Яна Герасимова
Любовь к Родине воспитываем с детства.
▼ Скачать + Заказать документы
«Пусть ребёнок чувствует красоту
и восторгается ею, пусть в его сердце
и в памяти навсегда сохраняются образы,
в которых воплощается Родина»
В. Сухомлинский
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний о Родине, базисных представлений о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Публикация «Любовь к Родине воспитываем с детства,» размещена в разделах
Естественно, развивающиеся чувства привязанности к отечественным ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образам.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность к своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Воспитывать любовь к Родине, родному краю (как начало патриотизма и первых чувств гражданственности) – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими доступными объектами, которые окружают ребенка.
Основная задача в работе по знакомству детей с родной страной – вызвать чувство гордости за свою страну, пробудить интерес к её истории. В этой работе выделяем следующие направления:
- дать элементарные сведения об истории страны, края, города и их символике; по борьбе русского народа против захватчиков в разные периоды истории;
- показать, что Россия страна большая, богатая. Познакомить с картой страны, области, города, показать, как читать карту, что карта может рассказать о природе страны, родного края их богатствах; научить их находить границы своей страны, области, других стран, находить главные города разных государств, рассказать детям, что Россия - страна многонациональная, воспитывать у них чувства уважения к особенностям жизни людей других национальностей.
- познакомить детей с различными традициями русского народа, с его культурой;
- рассказать детям о людях, прославивших родину и свой родной город;
- подвести детей к пониманию того, что все мы жители одной планеты земля, и от людей зависит, какая жизнь будет на этой планете.
Планируем работу по темам:
1. «Мой дом - моя семья»
2. «Мой детский сад»
3. «Родной край»
4. «Знакомство с русской народной культурой»
5. «Родная страна»
6. «Земля - наш общий дом»
7. «Защитники Отечества».
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности : на занятиях, в играх, труде, в быту – так, как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Чувство Родины…. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни. Связывающие его родным домом и ближайшим окружением. Большой интерес вызывает у детей рассматривание семейных альбомов: «Моя семья», Моя мама». Предлагая детям узнать, кто из членов семьи или родственников служил в армии, воевал, тем самым показываем детям, что история их семьи неразрывно связана с историей страны, в которой они живут.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собою малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
У каждого народа свои сказки, и все они передают то поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу. Взаимопомощь, трудолюбие. В фольклорных произведениях видна национальная самобытность народов. Богатый материал для воспитания любви к Родине.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, историческими моментами, вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно- образное мышление. Поэтому, используется не только художественная литература, иллюстрации, шутки, но и живые наглядные предметы и материалы (народные костюмы, старинная мебель, посуда, орудия труда и т. д.)
Бытовая повседневность чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. В детском саду оформлена комната быта. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через домовёнка Кузю, героев сказок).
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Знакомим детей с детским садом, своей улицей, городом, столицей страны и символикой.
Внимание детей привлекаем к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказываем об их назначении, подчёркивая, что всё это создано для удобства людей.
Объясняем, что у каждого человека есть родной дом, город, где он родился и живёт. Проводим экскурсии по городу, наблюдаем за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами, достопримечательностями города.
Используем следующие формы работы: рассматривание фотоальбома «Мой город», «Герои труда Новооскольцы», «Символика Белгородской области».
Знакомя детей с достопримечательностями города, связываем эту работу с историей России, чтобы дети понимали, что история города неразрывно связана с историей нашей страны.
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигов, прививаем детям важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Подводим ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье детей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в честь них воздвигнуты памятники. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Издавна славилась наша страна своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. Много славных полководцев прославили Россию с древних времён до нашего времени. Знакомя дошкольников с защитниками отечества, мы зарождаем в них чувство гордости и любви.
Не менее важным условием нравственно- патриотического воспитания детей является тесная связь с родителями. Большое значение имеют семейные экскурсии по району. Области. Посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений области. По итогам таких экскурсий оформляем фотовыставки. Интересно проходят также местные традиционные праздники: Рождество, праздник Русской масленицы, день Защитника Отечества.
Безусловно, всё это приобщает детей к истории родного края, своего народа и воспитывает любовь к Родине.
Для формирования чувства патриотизма необходимо давать детям знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории и культуре. Но важно при этом помнить, что сами по себе знания являются только пищей ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только «от сердца». Именно поэтому дошкольный возраст, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для патриотического воспитания.