Юлия Глухова
Любопытство или любознательность двигатель познавательного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Любопытство или любознательность двигатель познавательного развития детей раннего возраста?
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Не секрет, что ранний возраст играет особую роль в познавательном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, ребенок начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеческие качества ребенка, которые в будущем станут фундаментом его характера.
Публикация «Любопытство или любознательность двигатель познавательного развития детей раннего возраста» размещена в разделах
Интерес к познанию – отличительная особенность маленьких детей. Учитывая повышенную чувствительность психики детей к воздействию на него извне и хорошим качеством усвоения новых знаний, умений, навыков, важно уделить внимание различным аспектам его развития, в том числе – познавательному.
Сегодня наша беседа будет основана только на раннем возрасте.
Давайте вспомним, как ведут себя детки в группе, когда среда насыщенна и доступна! Проявляют ли они интерес? По моим наблюдениям, ребята все берут без разбора, кидают, разбрасывают, ни на чем конкретно не останавливая свое внимание. А вот если игрушка стоит на видном месте, но в недосягаемости, интерес к ней возрастает в разы.
На основании своих наблюдений, я задалась вопросом, что движет детьми раннего возраста, любопытство или любознательность.
Некоторые педагоги и психологи утверждают, что любознательность является основополагающим аспектом во всестороннем развитии детей раннего возраста, но также есть мнения, что именно в этом возрасте двигателем является любопытство.
Для того что бы разобраться в этом, обратимся к этимологии этих слов. Любопытство – «любо пытать», словарь Ожегова обозначает это слово как «мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям», целенаправленная эмоционально окрашенная любознательность, ситуативный интерес (Коджаспиров Г. М.). А любознательность – «любо знать» – «стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь», потребность в познании (Петровский).
Так что же все-таки является двигателем познавательного развития у детей раннего возраста?
Любопытство - у детей раннего возраста основа познавательного развития
Важно понимать, что первичная задача не привить ребенку пресловутую любовь к определенному знанию, а развивать в нем его естественный интерес к окружающему миру - любопытство.
Это и есть та познавательная деятельность, которую нужно развивать, а не пресекать.
Младший дошкольник любит всё проверять на собственном опыте: трогать, дёргать, рвать, бросать. Эти методы знакомства с реальностью достаточно примитивны, однако необходимы. Со временем это элементарное любопытство должно углубляться и быть достаточно осознанным – зачатки любознательности.
Задачи познавательного развития детей на этапе раннего возраста выглядят следующим образом:
Создание среды, располагающей к интеллектуальному развитию ребенка. Чем сложнее будет доступ к интересующему ребенка, тем выше будет уровень любопытства.
Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем событиям. Необходимо поощрять ребенка обращать внимание на то, что происходит вокруг, в особенности – делиться с родителями своими впечатлениями.
Расширение понятийного аппарата и представлений об окружающем мире. Для этого очень важно общаться с ребенком на простые, доступные его возрасту темы.
«Чудесный мешочек» - всем известный, может служить не только как средство развития тактильных анализаторов, но и как инструмент для возникновения любопытства.
Познавательное развитие формы и методы
Существует три стадии развития любопытства :
1. Желание первоначально познакомится с предметом. Узнать цвет, вкус, тяжесть и так далее, не вникая в суть дела.
2. При поощрении любопытства у ребёнка формируется эмоционально окрашенный познавательный интерес. Он отличается тем, что имеет еще не совсем четкую цель, но определенную мотивацию и глубокий интерес.
3. Последняя стадия – это любознательность или познавательная активность, когда ребенок самостоятельно ставит перед собой задачу, понимает, как ему нужно действовать и что изучать и выполняет ее, то есть проходит весь акт обучения по своей инициативе, без посторонней мотивации и получает в конце удовлетворение от результата.
Конечно любопытство – хорошая черта, и то, что дети хотят знать, прекрасно. Но тем и опасно оно, что неуправляемо. Любопытство можно и нужно поощрять в раннем возрасте, но перед педагогами стоит важная задача – перенаправить любопытство в любознательность. Как известно, Варвара, лишившаяся носа на базаре, была любопытной.
Успехов в нашей непростой, но интересной работе!