятельная деятельность
Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Май.
Карточка №7.
Наблюдение за стрекозой.
Цели: расширять знания о внешнем виде стрекозы; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
Ход наблюдения
Склонились низко лозы Над гладью тихих вод,
Мы, быстрые стрекозы, Здесь водим хоровод.
Без всякого усилья Скользим мы над водой,
Сверкают наши крылья Прозрачною слюдой.
Загадка, вопросы.
У нее четыре крыла, Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза. Называют ее. (стрекоза).
* Как выглядит стрекоза? Как она передвигается?
* Почему у стрекозы огромные глаза и короткие усики? Где живет стрекоза? На кого она охотится?
* Чем питается? Есть ли враги у стрекозы?
Какие стихи, загадки, сказки о стрекозе вы знаете
У стрекозы четыре сетчатых крыла, длинное стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увертливо, а ее удлиненное тело, словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полете. У стрекозы огромные глаза, помогающие ей высматривать добычу, а усики короткие, почти незаметные. Они большой роли в их жизни не играют.
Стрекоза — хищное насекомое. Она питается мошками, комарами, жучками, которых хватает на лету цепкими лапками,
Осенью стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или старые гнилые коряги, спят до весны.
Трудовая деятельность
Уборка экологической тропы.
Цели: учить видеть результат своего труда; работать в коллективе.
Подвижные игры
«Мышеловка», «Гори, гори ясно» «Караси и щука».
Цель: Развивать умения организовывать игры, исполнять роль ведущего, учить по сигналу быстро бегать и переносить предметы по одному; развивать точность, быстроту, ловкость.
Сюжетно – ролевые игры «Детский сад», «Магазин», «Космодром» - формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Индивидуальная работа
Развитие движений: прыжки через короткую скакалку. Цели: совершенствовать умение в прыжках.
Самостоятельная деятельность
Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Май.
Карточка №8.
Наблюдение за мать-и-мачехой.
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.
Ход наблюдения
Мать-и-мачеха обыкновенная — многолетнее травянистое растение. Растет на береговых обрывах, в оврагах. Сырьем являются листья. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство.
Пригрело весеннее солнышко и рассыпались на проталинках круглые золотые монетки. «Весну цветов открывает сверхранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав — до выставки ульев, вылета первых пчел, до ледохода» - Так высказывался о мать-и-мачехе фенолог и писатель Д. Зуев. Почему же цветок получил такое название? Да потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка.
А верхняя часть листа гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи.
Нельзя вырывать растение с корнями, так как такие «за-ковки» ведут к полному уничтожению растений. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста. Ле-карственные растения следует собирать строго в указанные календарные сроки.
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от мусора. Цель: развивать желание работать дружно, помогая друг другу.
Подвижные игры
«Гуси-лебеди», «Уголки», «Затейники»
Цели: Развивать умения организовывать игры, исполнять роль ведущего. развивать точность, быстроту, ловкость.
Творческие игры
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях, продолжать учить самостоятельно договариваться о распределении ролей;
Индивидуальная работа
Цели: обучать прыжкам в высоту с бокового разбега; закреплять навыки мягкого приземления на полусогнутые ноги в прыжках в высоту с разбега.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Май.
Карточка №9.
Наблюдение за разными видами транспорта.
Цели: закреплять знания о том, что человек пользуется велосипедом, который не требует бензина; человек, вращая педали, передвигается.
Ход наблюдения
Велосипед — это вид транспорта. Слово «велосипед» обозначает «быстрые ноги». Для того чтобы на нем ездить, нужно ногами крутить педали, а рулем удерживать равновесие.
Предложить детям рассмотреть велосипед.
С самых первых детских лет Служит мне велосипед.
Лучше он любой машины, Не нуждается в бензине!
Я педалями кручу — Птицею с горы лечу.
Но на горку, между прочим, Забираться трудно очень!
Я недолго унываю, На педали нажимаю.
Пусть немного и устану, Но зато сильнее стану!
Вопросы.
Чем отличается велосипед от машины? (Машину заправляют бензином.)
Почему становятся сильнее, когда катаются на велосипеде? (Развиваются мышцы спины и ног.)
На двух колесах я качу, Двумя педалями верчу,
За руль держусь, гляжу вперед, Я знаю — скоро поворот. Мне подсказал дорожный знак:
Шоссе спускается в овраг. Качусь на холостом ходу
У пешеходов на виду.
Трудовая деятельность
Сбор палок, сломанных веток и сухих листьев.
Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.
Подвижные игры
«Совушка», «Уголки», «Ловишка, бери ленту»
Цели: учить выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении; развивать быстроту, ловкость.
Творческие игры
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях.
Индивидуальная работа
Катание на велосипедах: ехать по прямой, по извилистой дорожке; с разной скоростью.
Цель: развивать двигательную активность.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Май.
Карточка №10.
Наблюдение за бабочкой.
Цели: на основе непосредственного восприятия формировать знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки; воспитывать доброе отношение к живым объектам, выделяя признаки живого.
Ход наблюдения
Звенят ручьи в апреле, Ласкает солнце нас.
На луг мы прилетелиИ здесь танцуем вальс.
Мы крылышки расправим — Красив на них узор.
Мы кружимся, порхаем — Какой кругом простор!
Душистыми цветами Весна встречает нас,
И кажется, что с нами Весь луг танцует вальс!
Загадка и вопросы:Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка.)
Как выглядит бабочка? Как она передвигается?
Чем питается бабочка? Какую пользу приносит?
Есть ли дом у бабочки? Есть ли у нее враги?
Какие стихи, загадки, песни, сказки о бабочке вы знаете?
У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У нее короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки — ее рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги — птицы и пауки.
Трудовая деятельность
Уборка экологической тропы.
Цели: учить видеть результат своего труда; работать в коллективе.
Подвижные игры
«Бездомный заяц», «Караси и щука», «Лапта»
Цель: Учить играть по правилам, упражнять в беге, умении действовать по сигналу. Развивать интерес к народным играм.
Индивидуальная работа
Развитие движений. Игра «Классы». Упражнять в прыжках по ориентирам (клеткам). Развивать глазомер, координацию движений.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.