Шагалова Елена Николаевна
Лэпбук «Мир профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук «Мир профессий»
Цель: расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
В связи с реализацией ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту и наиболее эффективно решали все задачи образовательных областей. Сегодня я расскажу вам о интересном методическом пособии, которое сделала для занятий с детьми – лэпбук «Мир профессий». Лэпбук — это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка.
Публикация «Лэпбук „Мир профессий“» размещена в разделах
- Лэпбук «Профессии»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» май 2023
Тема «Профессии» является важной частью курса ознакомления с окружающим миром, который, в свою очередь, фокусируется сразу на нескольких образовательных направлениях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Тема «Профессии» рассматривается с младших групп и вплоть до подготовительной группы.
При создании нашего лэпбука «Мир профессий» учитывался такой способ организации материала, который позволил бы не только обобщить информацию, но и открывал бы возможности для пополнения знаний, умений и навыков детей разного возраста.
Наш лэпбук позволяет не только удобно организовывать материалы по теме так, чтобы они соответствовали программным задачам и уровню развития детей, но и приобщить ребят и родителей к творческому процессу в процессе становления пособия. Работа с лэпбуком способствует развитию пытливости у дошколят, а также помогает воспитателю организовать индивидуальную, групповую работу, поддерживая интерес ребят к теме.
Лэпбук помогает : наглядно систематизировать информацию; развивать познавательный интерес и творческое мышление; заинтересовать даже самой скучной темой; научить детей простому способу запоминания; объединить всю группу детей для увлекательного и полезного занятия.
С помощью нашего лэпбука, мы знакомим детей с различными профессиями в игровой форме. Дидактическое пособие лэпбук «Мир профессий» представляет собой картонную папку, обклеенную бумагой. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме. В процессе знакомства у детей будут сформированы: четкие представления о названии профессии; месте работы человека; материале для труда; орудиях труда; трудовых действиях; результатах труда; пользе труда для общества, почему нужно уважительно относиться к людям всех профессий. Наш лэпбук можно использовать в коллективной и индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста 4-7 лет. Применяя лэпбук в работе с детьми, можно сделать вывод, что это очень удобное и полезное пособие, которое постоянно можно пополнять и усложнять новым материалом, исходя из возраста детей.
Содержание лэпбука «Профессии»
1. «Стихи о профессиях».
Цель: развитие знания детей о профессиях через стихотворения, развитие памяти, выразительности.
Ход: Воспитатель читает стихотворения, затем беседует по стихотворению. После этого предлагает заучить.
2. Кармашек «Что нужно в этой профессии»
Цель: расширяем и закрепляем знания детей о профессиях, о предметах, которые используются в различных профессиях.
Описание: Игра проводиться одновременно с 5 - 6 детьми. Каждому ребенку выдается по одной большой карточке с изображением профессии (плотник, музыкант, художник, врач, повар). После постепенно показываю по одной маленькой карточке с изображением инвентаря. Тот ребенок, которому подходит данный инвентарь согласно профессии, поднимает руку и выкладывает в свою таблицу. В конце игры обсуждаем, правильно ли ребята выбрали инвентарь согласно данной профессии.
3. Кармашек «Расскажи о профессии»
Цель: развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием элементов мнемотехники, обогащение словарного запаса, развитие разговорной речи.
Детям предлагаются карточки с изображением представителей профессий и мнемотаблица, и они составляют рассказ о любой профессии. Используя мнемотаблицу при составлении рассказа, дети легче запоминают и стараются последовательно и связно рассказать, понять главные смысловые звенья сюжета.
4. Игра с прищепками «Профессии»
Ход игры.
Воспитатель называет глагол: «Воспитывает…» Ребенок продолжает: «Воспитатель».
Копилка слов: учит – учитель, строит – строитель, грузит – грузчик, сторожит – сторож, летает – лётчик, танцует – танцор, поёт – певец, продает – продавец.
5. Игра «Кто, чем работает» (2 вариант с прищепками)
Воспитатель: «Я покажу вам круг с изображением людей разных профессий, а вы ответите: какими инструментами они работают?»
Вопросы:
- Чем работает сапожник? /Молотком, гвоздями/.
- Чем работает парикмахер? /Ножницами, феном, расческой/.
- Чем работает столяр? /Молотком, гвоздями, рубанком и т. д. /.
- Чем работает каменщик? /Мастерком, раствором/.
- Чем работает водопроводчик? /Гаечным ключом, плоскозубцами/.
- Чем работает маляр? /Кистью, катком, клеем/.
- Чем регулирует движение полицейский? /Жезлом/.
6. Игра «Мужские и женские профессии». В конверте находятся две куклы, которых надо одеть.
Цель: Ознакомления с одеждой разных профессий, развитие фантазии, воображения.
Оборудование игры: плоскостные изображения рабочей одежды для кукол, плоскостные изображения кукол: мальчики и девочки
Игровое действие: Педагог рассказывает детям о том, что куклы собираются на работу, каждый должен одеться в рабочий костюм. Воспитатель читает загадки, дети должны догадаться и одеть куклу в соответствующий костюм. Дети подбирают одежду и называют соответствующую мужскую или женскую профессию.
Затем взрослый просит детей закрыть глаза, путает предметы одежды. Дети исправляют ошибки. Игра повторяется несколько раз.
Игра может проводиться с куклами, для которых специально сшиты разные рабочие костюмы
7. Игра «Что лишнее»
Цель: развитие умения находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний; расширение знаний детей о профессиях.
Дидактический материал: карточки
Игровое действие:
Предложить детям найти лишний предмет, не относящийся к данной профессии и объяснить свой выбор.
8. Игра «Собери картинку».
Цель: Формирование у детей представления о целостном образе предмета.
Дидактический материал: разрезные картинки из 4 -6 частей. Картинки, соответствующие изображениям на разрезных картинках.
Игровое действие:
Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомых профессий. Детям-участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целая картинка. По окончании выполнения задания детям предлагаются для выбора и соотнесения две картинки, которые они сравнивают с изображением.
9. Кармашек «Номера телефонов экстренных служб»
Цель: расширение и закрепление знаний детей о профессиях, умения называть профессию экстренных служб.
Дидактический материал: карточки с изображением телефонов и карточки с изображением профессий.
Игровое действие:
Ребенок называет номер телефона и профессию. Которая приедет на вызов.
Задавайте следующие вопросы ребенку:
-назови профессию
-что делает человек данной профессии
-какие инструменты использует человек данной профессии
-какую пользу приносит эта профессия
10. Кармашек «Раскраски»
Цель: Развитие мелкой моторики, внимания, памяти. Закрепление знаний цвета, формы, цифры. Воспитывание усидчивости, аккуратности, самостоятельности.
Знакомясь с профессиями, воспитатель предлагает раскрасить понравившуюся ему картинку, находящуюся в конвертике «Раскраски».
11. Игра «Угадай-ка»
Кармашек содержит загадки о профессиях.
Цель: развитие способности отгадывать загадки, мышления детей, закрепление знания о профессиях, развитие внимания, памяти, сообразительности.
Использование загадок в работе позволяет развивать мышление ребёнка, скорость реакции психических процессов, а также проверить, смогут ли дети узнать профессии по загадкам. Дети с удовольствием слушают и отгадывают загадки.
12. Кармашек «Собери картинку и расскажи»
Цель: Расширение представлений детей о мире профессионального труда.
Дидактические материалы: силуэт профессии, с одной стороны которой липучки, с другой сюжетные картинки «Что делает эта профессия»; разрезанные карточки-пазлы с изображением элементов профессий.
Игровое действие:
На силуэте изображена профессия в действии, ребенку предлагается определить эту профессию и подобрать соответствующие разрезанные картинки, а также составить подробный рассказ о профессии.
Если ребенку сложно это сделать, то воспитатель может задавать наводящие вопросы:
-Кто нарисован на картинке?
-Обратите внимание, во что он одет. Нужна ли этому человеку для работы специальная одежда? Как она выглядит?
-Где может работать этот человек?
-Какую работу он выполняет?
-Люди этой профессии работают на улице или в помещении?
-Какие инструменты или оборудование нужны ему для работы?
-Чем нравиться вам эта профессия?
-А чем она важна для других людей?
13. Кармашек «Профессии» - игра – лото.
Цель: ознакомление детей с названиями профессий, их значениями.
Дидактический материал: в пособии представлены 16 профессий и карточки к каждой профессии.
Игровое действие: В игре участвуют от одного до шестнадцати участников. Задача каждого игрока – подобрать карточки (атрибуты) соответствующие определенной профессии.
Ведущий показывает карточки по одной. Игроки заполняют свои игровые поля. Если игрок не внимателен, ведущий карточку кладет вниз стопки. Выигрывает тот, у кого быстрее всех заполнилась вся большая карточка.
Усложнение: Попросить ребенка подобрать из карточек форму одежду характерную для определенной профессии.
Предложить ребенку рассказать про профессии своих родителей и какую значимость их профессия несет для общества.
Предложить ребенку рассказать, кем бы он хотел стать, когда вырастет и почему.