Надежда Яркина
Лэпбук для дошкольников «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Зимние месяцы, зимние забавы, зимующие птицы, зимние загадки, признаки зимы, зимние явления природы!
Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов.
ЛЭПБУК “ ЗИМА”
Публикация «Лэпбук для дошкольников „Зима“» размещена в разделах
Цель создания лэпбука : Систематизация и закрепление знаний детей о зиме как времени года, характерных изменениях в природе (живой и неживой природе, у людей при наступлении этого времени года.)
Задачи:
Систематизировать знания детей о признаках зимы, зимних забавах.
Уточнить, что происходит в живой и неживой природе с приходом зимы;
Расширить и закрепить знания детей о диких животных и птицах в зимний период, как они готовятся к зимовью.
Формировать умения детей составлять описательные рассказы по картинам с зимней тематикой.
Познакомить и научить детей различать следы животных и птиц на снегу.
Развивать у детей познавательную активность.
Развивать связную речь у детей.
Развивать мелкую моторику.
Способствовать развитию памяти, мышления через игры и упражнения.
Воспитывать у детей умение работать в коллективе и доброжелательность к сверстникам.
Формировать умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею.
Воспитывать у детей бережное отношение к живой и неживой природе в зимний период.
Лэпбук состоит из нескольких разворотов:
1 разворот содержит материалы устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки, стихи.
2 разворот посвящен животному миру.
3 разворот отражает жизнь людей
4 разворот направлен на развитие познавательной активности.
Содержание лэпбука :
Зимние месяцы, зимние забавы, зимующие птицы,зимние загадки, признаки зимы,зимние явления природы
Признаки зимы.
Цель: Уточнить представления о признаках зимы. Научить дошкольников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений, животных и людей зимой.
Игра «Закончи пословицу о зиме»
Цель: знание пословиц и поговорок о зиме, развитие памяти и внимания.
Ход игры:
Воспитатель начинает пословицу о зиме, дети заканчивают.
Стихи о зиме.
Цель: Формирование представления о зиме, зимних детских забавах, зимнем лесе через строчки стихов.
Игра “Как звери зимуют?”
Цель: формирование у детей целостной картины об окружающем мире и поведении животных в природе зимой.
Задачи: обобщать и систематизировать знания детей животных, об особенностях их поведения в зимний период, выявить характерные черты внешнего строения, связанные со средой обитания и способов добывания пищи, обогащать и расширять знания об особенностях зимней природы, воспитывать умение проявлять заботу о животных и птицах.
Дидактическая игра «Чьи следы?»
Цель : Закрепить знания детей дошкольного возраста о диких животных, уметь отличать следы диких животных, на снегу, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь детей.
“Зимующие птицы”
Цель: Расширять представления детей о зимующих птицах. Формировать доброе и заботливое отношение к птицам, желание проявлять заботу о них.
Игра “Одень куклу ”
Цель: формировать понимание некоторых обобщающих слов: одежда, обувь, формировать у детей представления о человеке, частях тела, учить подбирать предметы одежды и обуви в соответствии с сезоном и погодой.
Игра ”Назови зимнюю одежду”
Цели: Расширить знания детей об одежде. Обогатить словарь детей по теме. Учить детей классифицировать одежду по заданному признаку.
“Зима. Зимние забавы”
Цель: закреплять и расширять знания детей о зимних забавах, повышать интерес детей к зимним играм и развлечениям. Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель игры: развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия, развивать умение находить одинаковый узор по нескольким признакам: цвет, форма.
Ход игры: ведущий дает карточку игроку с изображением предмета одежды Затем перед ребенком выкладываются еще карточки с изображением других предметов одежды. Ребенок среди карточек, лежащих перед ним, выбирает ту, которая, по его мнению, является парой для карточки, как у него в руках. Игра заканчивается, когда найдена пара. Затем ведущий подводит совместно с игроком итог – подбор правильно парной карточки.
Дидактическая игра «Зимние виды спорта».
Цель: расширять и систематизировать знания детей о зимних видах спорта и их значимости в жизни человека.
Задачи:
1. Развивать у детей познавательный интерес к спорту, потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
2. Формировать представления о физических качествах человека (силе, ловкости, выносливости.
3. Узнавать и называть зимние виды спорта, подбирать пару к картинке:
- по названию вида спорта;
- по предметам.
Игра «Найди отличия»
Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие (чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).
Задачи: Продолжать развивать умение последовательно рассматривать, а также знакомить с цветами спектра: красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим, фиолетовым, белым, серым, чёрным. Развивать внимание, память, мышление.
Составь рассказ по картине.
Цель: Составлять последовательный связный рассказ с использованием в качестве плана опорные вопросы Активизировать словарь по теме «Зима». Развивать контрольно-оценочные умения, внимание, память, мышление, слуховое восприятие.
Чтобы лэпбук «работал», он должен привлекать внимание детей. Поэтому выбор формы является ключевым вопросом разработки пособия. Для лэпбука «Зима» подойдё т:
классическая папка-передвижка с двумя створками для малышей — для этой возрастной категории важны иллюстрации, текста в лэпбуке должно быть мало — и с 3–4 створками для ребят средней, старших групп;
папка, вырезанная по силуэту, например, ёлочки или снежинки — редко используемая форма, причём в основном для малышей, так как в такую папку много материала не войдёт;
«гармошка» – папка такой формы будет уместна для ребят 4–7 лет, дети младше могут путаться с порядком «сборки» створок.
Варианты и формат систематизации материалов
Самым практичным вариантом систематизации материалов являются открытые кармашки и закрывающиеся конверты, когда верхний клапан заходит в прорезь нижнего. Первый вариант подойдёт для малышей, второй — для ребят среднего и старшего дошкольного возраста. Помимо этих классических способов организации материалов, можно использовать:
фигурные кармашки в виде снежинок, ёлочек — такое оформление особенно нравится воспитанникам младших групп;
книжки-гармошки (отличный способ организовать поговорки, пословицы, загадки и стихотворения по теме);
«дверцы» для размещения календаря погоды (в средней и старших группах) или тематического стихотворения (в младших группах);
«окошки» для оформления тематических иллюстраций;
вращающийся «барабан», на секторах которого могут быть приклеены, например, картинки с приметами зимы (снег, гололёд, санки/лыжи/коньки, тёплая одежда).
Что касается способа оформления материалов, то самым удобным является размещение текстовой информации или картинок на картонных карточках (или на заламинированных бумажных).
Одной из особенностей оригинального пособия являются разные форматы презентации материалов:
картинки — либо с текстом, либо без (первые — для иллюстрации рассказов по теме, вторые — в качестве основы при составлении детьми устных сочинений-описаний);
пазлы — на 4–6 деталей для малышей, максимум на 10 элементов для среднего дошкольного возраста и до 20 деталей для старшего;
игры (на карточках описываются условия);
рифмовки (для всех групп, но с учётом возрастных особенностей восприятия текстов, например, для первой и второй групп это будут четверостишия);
загадки (в первой младшей группе этот блок не включается в пособие, так как у детей ещё нет опыта для разгадывания загадок);
пословицы, поговорки (для пособия, адресованного старшим дошколятам);
календарь наблюдений за погодными условиями — для детей старшей и подготовительной групп (текущую погоду ребята обозначают специальными картинками с изображением солнца, снега, облаков и т. д.);
Материалы и инструменты:
коробка из гофрокартона (например, используемая для фасовки пачек бумаги для принтера);
ножницы;
клей;
тесьма для завязок;
скотч (широкий и двусторонний);
самоклейка ;
цветной картон ;
картинки и распечатанные подписи для оформления конвертов.