Елена Дудко
Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС. Как можно самостоятельно сделать лэпбук?
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.
Публикация «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС, Как можно самостоятельно сделать лэпбук?» размещена в разделах
Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная среда в группе. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Именно мы, педагоги, создаем условия в детском саду для полной реализации развития детей, их возможностей. Современному воспитателю постоянно приходится находиться в поиске новых форм и методов организации образовательной деятельности и игрового пространства группы.
Одним из средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга).
Еще его называют книжка-раскладушка тематическая папка, или иными словами интерактивная папка.
Это такая книжка-раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами разных форм, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. В этой папке собирается материал по определенной теме.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде :
• информативен;
• полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
•пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
• обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;
•является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
•вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части); •его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
•обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Лэпбук обеспечивает :
• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
• развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности;
развитие воображения, творческой активности и инициативы, в том числе речевой;
• возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
• создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.
1. Лэпбук – активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;
2. Появляется возможность проявить себя каждому ребёнку!
3. Помогает детям лучше понять и запомнить информацию;
4. Лэпбук – позволяет сохранить собранный материал;
5. Это просто интересное и творческое занятие!
Лэпбук – разновидность метода проекта.
Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
1. целеполагание (выбор темы)
2. разработка лэпбука (составление плана)
3. выполнение (практическая часть)
4. подведение итогов
Как можно самостоятельно сделать «лэпбук»?
С чего начать?
Работа проходит в несколько этапов:
• выбор темы;
• составление или обсуждение плана;
• создание макета;
• создание шаблона лэпбука;
Тема лэпбука
1 этап – выбор темы. Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Но на своем опыте я могу сказать, что лучше всего получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему : «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Праздники», «Космос», «Профессии».
Такой лэпбук получится очень обзорным. Получится обзорная книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для маленьких детей (дошкольников, для которых и эти факты являются новыми.
2. План
На этом этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени, в зависимости от темы и особенностей детей
3. Макет
3 этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Вот здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые, начиная от самой простой - текста, до игр и заданий.
И все это размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д. и т. п.
Делается зарисовка на черновике стандартного формата - листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.
4. Создание шаблона
Самый кропотливый этап – создание шаблона – практическая работа. В соответствии с макетом (зарисовкой нашей) надо сделать шаблон папки в натуральную величину. Можно создать шаблон вручную, можно на компьютере, используя специальные программы.
Материалы и инструменты
ля создания лэпбука вам понадобятся такие материалы:
Картонная папка-основа.
Бумага.
Ножницы.
Клей-карандаш для бумаги.
Степлер.
Скотч.
Могут понадобиться скрепки.
Все зависит от вашего воображения.
Шаблон распечатываем, вырезаем детали, приклеиваем все на свои места.
Лэпбук готов! Можно заниматься.
Разновидности лэпбуков.
В зависимости от назначения:
учебные;
игровые;
поздравительные,
праздничные;
автобиографические ( папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т. д.)
В зависимости от формы:
стандартная книжка с двумя разворотами;
папка с 3-5 разворотами;
книжка-гармошка;
фигурная папка.
Организация материала:
стандартные кармашки;
обычные и фигурные конверты;
кармашки-гармошки;
кармашки-книжки;
окошки и дверцы;
вращающиеся детали;
высовывающиеся детали;
карточки;теги;стрелки;пазлы;
чистые листы для заметок и т. д.
Зачем лэпбук педагогу?
•структурировать сложную информацию
•развивает познавательный интерес и творческое мышление
•разнообразить даже самую скучную тему
•научить простому способу запоминания
•объединить группу детей в детском саду (всю семью) для увлекательного и полезного занятия
Замечательные возможности создания и использования лэпбука подтолкнули меня сделать тематические лэпбуки, как методическое приложение к рабочей программе.
Моя папка - раскладушка содержит весь практический методический материал в соответствии с целями и задачами реализуемой рабочей программы. Это своего рода «копилка» учебного материала, удобное средство сбора, систематизации, обобщения и последующего воспроизведения накопленных знаний. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Первый разворот лепбука - «История, факты, традиции». На этих страницах в конвертиках помещены различные мини-книжки, дающие информацию о том, какие игрушки были раньше и теперь, об истории новогодних игрушек, как справляют Новый год дети в других странах, карточки с изображение старинных и современных открыток, картотеки картинок с изображением новогодних игрушек
Далее идет раздел «Это интересно» .Картинки, символы, предметы, расположенные в ней вызывают у детей вопросы, желание узнать, догадаться. Информацию можно менять и дополнять в зависимости от ее накопления. Здесь же разместились загадки и стихи о новогодних игрушках.
Особая страничка «Давайте поиграем» - место, где ребенок может оставить свой подарок (игрушку) или отразить впечатления за день. На этой страничке, в кармашках всегда есть различные материалы для творчества (раскраски, материал, схемы изготовления поделок, картинки и др.)
В течение дня дети могут взять любую информацию из кармашков лепбука. Красочное оформление дидактических заданий, мини-книжечек, различных игр привлекает детей, и они погружаются в творчество и изучение чего-то нового. Таким образом, информация, представленная, в лэпбуке выполняет познавательную и развивающую функцию.
Такой лэпбук подходит для многократного применения, достаточно периодически менять информацию в нем.
Значение для педагога:
- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
- способствует оформления результатов совместной проектной деятельности;
-способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
Значение для ребенка:
-способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
-способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;
-способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй. Формы работы с родителями постоянно меняются.
Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Одной из таких форм работы с родителями является лэпбук.
Родители обеспечивают поддержку:
организационную (экскурсии, походы)
техническую (фото, видео)
информационную (сбор информации для лэпбука)
мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)
При этом лэпбук — это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы.
Результаты использования лэпбука :
-быстрое запоминание стихов, информации;
-проявление повышенного интереса к содержанию;
-проявление самостоятельности при работе с лэбуком;
-проявление интереса со стороны родителей.
Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.
Таким образом, мы видим, что метод Лэпбук актуален и очень эффективен. В использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Материалы для лепбуков нахожу в интернете.
Могу поделиться :
https://ped-kopilka.ru/blogs/olga-nikolaevna- artemenko/master-klas-lyepbuk-zdravstvui- osen.html - Лэпбук своими руками на тему:
Осень https://izbenka.org/igrovaya/novaya-stranica/chast- 9-zavershayushchiy-etap-lepbuk/ - экологический игровой лэпбук
https://pinme.ru/u/mami/lepbuk/ -шаблоны для лэпбуков, шаблоны кармашков
https://www.tavika.ru/ - поделки, игры, опыты для детей,
идеи лэпбуков для начинающих
https://www.maam.ru/obrazovanie/lepbuki https://pinme.ru/u/mami/lepbuk/ - шаблоны кармашков
https://www.maam.ru/detskijsad/ - примеры лэпбуков
https://dailykids.ru/deti/lepbuk-svoimi-rukami/ -шаблоны для лэпбуков
https://smart-oowl.blogspot.ru/ - лэпбуки, опыты, эксперименты