Анна Спешилова
Любовь к природе воспитываем с детства
▼ Скачать + Заказать документы
Сейчас вся планета говорит о том, какая плохая у нас экология, что ее нужно спасать, что в природе исчезло много видов животных и растений, меняется климат и все это неизменно ведет к всевозможным катаклизмам. Все так же признают, что в этом виноваты мы сами, люди довели природу до такого состояния. Никто и не задумывается, что такое отношение к природе закладывается в раннем детстве. Если мы не воспитываем любовь к природе у ребенка с детства, то откуда ж ей взяться, когда малыш вырастет.
Публикация «Любовь к природе воспитываем с детства» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё : трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно попробовать на вкус.
Способность к познанию не является врожденной, а формируется в процессе обучения и воспитания. Для того, чтобы у ребенка развивалась эта способность, необходимо создать такие условия, при которых ребенок часто соприкасается с тем, что его интересует. Тогда ребенок начинает искать ответы, что подталкивает его к дальнейшим наблюдениям.
Большую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Это формирование следует начинать с дошкольного детства. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются основы отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек не заметит.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.
Сухомлинский В. А. писал:
"Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться".
Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Повышению системности нам в работе способствует организация проектной деятельности «Прикоснись к природе сердцем! ". Она даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности : познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность и задания творческого характера.
Экологическое воспитание детей в нашем детском саду проходит через все виды деятельности.
Экологические знания дети получают не только на занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на огороде, проведения опытов в экологической лаборатории, на занятии по изо, в играх и при решении логических задач.
Экскурсии по экологической тропе дают возможность показать детям объек-ты и явления природы во взаимосвязях, способствуют формированию конкретных представлений о животном и растительном мире, о сезонных явлениях.
Территорию возле детсада мы стараемся использовать для прогулок с детьми более продуктивно:
-Вместе с воспитателем дети наблюдают за живой и неживой природой, участвуют в экологических викторинах, играх.
- у нас созданы две лужайки с ландшафтным дизайном «Деревенский Дворик» и «Царство Царевны Лягушки».
- По всей территории нашего детского сада расположены экологические объекты для наблюдений – разнообразные деревья и кустарники, цветники, огород, сад, зеленая аптека.
В течении всего лета мы наблюдали за этими объектами. Целью таких наблюдений было формировать представления детей о лекарственных растениях, познакомить с деревьями и кустарниками. Развивать эстетические чувства – умения видеть и чувствовать красоту природы, желая сохранить ее.
цветники фото
деревенский дворик фото
царство царевны лягушки фото
огород и лекарственные растения
Любое общение с природой и элементарные трудовые навыки приносят только пользу.
Дети раскрываются, проявляя заботу о растениях
Выполняя не сложные поручения, ребенок смотрит и делает свои выводы.
Знакомя детей с растениями, можно одновременно решать задачи их умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Наблюдая, ребенок начинает видеть в растении особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, полили его или нет.
У ребенка развиваются внимание и память, улучшается мелкая моторика, снимается спастика рук.
В детском саду есть кабинет экологии, а в каждой группе экологический уголок. В кабинете экологии планируется проводить опытно-экспериментальную деятельность детей. Создается мини-лаборатория, где будет все необходимое для проведения различных опытов. В ходе этой работы ребенок будет проводить настоящие исследования, заниматься самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки ее проведения, учится ставить себе исследовательские задачи и решать их.
Большая работа по воспитанию, любви и бережному отношению к природе проводится воспитателями на кружке «Эколята-дошколята». На этих занятиях ребята знакомятся с экологическими проблемами и учатся решать их.
Если проанализировать проводимую в плане экологии работу, можно сделать вывод, что многое зависит от того, как относятся к природе взрослые, какой пример подают своему ребенку родители. Не всегда родители обладают должным уровнем педагогических, экологических, природоохранных знаний. Учитывая, что семье принадлежит ведущая роль в развитии, становлении социализации дошкольников, мы ставим перед собой задачу – сделать родителей своими союзниками. Опыт работы показывает, что более эффективные и особой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Поэтому, разрабатывая перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию детей, педагоги учитывают это. Это викторины, совместные вечера досуга, традиционные конкурсы на лучшую поделку из природного материала, природоохранные акции, консультации посвященные экологической культуре и др. Коллектив детского сада постоянно находится в творческом поиске.
Достичь поставленной цели нам помогают природоохранные акции. 17 сентября наш детский сад участвовал в природоохранной акции «Наш лес. Посади свое дерево» фото
Осторожно Насекомые!
Операция «Листопад»! Цель: Помощь дворнику в уборке листьев, сбор листьев для гербариев и поделок.
Осенняя мастерская
Праздник Осени.
Природоохранные акции :
Планируется проведение природоохранной акции «День земли» с привлечением к деятельности не только детей, но и их родителей. (благоустройство территории д/с)
Совместная экологическая акция «Покормите птиц зимой». Взрослые и дети объединены одной общей задачей: помочь тем, кто живет рядом и ждет нашей помощи.
Большая экологическая акция «Сохраним живую ель». Совместно с родителями и воспитателями будут сделаны листовки и размещены в подъездах домов; конкурс поделок искусственных елей (любых стилей и направлений, плакаты в защиту елей.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогает обогатить его содержание. Обеспечивает развитие у детей любознательности, стремление проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое.
Способствует накапливанию у детей конкрето - образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.
Наше отношение к окружающему миру, моральные устои и ценности закладываются с раннего детства. В зависимости от того, какое воспитание получил тот или иной человек в детстве, один обожает домашних животных и растения, заводит и заботиться о них, а другой безжалостно избивает беззащитных животных и без укоров совести ломает деревья. Многие современные дети в силу уже сложившегося общественного способа жизни большую часть времени проводят перед компьютером или у телевизора, либо страстно увлечены последними марками мобильных телефонов или машин, и те и другие абсолютно не интересуются окружающим живым миром. К тому же даже ритм жизни выстроен так, что львиную часть времени подрастающее поколение находится в закрытом помещении, дома, в школе, даже перемещаются личным или общественным транспортом, редко кто даже одну – две остановки проходит пешком. В результате многие дети растут как бы в изоляции, некоторые, даже, казалось бы, обычных для нас животных, к примеру, корову, курицу и т. д., живыми видели только по телевизору. Отсюда и такое равнодушное, порой граничащее с жестокостью отношение к живой природе. А ведь, в конечном счете, именно от наших детей будет зависеть какой будет наша Земля, а, следовательно и наша жизнь, в ближайшие десятилетия. Именно поэтому очень важно с самого раннего детства прививать в детях интерес, любовь и мысли о бережном отношении к окружающей нас живой природе.
Я хочу, чтобы наша планета
Оставалась зеленого цвета,
Чтобы не было серого цвета
На планете моей никогда.
Чтобы дерево, кустик, цветочек
Украшались зеленым листочком,
Я хочу, чтоб трава была тоже
На зеленый ковер похожа.
Чтобы воздух был чистым-чистым,
Голубое небо-лучистым.
Я хочу, чтобы жили дети
На большой ЗЕЛЕНОЙ ПЛАНЕТЕ.
Елена Бондарева